Road show. Информационная система DODO IS
В чем особенность нашего подхода?
Dodo IS — это не просто программа, которая существует отдельно от бизнеса. Dodo IS — это неотъемлемая часть бизнеса. Это «пятый элемент». Вместе с нашими уникальными бизнес-процессами Dodo IS образует целостный производственно-программный комплекс. Dodo IS вплетена в наши бизнес-процессы на всех уровнях — кухни, смены, пиццерии, локальной и федеральной сети.
Когда в команду проектировки Dodo IS приходят аналитики, очень важно, чтобы они приняли нашу бизнес-идею. Мы не просто автоматизируем существующие бизнес-процессы. Мы изобретаем — меняем бизнес, используя доступные нам технологии. Я часто сталкивался с таким подходом: «Мы пойдем на производство, поговорим с „пользователями“ и автоматизируем процессы». Но наша главная цель — не просто автоматизировать то, что уже есть, а создать что-то новое. «Люди» не могут попросить то, о чем они не знают. Аналитик Dodo IS — это изобретатель. Он не просто создает программу — он может менять сам бизнес. Именно поэтому тот, кто создает Dodo IS, должен быть сам «пользователем», должен быть очень-очень сильно погружен в бизнес. В первую очередь он должен решать конкретные производственные и бизнес-задачи.
Какую задачу для бизнеса это будет решать? Как это поднимает эффективность? Эти вопросы мы задаем себе при разработке Dodo IS. В зависимости от ответов расставляем приоритеты. Я много рассказывал о системе трекинга, которая позволила нам поднять производительность на кухне. Сейчас я расскажу о блоке «Персонал», который мы начали тестировать в Сыктывкаре.
Dodo IS. Блок «Персонал»
Итак, какую главную задачу для бизнеса решает блок «Персонал»?
Добиться максимальной производительности труда в пиццерии при сохранении стабильного качества продукции, используя доступные на текущий момент человеческие ресурсы.
Каждая часть этого тезиса имеет важное значение:
- добиться максимальной производительности труда,
- при сохранение качества продукции,
- используя доступные человеческие ресурсы.
Что такое «производительность труда»? Это количество единиц продукции, произведенных одним сотрудником в единицу времени. Например, в прошлую пятницу, 27 сентября, пиццерия в Сыктывкаре произвела 440 пицц. Это реальные данные за конкретный день. Вот «скринпринт» из нашей системы:
При этом в течение суток на кухне работало 28 сотрудников, включая кассиров и менеджеров (не включая стажеров и, конечно, курьеров), что составило 210 человекочасов.
Таким образом, производительность труда за сутки 27 сентября в пиццах в ресторане на ул. Первомайской в Сыктывкаре составила — 2,09 пицц в час на человека. Чтобы понять, много это или мало, необходимо измерить «производительность труда» в деньгах, ведь мы производим и продаем не только пиццы, а почасовая ставка сотрудников неодинакова. Для этого мы используем показатель labour cost. Это доля расходов на оплату труда сотрудников в общей выручке.
Стоимость труда работников кухни в сыктывкарской пиццерии 27 сентября составила 28 325 рублей (включая налоги), а общая выручка — 240 023 рублей. Соответственно, labour cost — 11,8%.
От чего зависит производительность в нашем бизнесе? Самый очевидный ответ — от скорости работы сотрудников. А вот и нет. Это не главный фактор. Итоговая «производительность», выраженная в хорошем labour cost, зависит от правильно составленного графика смены.
Если вы выведете на смену много сотрудников, а заказов будет мало, то эффективность труда будет низкой, как бы интенсивно ни работали люди. Если вы поставите мало сотрудников, а заказов будет много, у вас упадут качество и сервис. Таким образом, необходимо достичь баланса — на смене должно быть оптимальное количество работников, при этом поток заказов в различные часы разный, поэтому оптимум для каждого периода свой. А как рассчитать оптимум? Необходимо определить нормы производительности, другими словами, ответить на вопрос: сколько максимально продукции в час должен производить, с нашей точки зрения, сотрудник, чтобы при этом не страдало качество.
