· Стратегия 2013 10.02.2013

Стратегия 2013

Бизнес — это путешествие. Наличие классной идеи и даже денег на старте совсем ничего не решают. И даже успехи в будущем ничего не решают. В пути будут ждать тысячи испытаний. Надо собрать команду, правильно распределить силы и ресурсы. И даже если сейчас у вас все хорошо, это еще совсем не означает, что через пару километров вы не свернете в неправильном направлении и не попадете в болото или пропасть. Это путешествие, в котором нет карты. И главная задача — выбрать правильный путь. И это путь не обязательно будет прямым. Чтобы попасть на север, временами приходится идти на юг. 

Стратегия — важнейшая вещь. Можно иметь все, но если выбрать неправильный путь, ничего не будет иметь значения. Сегодня у нас все хорошо. У нас прибыльная розничная сеть. Наш формат работает. Наши продажи растут. Наша информационная система развивается.

За два года сеть «Додо Пицца» выросла до 8 пиццерий в 7 городах России.

Мы привлекли инвестиции. Нашу компанию оценили в 6 млн долларов. Спрос на франшизу «Додо Пицца» значительно превышает предложение. Все хорошо. Но главное — не потяреть голову от успехов и выбрать правильную стратегию. 

У нас есть общее видение будущего. Разрабатывать детальную долгосрочную стратегию бессмысленно. В пути может все поменяться. Мы думаем, что за горизонтом озеро, а на самом деле это край океана. Детально нужно видеть только среднесрочную стратегию. Пока для меня этот период примерно равен календарному году.

Я долго думал над нашей стратегией в 2013 году. Общался с коллегами-партнерами, опытными менеджерами и предпринимателями, с пессимистами, скептиками и оптимистами, и думал. Мое видение краткосрочной стратегии несколько раз кардинально менялось. Сегодня расскажу о том, к чему мы в итоге пришли.

Итак, наша Стратегия 2013

Мы будем развиваться в трех направлениях:

  1. франчайзинг,
  2. розничная сеть,
  3. система.

1. Франчайзинг. Текущая франчайзинговая сеть.

Франчайзинг — одно из наших главных направлений в долгосрочной перспективе. Франчайзинг — это продажа успешной бизнес-модели. Мы еще не знаем, как наша бизнес-модель будет работать на других рынках, в больших городах с высокой конкуренцией. У нас еще нет отлаженной системы контроля и поддержки франчайзинговых предприятий. Сегодня у нас есть «тестовые» франшизы в шести очень разных городах:

Действительно, все наши первые франчайзи — очень разные, и это отлично. Мы получаем опыт с разных рынков, который будем использовать в будущем. 

Наши задачи — создать систему поддержки бизнеса; создать реальную ценность для франчайзи в маркетинге, закупках, стандартах, информационной системе и совместно с партнерами добиться успеха на локальном рынке. 

Но будут ли в этом году новые франчайзи? Стоит ли спешить? Если мы еще не готовы на 100%, будем ли мы в 2013 году дальше развивать франчайзинговую сеть? Да, будем. Но мы выберем путь, который при наименьших рисках и при имеющихся у нас знаниях и опыте принесет нам максимальные результаты. Мы не будем открываться везде.

Малые богатые города. В 2013 году мы будем открывать «Додо Пиццу» по франчайзингу только в небольших городах (от 70 до 200 тыс. жителей) с достаточно высоким уровнем жизни. Мы будем стараться выбирать города, расположенные в транспортной доступности от крупных логистических центров (города-миллионники), чтобы исключить возможные сложности с поставками нужных нам ингредиентов. Мы будем в первую очередь отдавать предпочтения городам с низким уровнем конкуренции. Мы преимущественно будем выбирать предпринимателей с опытом работы и собственным капиталом (кредитные средства — не более 30%). Пиццерии должны будут обязательно иметь небольшой стационарный зал (ресторан).

Почему? Потому что нам очень важно на данном этапе получить результат с минимальными рисками. Почему именно малые города? У нас есть успешный опыт работы в таких городах. Есть Сыктывкар и Ухта. Мы знаем как работать в городе, где одна пиццерия на доставку полностью закрывает весь город. Знаем как рекламироваться, как захватывать рынок. Сегодня у нас объективно меньше риски в таких городах. Идеальные рынки для открытия «Додо Пиццы» в 2013 году — богатые сырьевые и промышленные города, малые города Подмосковья. Таких городов в России достаточно и уже из многих таких городов к нам поступали заявки на франшизу.

