Road show. Стратегия 2014–2015
Месяц назад я встречался с руководителями одной крупной фаст-фуд сети. Мы сидели в офисе в центре Москвы и говорили о «Додо Пицце». Топ-менеджеры были искренне удивлены оборотами наших пиццерий. Я долго рассказывал про бизнес-идею, культуру, ценности, нашу систему и ИТ-революцию в фаст-фуде, но все это вызвало больше скепсиса, чем интереса. Они не понимали, зачем мы тратим на это деньги. В финале мне задали вопрос: «Когда вы хотите продать вашу компанию Domino’s или Papa Johns?»
Нет, они меня совсем не поняли. Наши амбиции гораздо дальше. Мы хотим создать глобальную компанию родом из России, которая выйдет на мировые рынки и принесет туда что-то новое. Мы хотим конкурировать и побеждать американских гигантов. Когда я все это сказал, в воздухе повисла неловкая пауза. Нет, я вовсе не сумасшедший. Это большая наглая цель, от которой захватывает дух. Она как ядерный реактор питает энергией меня и компанию и делает нашу жизнь интересной.
Возможно то, о чем буду рассказывать в ближайшие два дня покажется вам фантастикой. Но два года назад мысль о том, чего мы достигли сегодня, также была бы похожа на сказку. Сегодня мы ставим перед собой цель создать к 2020 году международную компанию и выйти на IPO. В 2020 году мне будет 39 лет. В ближайшие 7 лет нам предстоит активно поработать, зато нам будет, что вспомнить и чем гордиться. А потом мы поставим новые цели.
Мысли глобально — действуй локально. Сегодня я расскажу о нашей стратегии в ближайшие два года. Завтра — о развитии до 2020 года.
На чем основаны эти планы?
- «Ближайшие два года» — на опыте, логике развития, понимании приоритетов, проблем и задач текущего бизнеса.
- «Семилетный план до 2020» года это реалистичная цель, которую мы перед собой ставим, опираясь на оценку наших возможностей, потенциал системы к масштабированию и опыт развития мировых сетей.
Стратегия 2014–2015
В 2014–2015 годах мы будем готовиться к большому рывку после 2015. У нас будет две главные цели на этом этапе.
Цель № 1: создать «продукт». Мы должны доделать и отшлифовать бизнес-модель, розничный формат, Dodo IS. Мы должны создать прочную бизнес-систему, команду и компанию, которые позволят после 2015 года быстро масштабироваться. Основной «продукт» будет создан в эти два года. В 2016–2020 годах мы будем тиражировать и развивать то, что построили до этого. В 2011–2013 мы заложили фундамент.
Цель № 2: «выйти в плюс». На деньги, полученные от третьего инвестора, мы должны развить собственную и франчайзинговую сеть до такого уровня, чтобы вся компания в целом стала прибыльной. В дальнейшем поддержка и развитие бренда, бизнес-системы, Dodo IS будут финансироваться из собственной прибыли. Наша розничная сеть также должна будет развиваться на собственную прибыль и банковские кредиты, которые будут привлекаться на открытие конкретных пиццерий. Франчайзинг будет развиваться на собственную прибыль.
Мы должны реализовать поставленные цели, используя ресурсы, которые получим в третьем инвестиционном раунде, так как до IPO в 2020 году мы не планируем больше привлекать акционерный капитал.
Россия отличается от США. Штаб-квартира огромной американской корпорации Wal-Mart находится в городе Бентовилль, где проживает всего 35 тысяч жителей. К сожалению, мы не сможем сохранить центр компании в Сыктывкаре. Мы приняли решение переносить штаб-квартиру в столицу. Почему?
Напомню, «Додо Пицца» — это три компании — собственная сеть, оператор франчайзинга и «разработчик ПО и бизнес-процессов». В 2014 году все наши компании столкнутся с объективными препятствиями в Сыктывкаре, которые будут тормозить глобальное развитие.