Как же Dodo IS может повлиять на производительность труда?
У нас розничный бизнес. Мы можем прогнозировать поток заказов на основе статистики в различные дни и часы. Значит, Dodo IS на основе установленных норм производительности и статистики продаж может помочь составить оптимальный график, при котором эффективность труда будет стремиться к максимальной и при этом не будет рисков потери качества.
Например, мы прогнозируем на основе статистики, что в среду с 10 до 11 утра в конкретной пиццерии закажут 20 пицц. Мы определили, что один пиццамейкер на станции «горячий цех», где производится пицца, может сделать 10 пицц в час без потери качества. Это наша норма. Значит, с 10 до 11 утра в «горячем цеху» должно быть 2 пиццамейкера.
Каждую пиццерию в зависимости от размера мы делим на «станции». Для каждой станции устанавливаем свои нормы производительности. Так, на станции «менеджер смены» может быть установлена норма — всегда один человек независимо от объема продаж. На станции «касса» норма может быть установлена не от количества продуктов, а количества от заказов.
Но здесь надо учитывать еще один фактор. Менеджер, который составляет графики, работает в условиях ограниченных ресурсов. В реальной жизни он не может всегда вывести на смену столько людей, сколько ему рекомендует система. Людей не хватает, они болеют, сдают экзамены, не могут работать более 8 часов или 6 смен подряд, не хотят работать короткие смены. И здесь нам может очень сильно помочь система! Она предложит оптимальный график в условиях имеющихся человеческих ресурсов и возможностей.
С помощью Dodo IS мы создаем простой и удобный инструмент для решения этих задач, причём инструмент максимально адаптированный под специфику именно нашего бизнеса.
Напомню, что главная задача:
добиться максимальной производительности труда в пиццерии при сохранении стабильного качества продукции, используя доступные на текущий момент человеческие ресурсы.
При составлении графиков мы используем данные о погоде, так как она влияет на скачки спроса, динамику продаж прошлых периодов, анализируем показатели labour cost (LC — стоимость труда сотрудников кухни к общей выручке) и DC (delivery cost — стоимость труда курьеров к выручке на доставку) за прошлые дни.
Для линейных сотрудников пиццерии в Dodo IS создан специальный интерфейс. Они смогут зайти из дома на наш сайт (а Dodo IS это и есть сайт) и составить «карту возможностей», то есть указать дни, когда они не могут работать. На основе этих возможностей, норм производительности для каждой станции, квалификации сотрудников и прогноза продаж Dodo IS предложит менеджеру оптимальный график. Менеджер сможет его подкорректировать вручную, учитывая тренды, прогноз погоды или какие-то другие факторы.
Интерфейс для линейных сотрудников:
Интерфейс менеджера для составления и корректировки графиков смен:
Таким образом, информационная система реально влияет на увеличение эффективности и прибыльности «Додо Пиццы», так как стоимость труда является одной из главнейших статей расхода для нашего бизнеса.
Мы называем это «dodo-эффект»
Серьезного dodo-эффекта мы уже добились с помощью блока «трекинг» в увеличении производительности кухни. Планируем добиться dodo-эффекта в материальном учете, еще одном важнейшем блоке, который сейчас активно разрабатывается.
Когда мы начали делать Dodo IS, я и не предполагал, какого масштаба все это достигнет. Сейчас я понимаю, что фактически мы делаем свою «облачную» ERP-систему. Параллельно с сетью пиццерий мы создаем серьезный информационный продукт.
На 1 октября 2013 года в создание Dodo IS инвестировано 11 630 366 рублей живых денег. Много это или мало? Мое мнение, мы работали эффективно и добились хороших результатов. Наша система еще не идеальна, многое еще предстоит сделать, но она уже работает и приносит деньги бизнесу. Сегодня Dodo IS бесперебойно обслуживает 9 пиццерий. Это программный комплекс, который объединяет все пиццерии, офисы, кол-центр, сайт в одну сеть. В Dodo IS принимаются заказы на розничных кассах, в кол-центре, на сайте. В Dodo IS идет управление изготовлением всех продуктов на кухнях всех пиццерий. В Dodo IS создаются маркетинговые акции. В Dodo IS осуществляется управление персоналом, фиксация сотрудников на смене, мотивация. В Dodo IS есть аналитика, отчеты, CRM. И все это в онлайне по всей сети. И мы движемся дальше. С сильной командой и как показала практика, в правильном направлении.
