Инвестор сказал — инвестор сделал. Александр Журба проиграл пари, и в минувшую субботу в начале одиннадцатого он уже был в «Додо Пицца» в Химках, получал инструкции о том, как управляться с кассой. Через час появился и Федор, приехавший в пиццерию прямо из аэропорта. С собой из Сыктывкара он привез для нового сотрудника «Додо» самую большую фирменную майку, какую только смогли найти.
«Надеюсь, у тебя касса сойдется, — улыбаясь, пожелал он проигравшему, вручая Александру оранжевую форму, — потому что у меня она никогда не сходится». «Не хочу паниковать, но там что-то ползет», — заметил еще не освоившийся на новом месте инвестор, указывая на печь, из которой выезжал свежеиспеченный додстер.
Он явно еще не слишком уверенно чувствовал за прилавком и надеялся на помощь основателя «Додо». Тот, впрочем, помыв руки и переодевшись, встал на линию, наивно полагая, что сможет помочь в этот день на кухне.
«Давайте поставим цель, чтобы вообще без красных пицц, — подбодрил он коллег. — Я буду на раскатке. А то рецептов не знаю». В Dodo IS красным цветом отмечаются на планшетах пиццы, время приготовления которых превышает положенное по стандарту.
Вскоре выполнить эту цель стало едва ли возможно. Если до двенадцати на кухне было больше народу, чем в зале, то в полдень, время официального старта акции, у прилавка уже начала выстраиваться очередь.
Это не помешало Федору обращать внимание на то, что происходило на кассе. «Вам пиццу на тонком тесте или на толстом?» — спросил Журба очередного гостя. «Не на толстом, а на традиционном, — поправил Федор, улыбаясь. — Тебе рассказали о наших стандартах? Их нужно знать. А то вдруг тайный покупатель придет? Уронишь в Химках рейтинг».
Впрочем, хозяева пиццерии Иван и Алена Тиховы выглядели вполне довольными своим новым сотрудником и даже предлложили ему постоянную работу — через пару часов он уже освоился с кассой и обслуживал гостей быстро и весело.
«Может додстер?» — предложил он гостю, который не мог решить, что выбрать. «А что это?» — последовал вопрос. «Ну, это додо-шаверма», — ответил Александр.
Очередь все росла. Многие специально приехали в Химки, чтобы посмотреть на венчурного инвестора за кассой и на основателя пиццерии на кухне. Кто-то хотел с ними сфотографироваться, кто-то подписать книгу, которая продавалась тут же, кто-то просто поболтать…
Попросив автограф, дама сказала: «Федор, давайте так: сейчас мировая дистрибуция, а потом в президенты. Согласны?» «Пока нет», — ответил Федор.
Анонсируя акцию в Химках, он обещал всем желающим экскурсии по пиццерии. Вскоре народ ему это припомнил, и основателю «Додо» пришлось покинуть линию, что не улучшило ситуацию со скоростью обработки заказов, хотя на кухню вышли чуть ли не все сотрудники Химок.
Хозяева пиццерии, похоже, планировали оставаться в зале, следя за порядком. Увидев, что кухня зашивается, Алена надела фирменную майку и ринулась помогать. «Такое чувство, что это мы проспорили Федору, а не Журба», — говорила она, едва успевая пополнять запасы теста, готовых коробок, крышечек для напитков…
Но жаловаться-то не приходилось: уже в середине дня пиццерия, которая начала работать только в феврале, пробила суточный рекорд выручки в 70 с лишним тысяч рублей.
Дело, впрочем, было не в деньгах. Думаю, все, кто заходил тогда в «Додо Пицца», сразу чувствовали особую атмосферу, сложившуюся в зале, несмотря на дождливое нелетнее утро.
Тут были и московские стартаперы, и сотрудники «Додо» из других городов, заглянувшие проездом по пути в Италию на соревнования по пицца-фристайлу, и инвесторы, и читатели блога, и партнеры-франчайзи «Додо», которые обменивались опытом, и те, кто думал встать под знамена сети в ближайшем будущем, и поэтому хотел узнать о сети побольше…
Зал был переполнен людьми, которым явно нравилось быть друг с другом. Многие приехали с маленькими детьми. Многие были знакомы. Люди фотографировались. Общались. Шутили. Пробовали пиццу…
Ничего особенно как будто не происходило: одни люди готовили пиццу, наливали напитки (причем только безалкогольные), выпекали сэндвичи, а другие люди их покупали и ели. А ощущение праздника почему-то не покидало.