- Розничная компания. После того, как мы откроем еще одну, четвертую, пиццерию в Сыктывкаре, дальше нас ждет 300 километров тайги до ближайшего крупного города. Расстояния такие, что совершенно не важно, где открываться — в «соседнем» Кирове (413 км) или в Москве. Нам нужен рынок, где рост сети не будет ограничен его размерами. Собственная сеть для нас это «кузница кадров». Нам нужны лучшие люди, а значит необходим рынок с огромным человеческим потенциалом. Также столичный рынок очень важен для получения опыта и повышения значимости бренда.
- Франчайзинговая компания. Москва является логистическим «хабом» России. Наши пиццерии разбросаны по всей стране. Расположение Учебного центра и офиса франчайзинговой компании в Сыктывкаре усложняет и удорожает логистику наших менеджеров и франчайзи. В столице находятся все крупные поставщики и производители. Решение всех сетевых вопросов, как правило, привязаны к Москве.
- Додо Систем. Мы создаем «продукт» (бизнес-система, Dodo IS, маркетинг, продуктовая линейка), который должен будет конкурировать на мировом рынке. Для создания выдающегося продукта нужны люди. В Сыктывкаре мы уже столкнулись с кадровой проблемой. У нас просто живет слишком мало людей. Сегодня мы уже делаем невозможное — в наш небольшой город приезжают работать со всей страны и даже с Москвы, но этого мало. Для того, чтобы найти «золото», нужно перемыть огромное количество «породы». Может быть это звучит слишком жестко, но это так. Нам нужен огромный столичный рынок, который привлекает пассионарных людей со всей страны.
В 2014 году мы продолжаем работать в Сыктывкаре. Розничная компания должна будет открыть четвертую пиццерию. Мы будем оттачивать сетевую модель с Центром контроля качества. Задача — отшлифовать бизнес-процессы, поднять эффективность, подготовить менеджеров. Франчайзинговая компания из Сыктывкара качественно и не надрываясь запускает в 2014 году восемь партнерских пиццерий. Учебный центр, группа проектировки Dodo IS работают в прежнем режиме в Сыктывкаре. Все остается по-прежнему. Не ломаем то, что работает.
Параллельно готовимся к высадке в центре. В начале 2014 года отправляем в Москву менеджера, который начинает искать «идеальное» помещение в одном из ближайших подмосковных городов, куда будет перенесена штаб-квартира «Додо Пиццы». Город, где будет найдено подходящее помещение, станет плацдармом для выхода в центр России. К середине 2014 года мы должны будем определиться с местом и начать готовить переезд. Мы создадим центр, который станет фундаментом для будущего масштабирования. Мы сразу же будем ориентироваться на будущее развитие.
Что будет представлять из себя центр «Додо Пицца»?
- Первая пиццерия, которая станет базой для исследовательского и учебного центра.
- Центр контроля качества, склад — распределительный центр, которые будут снабжать тестом, ингредиентами, материалами и упаковкой собственую розничную сеть в Москве и Подмосковье.
- Центральный офис собственной розничной сети.
- Исследовательский центр, где будут работать технологи, аналитики, разработчики Dodo IS.
- Учебный центр, где будут проходить обучение менеджеры и директора, как собственной розничной сети, так и франчайзи. Это будет своеобразный «Университет Додо». Мощности этого центра должны позволить запускать в будущем до 30 пиццерий в месяц.
- Центральный офис франчайзинговой компании.
- Центральный офис всей компании.
Возможно, что какой-то небольшой офис в будущем при необходимости мы создадим в самой Москве. Колл-центры будут всегда находиться в регионах, где стоимость жизни ниже, чем в столице. Колл-центров для страховки будет несколько. Сыктывкарский колл-центр продолжит работу. Возможно, какой-то сетевой офис сохранится в Сыктывкаре. Например, «Поддержка пользователей Dodo IS» или «группа по мониторингу и работе с социальными сетями«.
В середине 2014 года мы начнем постепенно переезжать из Сыктывкара. Сначала заработает пиццерия, потом — все остальное. Наша сыктывкарская команда состоит из молодых людей, кто-то приехал в Сыктывкар из далека, все мобильны. Подавляющее большинство менеджеров готовы к переезду. Все это позволит сохранить корпоративный дух, не позволит нашей культуре раствориться, когда придут новые люди.