Больше о Dodo IS:
- Путь Додо — общая идея
- Общая информация, структура
- Трекинг заказов — концепт
- Прием заказа, трекинг, маркетинг
- Трекинг — dodo-эффект
- Время изготовления продуктов
- Кассовый модуль
- Сайт
Команда Dodo IS на 1.10.2013
- Федор Овчинников, Сыктывкар — product owner, бизнес-архитектор.
- Давид Милушев,Сыктывкар — Москва — ИТ-директор, в «Додо Пиццу» в Сыктывкар переехал из Москвы, где шесть лет работал в компании SAP на позициях scrum master и project lead. Отвечает за все, что связано с ИТ в нашей компании, в том числе и за разработку информационной системы Dodo IS.
Команда Проектировки Dodo IS / Поддержка — офис в г. Сыктывкар
- Анастасия Анферова, Сыктывкар — бизнес-аналитик, в «Додо Пиццу» пришла из софтерной компании «Магнетософт», в данный момент занимается проектировкой блока «Персонал» в Dodo IS.
- Галия Давлетова, Сыктывкар — бизнес-аналитик, программист, пришла в компанию из банка МБРР, в данный момент ведёт проект «облачная касса», поддержку пользователей, сбор требований к системе.
- Ренат Рафиков, Сыктывкар-Уфа — проектировщик пользовательских интерфейсов, дизайнер, аналитик, приехал в Сыктывкар из Уфы, создал множество интерфейсов для Dodo IS и даже больше, в данный момент развивает как менеджер проекта сайт dodopizza.ru. Блог Рената.
- Артем Скворцов, Сыктывкар — проектировщик интерфейсов, дизайнер. В данный момент работает с Анастасией Анферовой над блоком «Персонал».
- Сергей Сажин, Сыктывкар — системный администратор, отвечает за работоспособность нашей «облачной» информационной системы, ведет проект по автоматизации Контакт-центра «Додо Пицца».
Команда Разработки Dodo IS — офис в г. Коломна
- Александр Шибанов, Коломна — руководитель команды разработки информационной системы Dodo IS.
- Дмитрий Пирязев, Минск — архитектор, ведущий программист Dodo IS. Саша и Дима — «отцы-основатели» Dodo IS. Их историю читайте здесь.
- Андрей Моревский, Москва — ведущий разработчик, пришел в нашу команду с позиции руководителя направления архитектуры московской компании Rapid Soft, принимал участие в создании системы лояльности «Связной Клуб» и интернет-банка для «Связного».
- Андрей Лифантьев, Коломна — старший программист.
- Александр Муравлюк, Коломна — программист.
- Вадим Аминов, Коломна — программист.
- Иван Обухов, Коломна — тестировщик Dodo IS.
Эта заметка — часть серии Dodo Pizza online «road show», продолжение следует четко по графику:
- 23 сентября. Наша бизнес-идея
- 25 сентября. О компании: структура, команда, корпоративная культура.
- 26 сентября. Знакомьтесь, наша команда!
- 29 сентября. История Додо 2010–2012
- 1 октября. История Додо 2013
- 3 октября. Dodo IS: обзор, история создания, деньги, планы
- 4 октября. Наш продукт: линейка, преимущества, планы
- 5 октября. Маркетинг. Бренд. Реклама
- 7 октября. Франчайзинг «Додо Пицца»
- 8 октября. Розничный формат «Додо Пицца»
- 9 октября. Финансовая отчетность: активы, отчет о прибылях и убытках
- 10 октября. Стратегия 2014–2015: бизнес-план, куда пойдут инвестиции
- 11 октября. Стратегический план-цель 2013–2020
- 12 октября. Структура бизнеса: схема владения, описание сделки
- 14 октября. Инвестиционное предложение: elevator pitch, наша оценка 10% компании