«Это будет добрая и позитивная акция», — обещал Федор, приглашая на нее своих подписчиков в «Фейсбуке». Кажется, не обманул.
Весь день я провел на ногах, и под вечер почувствовал, что голова гудит. Пришлось присесть. Александр еще час-полтора бодро принимал заказы на кассе, не сойдя со своего места, кажется, ни на минуту.
«Чтоб я еще с Овчинниковым когда-нибудь спорил, — наконец, сказал он в восемь, когда смена его закончилась и теперь его самого накормили пиццей — О, девятнадцать неотвеченных от жены, а так все замечательно».
Он признался, что венчурного инвестора это очень полезно, поработать вот так в поле и пообщаться с людьми, ведь подобный опыт помогает принимать решения, опираясь на понимание того, как устроен бизнес на самом деле.
Иногда он бывает устроен не слишком удобно. Журба посоветовал Ивану и Алене перевесить дверь на холодильнике для десертов — а то она открывалась так, что доставать чизкейки было несподручно.
На следующий день он и вовсе прислал Федору целый список замечаний о совершенствовании интерфейса кассы — всего восемь пунктов, включая предложение внедрить список самых популярных продуктов или сделать отдельный таймер заказов для кассира…
Александр также выдал и отдельные рекомендации для Химок: помимо перевески «двери с кукисами», набралось еще семь советов. «Вот почему нужно ходить в гембу», — написал Федор, публикуя этот список в «Фейсбуке».
В этот день Химки приняли 210 заказов, выручка составил рекордные 164 240 рублей. Всю прибыль, полученную в этот день Химками и сыктывкарскими пиццериями, направили в Благотворительный фонд Константина Хабенского. Получилось 109 592 рублей.
Кстати, касса у Журбы сошлась. Ну разве только не хватило каких-то пяти рублей.
Можно просто сразу делать хорошо.
Сколько часов провели за кассой разработчики-создатели этого чудо модуля?
Было Любопытно.
Мы с партнером по бизнесу приехали из Балашихи проникнуться атмосферой.
Прошлись по первой экскурсии. Прониклись.Отведали вкусной пиццы.
Александр Журба — красавец, работал с душой и пребывал в потоке. Респект!
Федор как законсервированный, только молодеет разьве что :)
Алена Тихова порадовала, окружила гостей теплотой и женской заботой, вот уж во истину женские, хозяйские-гостеприимные качаства невозможно передать. Такое подсильно только “слабому” полу, да и то не всем ;)
Было ярко, многие проявились в своем отношении к происходящему.
Удачи “Додо пицце”, Фёдору и “Бригаде” Химкинского отделения!
Журба молодец, а статья в духе советских агиток прямо сочится сарказмом, скепсисом и усмешечками. Вы собрали деньги, все классно. Саша — мужик, слово сдержал. А тут представляют так, что его как школьника отдрючили и как редкую зверушку гостям показывали. Перегнули.
Вася, советские агитки никогда не “сочились” сарказмом, вы что-то сильно напутали.
Журба — молодец!!!
Красаучики жи есть!
Москва уже окружена с севера, скоро пойдут на приступ.
Федор выжал из этого спора все до капли! :)
Не раз явно тролил Журбу, постоянно поднимал эту тему в своем блоге и статьях, получился отличный маркетинговый ход.
Как говорят — если все это было не правда, так это надо было выдумать.
Еще пару месяцев можно и дальше эксплуатировать эту тему, потом она поднадоесть как доставка коптером. Нужна будет новая идея.
И я не удивлюсь, если Журба не поменял свою оценку капитализации компании Додо. Жаль не пишет свою оценку инвестициям.
А вот про краудинвестинг наверно будет учитывать настырность основателя компании )))
Тоже интересно. Ваши разработчики “ходят в гембу”?
Все должны ходить в гембу, иначе однажды гемба придет за вами. (с) гемба
Какая гемба? Зима близко!
Придут за всеми — белые ходоки! ))
Какая клёвая блестючая чОрная плитка на заднем плане кассы. На классном дизайне сейчас никак нельзя экономить. В маках например иногда тошнит не только от спорных запахов, упоротого клоуна, но и от 100% гавёного дешОвого дизайна ничуть не меньше рвёт.