Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Как я вышел из дела 11.11.2010

Сделка

Июнь 2010. Я больше не был руководителем компании. Новым генеральным директором стал «человек партнеров», у которого не было никакого опыта работы в розничной торговли. 

Я не видел будущего у Компании, которой будут управляют мои партнеры. Не видел себя в роли стороннего «акционера». Я былуверен, что с приходом партнеров бизнес будетнепременноразвален. И мне были важны не только вложенные деньги и силы. Мне была важна судьба этого бизнеса. Мне были важны менеджеры, поставщики, которые верили мне. Я хотел, чтобы Компания развивалась дальше. Пусть даже без меня.

Я давно думал о «разводе» с партнерами — перебирал огромное множество решений. Выходить из бизнеса партнеры не хотели. Ситуация была практически патовая. В начале лета 2010 понял, что выходить надо мне.

Мне надо было найти реальный работающий вариант, который устроит всех и сохранит компанию. Здесь было очень много ограничивающих факторов. 

Продажа федеральным игрокам была вряд ли возможна по нескольким причинам. Во-первых, «федералам» неинтересен пакет в 25%. Партнеры же были не готовы продавать свою долю по ценам, которые могли предложить «федералы» в период кризиса. Они хотели получить большую прибыль при продаже компании. Во-вторых, наше развитие привело к тому, что бизнес стал диверсифицированным. Канцтовары занималиуже не менее 50% нашего оборота. “Карандаш” былуникальным форматом и был бы неинтересен классической книжной сети. Может быть только “Топ-Книге«, которая также развивала формат книжно-канцелярских дискаунтеров «Литера». Но «Топ-Книга» — была на грани банкротства.

Я нашел, с моей точки зрения, оптимальный вариант. Я сделал предложение о продаже своего пакета Константину Румянцеву, владельцу компании “Ликор«, лидеру на канцелярском рынке Республике Коми. 

«Ликор» уже 15 лет занимается оптовой, корпоративной и розничной торговлей канцелярскими товарами.

С «Ликором» нас связывали долгие и не всегда радужные взаимоотношения. Сначала «Ликор» был нашим поставщиком, потом — конкурентом. Летом 2009 года между нашими компаниями разыгралась настоящая маркетинговая и торговая война. Противник был очень сильный. Борьба — бескомпромиссная. Но я всегда уважал этого соперника. 

Несмотря на то, что мы были конкурентами, я и Константин, понимали, что мы на «одной волне». У нас схожие взгляды на бизнес. «Ликор» всегда была по-настоящему передовой компанией на нашем рынке, а Костя — ярким современным предпринимателем. Меня, например, еще до знакомства с ними поразили две вещи. Первое — «Ликор», занимаясь корпоративной торговлей канцтоварами, официально заявил, что не дает откатов. Это принципиальная мировоззренческая позиция! Второе — в «Ликоре» создана с «нуля» и развивается своя собственная информационная система (альтернатива 1с). 

Если бы в компанию пришел «Ликор», а партнеры дали бы возможность Константину контролировать оперативное управление, я был бы спокоен за будущее бизнеса. Ведь «Ликор» — профессиональный участник рынка с большим опытом и ресурсами. Я был готов проиграть войну, ради того, чтобы сохранить компанию. В новом виде.*И на самом деле конкурент «Ликор» был мне гораздо ближе, чем мои «родные» партнеры.*Все участники возможной сделки получали плюсы.

Партнеры (доля 50%) снимали с себя управленческие риски. Они не умели заниматься торговлей. Они реально не знали, что делать с бизнесом. В итоге вместо «неуправляемого» Федора они получали опытную торговую компанию. Это был выход для них!

Я (доля 25%) выходил из бизнеса с уверенностью, что компанией будут управлять профессионалы. Шансы на развитие значительно увеличивались.

Алексей (доля 25%) вообще не видел компанию без меня. А «Ликор» давал ему уверенность в будущем.

И, конечно, огромные плюсы получал «Ликор».

Во-первых, с помощью этой сделки он становился практически монополистом на канцелярском рынке Сыктывкара. В 2009 года мы очень агрессивно зашли на рынок и «откусили» серьезную часть. По очень скромным оценкам мы заняли около 15–20% розничного рынка. Только «Карандаш» ежемесячно пропускал через себя 1,5 млн. рублей, а это корпоративный рынок, на котором давно работал «Ликор».

Во-вторых, «Ликор» как оптовый поставщик канцелярских товаров получал огромный канал сбыта в виде нашей розничной сети. В магазинах «Книга за книгой» канцтовары занимали примерно 30% от оборота. «Ликор» мог стать монопоставщиков и просто зарабатывать на поставках.

В-третьих, этой сделкой «Ликор» нейтрализовал активного и растущего конкурента. 

В-четвертых, «Ликор» получал контроль над рынком офисной бумаги, на котором мы «хулиганили» и занимались демпингом.

В-пятых, «Ликор» становился участником торговой компании, которая являлась абсолютным лидером на книжном рынке Сыктывкара.

Сделка была выгодна всем. В начале лета я сделал предложение Константину. Он сразу заинтересовался. После изучения управленческой отчетности он принял решение о покупке моей доли. После этого я убеждал партнеров одобрить сделку. Сначала они восприняли мое предложение с недоверием и искали в нем подвох.

Все лето шла подготовительная работа — изучалась отчетность, мы вели переговоры — сначала с партнерами, потом с Константином о цене сделки, и только в середине августа пришли к окончательному решению. Затем готовились документы. В итоге сделка закрылась только 27 сентября 2010 года. 

Я продал свою долю недорого. Но если бы я остался, если бы у руля остались мои партнеры, то, возможно, моя доля через какой-то период времени уже ничего бы не стоила. Также я до сих пор остаюсь кредитором «Бук-Трейда».*Я продал свою долю недорого, но мне хватит этих денег, чтобы начать новый бизнес. Впереди новая жизнь. Все только начинается! Я расскажу об этом уже завтра.*О нашей маленькой «войне» с «Ликором» можно почитать здесь: 7 июля 2009 года. Конкуренция 5 августа 2009 года. Ценовая война 6 августа 2009 года. ДиверсантыЧитать с начала серию заметок:Другая сторона истории Четыре процента Технологии по борьбе с бардаком Рост как необходимость? История моей наценки True history 2008: шаги в сторону 2008: госзаказ 2008: то ли щука, то ли рак 2008: на берегу 2008: no doubt 2008: выходы 2009: новый уровен 2009: Карандаш Продолжение следует Жизнь после сезона Sale Как я вышел из дела

Мой твиттер: twitter.com/silauma