Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Wanted: финансовый директор 10.05.2013

Wordstat’s market share

Как определить примернуюдолю рынкабыстро, просто и совершенно бесплатно? Сделать это можно с помощью статистики поисковых запросов Яндекса. Безусловно, этот метод дает очень примерный результат и не подойдет для любого бизнеса. Для оценки ситуации на рынке доставки, с моей точки зрения, он вполне подходит и в целом отражает реальную картину. Отличный бесплатный маркетинговый инструмент. Итак, какую информацию для бизнеса мы можем получить из Яндекса?

Яндекс предоставляет статистику поисковых запросов в разрезе конкретных регионов и городов — wordstat.yandex.ru. Выбираем регион. Вбиваем слово «пицца» — смотрим, что искали пользователи вместе с нашим ключевым словом. Получаем данные. Принимаем гипотезу, что структура поисковых запросов примерно соответствует структуре спроса на рынке. Анализируем. Делаем выводы. 

Вот, такую таблицу я построил на основании данных Яндекса для всех наших пиццерий. Изучим структуру и проанализируем данные нашей таблицы.

Word's share

Посмотреть таблицу в Google Docs.**1.*В первой строке таблицы указаноколичество жителей*города. Численность населения нам потребуется далее для того, чтобы рассчитать метрику «количество поисковых запросов на одного человека». На основании этой метрики мы строим гипотезу о развитости рынка доставки в целом в городе.**2.*Вторая строка«пицца против Суши»*показывает, какой запрос популярнее в данном городе. Мы делаем предположение, что соотношение поисковых запросов отражают вкусы локальный потребителей. Сравнение количества запросов «пицца» и «суши» для выбранного города отражают предпочтения жителей конкретного города. Если цифра выделена красным, значит количество запросов, связанных с доставкой пиццы больше, чем количество запросов «суши». Если число отрицательное и выделено синим цветом, значит данный город — «территория суши».**3.*Все поисковые запросы, связанные спиццей*, делим на четыре группы, считаем количество и долю каждой группы от общего количества запросов. Вот пример списка запросов по Сыктывкару.Первая группа— это запросы, в которых не был указан какой-либо бренд. Люди не определились с компанией — они просто искали «доставку пиццы». Это самые популярные запросы в каждом городе — «пицца», «доставка пиццы», «заказ пиццы».Вторая группа— это запросы, в которых упоминается «Додо Пицца». Эти пользователи уже знали и хотели заказать именно нашу пиццу.

Втретьей группемы объединяем запросы, где упоминаются все наши конкуренты. Вчетвертой группесчитаем запросы самого крупного конкурента.

Группы поисковых запросов:

Долю группы запросов «Додо Пицца» мы сравниваем с долей самого сильного конкурента и с долей всех конкурентов вместе взятых. Мы будем предполагать, что распределение запросов примерно соответствует ситуации на рынке. Рассмотрим для примера несколько городов присутствия «Додо Пиццы». Жду в комментариях интерпретации по оставшимся городам и альтернативные версии.СыктывкарВСыктывкаре рынок пиццы больше рынка суши на 16,5%. Уверен, что размер рынка зависит от активности игроков и наша компания во многом повлияла на его размер.*Не только спрос рождает предложние, но и предложение рождает спрос.*Количество запросов, связанных с пиццей, на одного жителя Сыктывкара самое большое из всех городов присутствия (0,046). Это с моей точки зрения говорит о том, что рынок развит и конкурентен. Опять же, возможно, наша компания повлияла на его размеры, в том числе и на рост числа конкурентов.

В Сыктывкаре «Додо Пицца» имеет самую большую долю локального рынка из всех городов — 28% всех пользователей, искавших пиццу в Интернете, искали именно «Додо Пиццу»! Конкуренты в совокупности имеют долю — 11%, самый крупный из них — 4,17%. Конкурентов много, но они все имеют небольшие и примерно одинаковые доли рынка.

Главная задача «Додо» в Сыктывкаре — удерживать завоеванную долю под наступлением постоянно появляющихся новых конкурентов.УхтаВ Ухте анализ поисковых запросов показал интересную картину. Во-первых, это настоящая столица Пиццы! Ухтинцы ищут пиццу больше, чем суши аж на 70%! Во-вторых, у «Додо» практически нет конкурентов. Самый сильный конкурент имеет долю чуть менее 1% против 23% у «Додо Пицца».

Главный конкурент «Додо» в Ухте — «Додо». Главная задача — не расслабляться в отсутствии конкуренции и продолжать увеличивать долю рынка.**Смоленск**Смоленск— город пиццы (+17%), рынок развит (второе место — 0,041 запрос на одного жителя). Конкуренты раздроблены. Абсолютного лидера нет. «Додо Пицца» всего на 1,66% опережает «Алло Пицца» (второе место). 

Задача — наращивать долю рынка за счет аудитории конкурентов и неопределившихся (75%).

Что думаете о такой методике «прощупывания» картины рынка? Как интерпретируете данные Белгорода, Челябинска (столица Суши –66%!), Самары и Сарапула?Ссылки на первоисточники:Сыктывкар Ухта Белгород Смоленск Самара Челябинск СарапулМосква и Питер в качестве бонуса:Москва Санкт-Петербург

P. S. Удивительно, в Москве лидирует Пицца +48%! А вот Питер — город Суши)Читайте также:Итоги работы «Додо Пицца» в 2012 году Как стать франчайзи «Додо Пицца»? Наша стратегия в 2013 Отчет франчайзи Ухтинская «Додо Пицца» — итоги

Путь Додо