Какие особенности диктует наша стратегия? Фильтруя города по размеру и уровню жизни, мы создаем сеть пиццерий, разбросанных по всей России. Как контролировать процессы в такой «растянутой» сети? Это проблема, которую нам надо решить. Например, в Subway есть институт «региональных менеджеров». Менеджеры должны не менее одного раза в месяц посещать вверенные им рестораны — контролировать и помогать франчайзи. Subway занимается активными продажами франшиз. Они выходят в регион и начинают проводить презентации, а затем продавать. Так они создают компактный кластер, который управляется из регионального центра.

У нас же пиццерии могут находиться за тысячи километров друг от друга. Ежемесячные командировки могут вылиться в огромный бюджет, но это не означает, что мы откажемся от контроля и поддержки. Мы просто пойдем другим путем. Мы будем создавать систему удаленной поддержки с помощью современных технологий — видеонаблюдения, информационной системы, колл-центра. Мы создадим специальный отдел, который будет постоянно наблюдать за работой всех пиццерий с помощью камер, контролируя соблюдения стандартов. Колл-центр будет проводить регулярные опросы клиентов о качестве нашей продукции и сервисе. Информационная система уже сейчас выдает метрики, отражающие качество работы (например, время приготовления пиццы).

Сколько же франчайзинговых предприятий мы готовы запустить в 2013 году? Мы не будем спешить. Отточенной системы запуска у нас пока еще нет — мы ее только создаем. У нас есть свой опыт, есть видение, понимание процессов, но этого недостаточно. Необходимо больше опыта. Значит надо его получить. Запуск франшиз в 2013 году будет проходить в индивидуальном режиме.

Это будет в буквальном смысле слова «ручная работа». Мы будем запускать пиццерии франчайзи так, как будто мы запускаем свои собственные пиццерии, очень глубоко погружаясь в каждый проект, в каждый рынок, в каждую ситуацию и объект. Параллельно мы будем получать опыт, создавать и обкатывать стандарты и технологии. 

Старт программы франчайзинга будет дан в марте, когда начнет работать независимая компания «Додо Франчайзинг» (подробности — ниже). На первоначальном этапе мы будем запускать не более одной франшизы в два месяца, чтобы уделить каждому проекту максимальное внимание. И только когда мы почувствуем, что можем больше без потери качества, форсируем масштабирование. Ориентировочно мы планируем запустить в 2013 году около 9–10 франшиз «Додо Пицца» в небольших городах.

Что входит в наш франчайзинговый пакет и каковы условия, я расскажу в блоге уже на этой неделе.

2. Собственная розничная компания. Наша собственная розничная компания состоит сегодня из двух пиццерий в Сыктывкаре и Эжве (удаленный район Сыктывкара). У розничной компании в 2013 году несколько стратегических целей. Во-первых, собственная сеть является для нас генератором прибыли. Мы должны поднять ее эффективность за счет применения разрабатываемой нами информационной системы и стандартов. Розничная сеть будет развиваться как отдельная независимая компания на свою прибыль. Чем больше эффективность, тем выше прибыль, тем быстрее компания будет развиваться. Во-вторых, наши собственные пиццерии — это полигон для тестирования новых технологий от систем мотивации и обучения до рецептов, новых продуктов и информационной системы. Розничная компания — это кузница кадров для всего бизнеса, в том числе и для «франчайзинговой» компании. В-третьих, в нашей сети должен быть создан и оттестировать сетевой формат «Додо Пицца» для большого города.

Сегодня мы знаем как работать в маленьких городах, где одна пиццерия закрывает доставкой весь город. Такие пиццерии мы будем открывать в 2013 году по франчайзингу. Но у нас нет большого опыта создания сети в одном городе, в которую входят несколько пиццерий, закрывающих весь город так, чтобы можно было осуществлять доставку за 60 минут на любой адрес. Этот опыт мы будем развивать на нашем родном рынке, в Сыктывкаре. Мы откроем в Сыктывкаре Центр по производство теста, объединенный с фабрикой-кухней и складом и еще две пиццерии с небольшими залами в удаленных районах, чтобы полностью эффективно закрывать город доставкой, включая пригороды.

Зачем нужен Центр производства теста? В небольших городах тесто будет производиться в самой пиццерии (одна пиццерия на город). В средних и больших городах, где нужно открыть более одной пиццерии, тесто уже стоит производить в специальном цеху и один раз в несколько дней доставлять в каждую пиццерию на машине. Единый центр производства теста позволит сократить издержки каждой отдельно взятой пиццерии, сэкономить место, упростить процессы, а главное стабилизировать качество теста. Тесто — главный ингредиент в пицце. Если его производить в каждой пиццерии внутри большой сети, то контролировать его качество будет просто невозможно! В маленьких же городах качество теста и процессы будет контролировать франчайзи (собственник), который заинтересован в процветании своего бизнеса. Предполагается, что в маленьких городах будут работать независимые франчайзи. Крупные франчайзи (мастер-франчайзи) и наша розничная сеть будут развиваться в средних и больших городах.

