Сделка
Июнь 2010. Я больше не был руководителем компании. Новым генеральным директором стал «человек партнеров», у которого не было никакого опыта работы в розничной торговли.
Я не видел будущего у Компании, которой будут управляют мои партнеры. Не видел себя в роли стороннего «акционера». Я былуверен, что с приходом партнеров бизнес будетнепременноразвален. И мне были важны не только вложенные деньги и силы. Мне была важна судьба этого бизнеса. Мне были важны менеджеры, поставщики, которые верили мне. Я хотел, чтобы Компания развивалась дальше. Пусть даже без меня.
Я давно думал о «разводе» с партнерами — перебирал огромное множество решений. Выходить из бизнеса партнеры не хотели. Ситуация была практически патовая. В начале лета 2010 понял, что выходить надо мне.
Мне надо было найти реальный работающий вариант, который устроит всех и сохранит компанию. Здесь было очень много ограничивающих факторов.
Продажа федеральным игрокам была вряд ли возможна по нескольким причинам. Во-первых, «федералам» неинтересен пакет в 25%. Партнеры же были не готовы продавать свою долю по ценам, которые могли предложить «федералы» в период кризиса. Они хотели получить большую прибыль при продаже компании. Во-вторых, наше развитие привело к тому, что бизнес стал диверсифицированным. Канцтовары занималиуже не менее 50% нашего оборота. “Карандаш” былуникальным форматом и был бы неинтересен классической книжной сети. Может быть только “Топ-Книге«, которая также развивала формат книжно-канцелярских дискаунтеров «Литера». Но «Топ-Книга» — была на грани банкротства.
Я нашел, с моей точки зрения, оптимальный вариант. Я сделал предложение о продаже своего пакета Константину Румянцеву, владельцу компании “Ликор«, лидеру на канцелярском рынке Республике Коми.
«Ликор» уже 15 лет занимается оптовой, корпоративной и розничной торговлей канцелярскими товарами.
С «Ликором» нас связывали долгие и не всегда радужные взаимоотношения. Сначала «Ликор» был нашим поставщиком, потом — конкурентом. Летом 2009 года между нашими компаниями разыгралась настоящая маркетинговая и торговая война. Противник был очень сильный. Борьба — бескомпромиссная. Но я всегда уважал этого соперника.
Несмотря на то, что мы были конкурентами, я и Константин, понимали, что мы на «одной волне». У нас схожие взгляды на бизнес. «Ликор» всегда была по-настоящему передовой компанией на нашем рынке, а Костя — ярким современным предпринимателем. Меня, например, еще до знакомства с ними поразили две вещи. Первое — «Ликор», занимаясь корпоративной торговлей канцтоварами, официально заявил, что не дает откатов. Это принципиальная мировоззренческая позиция! Второе — в «Ликоре» создана с «нуля» и развивается своя собственная информационная система (альтернатива 1с).
Если бы в компанию пришел «Ликор», а партнеры дали бы возможность Константину контролировать оперативное управление, я был бы спокоен за будущее бизнеса. Ведь «Ликор» — профессиональный участник рынка с большим опытом и ресурсами. Я был готов проиграть войну, ради того, чтобы сохранить компанию. В новом виде.*И на самом деле конкурент «Ликор» был мне гораздо ближе, чем мои «родные» партнеры.*Все участники возможной сделки получали плюсы.
Партнеры (доля 50%) снимали с себя управленческие риски. Они не умели заниматься торговлей. Они реально не знали, что делать с бизнесом. В итоге вместо «неуправляемого» Федора они получали опытную торговую компанию. Это был выход для них!
Я (доля 25%) выходил из бизнеса с уверенностью, что компанией будут управлять профессионалы. Шансы на развитие значительно увеличивались.
Алексей (доля 25%) вообще не видел компанию без меня. А «Ликор» давал ему уверенность в будущем.
И, конечно, огромные плюсы получал «Ликор».
Во-первых, с помощью этой сделки он становился практически монополистом на канцелярском рынке Сыктывкара. В 2009 года мы очень агрессивно зашли на рынок и «откусили» серьезную часть. По очень скромным оценкам мы заняли около 15–20% розничного рынка. Только «Карандаш» ежемесячно пропускал через себя 1,5 млн. рублей, а это корпоративный рынок, на котором давно работал «Ликор».
Во-вторых, «Ликор» как оптовый поставщик канцелярских товаров получал огромный канал сбыта в виде нашей розничной сети. В магазинах «Книга за книгой» канцтовары занимали примерно 30% от оборота. «Ликор» мог стать монопоставщиков и просто зарабатывать на поставках.
В-третьих, этой сделкой «Ликор» нейтрализовал активного и растущего конкурента.
В-четвертых, «Ликор» получал контроль над рынком офисной бумаги, на котором мы «хулиганили» и занимались демпингом.
В-пятых, «Ликор» становился участником торговой компании, которая являлась абсолютным лидером на книжном рынке Сыктывкара.
Сделка была выгодна всем. В начале лета я сделал предложение Константину. Он сразу заинтересовался. После изучения управленческой отчетности он принял решение о покупке моей доли. После этого я убеждал партнеров одобрить сделку. Сначала они восприняли мое предложение с недоверием и искали в нем подвох.
Все лето шла подготовительная работа — изучалась отчетность, мы вели переговоры — сначала с партнерами, потом с Константином о цене сделки, и только в середине августа пришли к окончательному решению. Затем готовились документы. В итоге сделка закрылась только 27 сентября 2010 года.
Я продал свою долю недорого. Но если бы я остался, если бы у руля остались мои партнеры, то, возможно, моя доля через какой-то период времени уже ничего бы не стоила. Также я до сих пор остаюсь кредитором «Бук-Трейда».*Я продал свою долю недорого, но мне хватит этих денег, чтобы начать новый бизнес. Впереди новая жизнь. Все только начинается! Я расскажу об этом уже завтра.*О нашей маленькой «войне» с «Ликором» можно почитать здесь: 7 июля 2009 года. Конкуренция 5 августа 2009 года. Ценовая война 6 августа 2009 года. ДиверсантыЧитать с начала серию заметок:Другая сторона истории Четыре процента Технологии по борьбе с бардаком Рост как необходимость? История моей наценки True history 2008: шаги в сторону 2008: госзаказ 2008: то ли щука, то ли рак 2008: на берегу 2008: no doubt 2008: выходы 2009: новый уровен 2009: Карандаш Продолжение следует Жизнь после сезона Sale Как я вышел из дела
Мой твиттер: twitter.com/silauma