Wordstat’s market share
Как определить примернуюдолю рынкабыстро, просто и совершенно бесплатно? Сделать это можно с помощью статистики поисковых запросов Яндекса. Безусловно, этот метод дает очень примерный результат и не подойдет для любого бизнеса. Для оценки ситуации на рынке доставки, с моей точки зрения, он вполне подходит и в целом отражает реальную картину. Отличный бесплатный маркетинговый инструмент. Итак, какую информацию для бизнеса мы можем получить из Яндекса?
Яндекс предоставляет статистику поисковых запросов в разрезе конкретных регионов и городов — wordstat.yandex.ru. Выбираем регион. Вбиваем слово «пицца» — смотрим, что искали пользователи вместе с нашим ключевым словом. Получаем данные. Принимаем гипотезу, что структура поисковых запросов примерно соответствует структуре спроса на рынке. Анализируем. Делаем выводы.
Вот, такую таблицу я построил на основании данных Яндекса для всех наших пиццерий. Изучим структуру и проанализируем данные нашей таблицы.
Посмотреть таблицу в Google Docs.**1.*В первой строке таблицы указаноколичество жителей*города. Численность населения нам потребуется далее для того, чтобы рассчитать метрику «количество поисковых запросов на одного человека». На основании этой метрики мы строим гипотезу о развитости рынка доставки в целом в городе.**2.*Вторая строка«пицца против Суши»*показывает, какой запрос популярнее в данном городе. Мы делаем предположение, что соотношение поисковых запросов отражают вкусы локальный потребителей. Сравнение количества запросов «пицца» и «суши» для выбранного города отражают предпочтения жителей конкретного города. Если цифра выделена красным, значит количество запросов, связанных с доставкой пиццы больше, чем количество запросов «суши». Если число отрицательное и выделено синим цветом, значит данный город — «территория суши».**3.*Все поисковые запросы, связанные спиццей*, делим на четыре группы, считаем количество и долю каждой группы от общего количества запросов. Вот пример списка запросов по Сыктывкару.Первая группа— это запросы, в которых не был указан какой-либо бренд. Люди не определились с компанией — они просто искали «доставку пиццы». Это самые популярные запросы в каждом городе — «пицца», «доставка пиццы», «заказ пиццы».Вторая группа— это запросы, в которых упоминается «Додо Пицца». Эти пользователи уже знали и хотели заказать именно нашу пиццу.
Втретьей группемы объединяем запросы, где упоминаются все наши конкуренты. Вчетвертой группесчитаем запросы самого крупного конкурента.
Группы поисковых запросов:
Долю группы запросов «Додо Пицца» мы сравниваем с долей самого сильного конкурента и с долей всех конкурентов вместе взятых. Мы будем предполагать, что распределение запросов примерно соответствует ситуации на рынке. Рассмотрим для примера несколько городов присутствия «Додо Пиццы». Жду в комментариях интерпретации по оставшимся городам и альтернативные версии.СыктывкарВСыктывкаре рынок пиццы больше рынка суши на 16,5%. Уверен, что размер рынка зависит от активности игроков и наша компания во многом повлияла на его размер.*Не только спрос рождает предложние, но и предложение рождает спрос.*Количество запросов, связанных с пиццей, на одного жителя Сыктывкара самое большое из всех городов присутствия (0,046). Это с моей точки зрения говорит о том, что рынок развит и конкурентен. Опять же, возможно, наша компания повлияла на его размеры, в том числе и на рост числа конкурентов.
В Сыктывкаре «Додо Пицца» имеет самую большую долю локального рынка из всех городов — 28% всех пользователей, искавших пиццу в Интернете, искали именно «Додо Пиццу»! Конкуренты в совокупности имеют долю — 11%, самый крупный из них — 4,17%. Конкурентов много, но они все имеют небольшие и примерно одинаковые доли рынка.
Главная задача «Додо» в Сыктывкаре — удерживать завоеванную долю под наступлением постоянно появляющихся новых конкурентов.УхтаВ Ухте анализ поисковых запросов показал интересную картину. Во-первых, это настоящая столица Пиццы! Ухтинцы ищут пиццу больше, чем суши аж на 70%! Во-вторых, у «Додо» практически нет конкурентов. Самый сильный конкурент имеет долю чуть менее 1% против 23% у «Додо Пицца».
Главный конкурент «Додо» в Ухте — «Додо». Главная задача — не расслабляться в отсутствии конкуренции и продолжать увеличивать долю рынка.**Смоленск**Смоленск— город пиццы (+17%), рынок развит (второе место — 0,041 запрос на одного жителя). Конкуренты раздроблены. Абсолютного лидера нет. «Додо Пицца» всего на 1,66% опережает «Алло Пицца» (второе место).
Задача — наращивать долю рынка за счет аудитории конкурентов и неопределившихся (75%).
Что думаете о такой методике «прощупывания» картины рынка? Как интерпретируете данные Белгорода, Челябинска (столица Суши –66%!), Самары и Сарапула?Ссылки на первоисточники:Сыктывкар Ухта Белгород Смоленск Самара Челябинск СарапулМосква и Питер в качестве бонуса:Москва Санкт-Петербург
P. S. Удивительно, в Москве лидирует Пицца +48%! А вот Питер — город Суши)Читайте также:Итоги работы «Додо Пицца» в 2012 году Как стать франчайзи «Додо Пицца»? Наша стратегия в 2013 Отчет франчайзи Ухтинская «Додо Пицца» — итоги