Сегодня тесто готовится в сыктывкарской пиццерии и ежедневно доставляется в маленькую эжвинскую пиццерию на нашей машине вместе с ингредиентами, которые также хранятся на складе (морозильники и холодильники) в Сыктывкаре. Нам нужно оттестировать технологии централизованного производства теста и поставок для выхода на большие рынки. Наша задача — создать отдельный цех в Сыктывкаре, где будет производится тесто, готовиться полуфабрикаты (додстеры) и готовая продукция (салаты, сэндвичи). Там же будет центральный склад, где будут храниться ингредиенты и упаковка. 

Центр производства будет загружен и оправдан, когда мы откроем еще две небольшие пиццерии в Сыктывкаре в удаленных районах. Обе пиццерии должны иметь залы для гостей (рестораны). Пиццерии снимут нагрузку по доставке с центральной сыктывкарской пиццерии. В целом доставка должна после этого этого стать эффективней — продуктивность курьеров должна повыситься, что отразиться на рентабельности операций. Так как тесто, ингредиенты, додстеры, салаты, сэндвичи будут поставляться из Центра, пиццерии можно будет сделать компактными за счет экономии на складских и производственных площадях. Это означает, что мы можем взять более дорогие помещения в проходных местах, что повысит выручку в ресторанах. За счет централизации снизится количество производственных операций в пиццериях (додстеры и салаты же будут делать в Центре), а значит обучение персонала будет легче. Опять же производство додстеров, салатов в одном месте снизит риски нестабильности качества.

Центр производства позволит нам расширить ассортимент за счет готовых продуктов с коротким сроком хранения. Мы будем разрабатывать новый формат небольшой комфортной пиццерии, с которым мы будем выходить в большие города. Я расскажу о нем чуть позже, так как эта заметка получается уже слишком длинная :)

Итак, задача розничной компании — получить опыт управления сетью с единым центром производства теста, полуфабрикатов и готовых продуктов. Мы будем делать это на нашем родном рынке, где у нас большая доля и прочные позиции. С этим опытом и с новым улучшенным розничным форматом мы будем выходить в средние и большие города.

3. Система. Тут все просто. В 2013 году мы должны разработать и внедрить все основные блоки нашей информационной системы и полностью стандартизировать бизнес — от обучения до маркетинга. О развитии нашей Информационной системы я напишу еще отдельно. Не забывайте, что «Додо Пицца» — это не только общепит, но и ИТ-компания :)

Реструктуризация и создание холдинга. В 2013 году мы решили разделить наш бизнес на три компании:

  1. Собственная розничная сеть (ООО «Пицца венчур»)
  2. Франчайзинговая сеть (ООО «Додо Франчайзинг»)
  3. Компания по разработке бизнес-системы (ООО «Додо Систем»)

Первая компания будет заниматься развитием собственной розницы. Вторая компания — развитием франчайзинговой сети (к этой компании будет относиться Единый Колл-Центр). Третья — разработкой информационной системы Dodo IS, стандартов, управлением брендом, новыми технологиями и продуктами. Третья компания никак не будет связана c операционным бизнесом, она будет зарабатывать на лицензионных платежах за пользование создаваемой системой. 

Все три компании будут иметь своих директоров, сотрудников, свои счета, свой бюджет, свою прибыль. Для чего мы это делаем? Чтобы разделить разные направления и сделать их более эффективными и прозрачными, чтобы они развивались на свои деньги, чтобы упорядочить финансовые потоки. Для того, чтобы каждая компания сфокусировалась на своем главном продукте, ради которого она существует. Розница — на продаже пиццы и удовлетворении Клиентов. Франчайзи — на продаже нашей бизнес-системы и поддержки наших Партнеров. Додо Система — на разработке бизнес-системы.

Dodo Company

Для интереса — как менялись наши планы :)

Август 2011

Ноябрь 2011

Январь 2012

Февраль 2012 (там есть раздел про планы)

На сайте могут содержаться материалы и ссылки на социальные сети Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook* и Instagram*), деятельность которых запрещена в Российской Федерации как экстремистская. Также может присутствовать контент, произведённый и (или) распространённый иностранными агентами, включая Тинькова Олега Юрьевича, Потапенко Дмитрия Валерьевича и Чичваркина Евгения Александровича, внесённых в реестр Минюста России. Вся информация предназначена для лиц старше 18 лет (18+).