Какие задачи будут стоять в 2015 году?
- Розничная компания должна будет открыть четыре пиццерии в Подмосковье. Таким образом в конце 2015 года в ее составе будет восемь пиццерий — четыре в Сыктывкаре и столько же в Подмосковье.
- Франчайзинговая компания в 2015 должна будет запускать по две пиццерии в месяц уже из Подмосковья. К концу 2015 года в сети с учетом роста старых франчайзи должно быть уже 53 партнерских пиццерии.
Развитие собственной и франчайзинговой сетей должно сделать нашу группу прибыльной с учетом расходов на разработку и поддержку Dodo IS и бизнес-системы. К тому же расходы на них должны начать снижаться. Мы планируем завершить активную фазу разработки Dodo IS к концу 2015 года.
Бизнес-план
План выхода на операционную прибыль по всей группе в 2014–2015
Народная пиццерия
В 2014 году мы начнем тестировать формат пиццерии, который станет одним из «локомотивов» развития франчайзинговой сети в 2015–2020 годах. Это модель для небольших городов в России и Украине (от 30 тысяч жителей). Мы уже работаем над ней. Бюджет на запуск такой пиццерии составит всего 2 млн. рублей. И это будет пиццерия с залом и хорошим стильным дизайном.
Мы оптимизируем все, что можно в этой пиццерии. Мы будем применять простые, эффективные и недорогие решения в дизайне зала. Мы договоримся с производителями оборудования, инвентаря, мебели, отделочных материалов о прямых поставках и лучших ценах за счет больших объемов закупок. Даже обычную плитку мы постараемся поставлять централизовано. Мы договоримся с крупным банком о специальной программе для финансирования запуска таких пиццерий. Мы применим всю нашу изобретательность, чтобы сделать по-настоящему «народную пиццерию».
Этот проект откроет двери в предпринимательство для огромного количества людей из небольших городов. В этих городах нет сильной конкуренции. Papa Johns и McDonalds никогда туда не придут, а Subway проиграет, ведь пицца, в отличии от сэндвича, уже давно «народный продукт». Учебный центр в Подмосковье позволит обучать поток франчайзи, а Dodo IS — управлять большим количеством небольших пиццерий, а единый Контакт-центр — контролировать качество сервиса.
Мы будем развивать формат «народной пиццерии» параллельно с проектом для средних и больших городов (сити-пиццерия), где будем придерживаться стратегии, о которой я рассказывал ранее.
Итак, к концу 2015 года мы перенесем штаб-квартиру в Подмосковье, создадим большой Учебный центр для собственной сети и франчайзи, запустим производственную базу для развития в Москве, завершим активную стадию разработки Dodo IS, отшлифуем все процессы и форматы, вырастим менеджеров и станем прибыльными за счет роста количества пиццерий.
Мы будем готовы к большому рывку вперед. Об этом я расскажу завтра.
Эта заметка — часть серии Dodo Pizza online «road show», продолжение следует четко по графику:
23 сентября. Наша бизнес-идея
25 сентября. О компании: структура, команда, корпоративная культура.
26 сентября. Знакомьтесь, наша команда!
29 сентября. История Додо 2010–2012
1 октября. История Додо 2013
3 октября. Dodo IS: обзор, история создания, деньги, планы.
4 октября. Наш продукт: линейка, преимущества, планы.
6 октября. Маркетинг. Бренд. Реклама.
7 октября. Франчайзинг «Додо Пицца».
8 октября. Розничный формат «Додо Пицца».
9 октября. Финансовая отчетность: активы, отчет о прибылях и убытках.
10 октября. Стратегия 2014–2015: бизнес-план, куда пойдут инвестиции
11 октября. Стратегический план-цель 2013–2020
12 октября. Структура бизнеса: схема владения, описание сделки
14 октября. Инвестиционное предложение: elevator pitch, наша оценка 10% компании