Недавно прочитал, что Полонский с партнером в первые годы работы поставили для себя цель — заработать миллион. И поймал себя на мысли, что я никогда подобных целей не ставил. Может быть это плохо. Может быть и хорошо. Я ставил цели — открыть магазин, создать сеть магазинов, создать Компанию, а миллион появится, если все это будет успешным.
Самую большую рентабельность мой бизнес имел в феврале 2007 года — через 2 месяца после открытия первого книжного магазина. Тогда при обороте 482 тыс. рублей чистая рентабельность составили 35%. Эта выручка была получена с книжного магазина на 6 этаже площадью всего 37,5 кв.м. Выручка с квадратного метра составила 12 796 руб. Сегодня мне эти цифры кажутся просто фантастическими.
Ровно через год, в феврале 2008-го, я имел чистую операционную рентабельность после выплаты всех кредитов и налогов в 3–4%, что при обороте 1,6 млн. соответствовало 40–60 тыс. чистой прибыли в рублях. Осознание этой суммы просто убило меня. Я всю ночь думал: что я неправильно сделал? Размер чистой прибыли и количество вложенной энергии и труда казались мне несоизмеримыми. Ведь я отдавал этому бизнесу всё — идеи, время, здоровье, друзей и даже семью.
С одной стороны я имел огромное количество сложнейших проблем. Нужно было собрать волю в кулак и незамедлительно действовать. С другой стороны я имел мизерную рентабельность. Ради чего двигаться? Может все бросить и заняться тем, что действительно дает успех в нашей стране? Может я зря занялся розницей или книгами? Это был переломный психологический момент.
Я подсознательно хотел достичь всего и сразу. Я вырос в то время, когда люди в России за несколько лет становились миллиардерами. Я всегда был практиком и реалистом, но страсть быстрого успеха, роста, которая витала в стране, жила и во мне. Ведь, что мы видели перед глазами? Истории молниеносных взлетов — от Абрамовича с Дерипаской до местных олигархов. Я понимал, что так нельзя, это не мой путь, но психологически был в этой ловушке, в этой модели успеха.
Ведь путь Сэма Уолтона был слишком далеко от нашего капитализма. Путь Уолтона, который прежде чем стать Wal-Mart’ом тихо и скромно 20 лет занимался региональной торговлей. А знаете во сколько лет Рэй Крок основал MacDonald’s? В 52 года!
Нужно было поменять мотивационные ориентиры, кардинально перестроится. И я сделал это. В первую очередь я сказал себе любимую фразу: что не убьет, сделает сильнее. Я знал, что каждый шаг, каждый трудный шаг “накачивает” мышцы и делает меня умнее, крепче, сильнее. Я сказал себе, что решу все проблемы, буду биться за каждый процент рентабельности, буду идти маленькими шагами к цели. Я все равно подымусь на эту гору. Время быстрых взлетов прошло. Предстоит долгая дорога.
Переключение происходит так. Просыпаешься утром, а в голове уже горит новая лампочка, которая заставляет двигаться с новой целью. С новым смыслом.
В следующих заметках: какие проблемы необходимо было решить в начале 2008 года?
Читать продолжение: Технологии по борьбе с бардаком
В период бурного роста чистая прибыль — не показатель. Зачастую в этот период стоит ориентироваться на валовую или операционную прибыль, поскольку чистая прибыль отражает далеко не всю маржу, а только “денежную”.
Кстати, кто поломал на целые сутки блог? Неужто злобные конкуренты наняли злобных хакеров? =)
А вы уверены, что поступили правильно?
Идти на пролом и по сложному пути, это же не всегда упорство, иногда глупость.
И сейчас создаются миллиарды за короткий срок, просто нужно выбирать растущие, новые рынки. Может быть нужно было свою энергию направить все же в другую область?
Тем более книжный бизнес вообще не является перспективным имхо. Бумага умирает. Этот век, это век электронных книг.
Вам не кажется, что вы плывете против течения?
Annie, книгу хоронят еще со времен кино. И будут “хоронить” еще долго.
Кино это нечто другое, не находите?
Причем кино действительно отняло большую часть масс маркета у художественной литературы. Это факт.
Музыка отняла рынок у стихов. Стихи практически мертвы и живут только в сочетании с музыкой. Раньше Пушкин теперь Майкл Джексон.
Книгу не хоронят. Хоронят носитель.
Как умер CD носитель и VHS также умрет бумага. Медленно но верно обороты снижаются. Я не покупал уже много лет фильмов на физ. носителе, не покупал книг на физ. носителе. Все есть в интернете, и интернет есть везде. И его становится все больше.
Плюс развитие электронной бумаги. Прототипы уже скручиваются в трубочку. Через несколько лет они будут широко распространены. Пока читалки жесткие и стоят от 10,000 рублей. Но цена падает постоянно, они будут стоить очень дешево, да и экономия потом будет на бумажках.
О, прошу прощения, Annie, я признаться сначала принял Вас за девушку… :)
Итак, если уйти от конкурирующих товаров, таких как кино, TV, интернет и пр., а сконцентрироваться на книге самой по себе, то почему же я считаю, что книга еще далеко от смертных корчей? В чем ценность книги?
Чтобы не плодить лишних сущностей отошлю Вас к комментарию Федора от 10 декабря 2006 года в теме: /2006/11/01/lyudi-i-knigi/ .
Мне данный комментарий очень близок. На мой взгляд книги (в ближайшие лет 20–30) не умрут и электронные книги им в настоящее время не конкуренты. По крайней мере те электронные книги, которые существуют сейчас. Кстати, я считаю что и рынка электронных книг еще не существует — litres.ru еще не вырос во что-то серьезное, а любительские (бесплатные) электронные книги сильно уступают традиционным по качеству (ошибки в наборе, некачественные иллюстрации или полное их отсутствие), а различные гаджеты чересчур дороги. Электронная бумага, насколько я знаю, существует пока только в прототипе — в реальное производство ее еще не запустили (как запустят — посмотрим каковы будут ее реальные потребительские качества и стоимость). Устройства на базе электронных чернил достаточно массивны, очень ограничены функционально (ну нету у них в частности цвета, понимают очень ограниченное количество форматов и даже файлы знакомых форматов открывают далеко не все) и очень тормозны (хотя сонька еще более-менее в плане скорости перелистывания).
При этом я пользовался и пользуюсь электронным книгами, в том числе с использованием электронных читалок (Sony 505 и пр.), компьютера и коммуникатора (на базе винмобайл).
FB2 переводится нажатием всего одной кнопочки в формат LRF — и всё читается великолепно.
У меня не получилось переводить FB2 в LRF “нажатием одной кнопочки”. Может кнопочки не те были?
“я считаю что и рынка электронных книг еще не существует — litres.ru еще не вырос во что-то серьезное”
А всё-таки ставить надо было на логичное — на электронные книги :)
И да, информация из будущего — посещаемость одного только сайта litres.ru составляет 10M/M, не говоря уже о мобильных приложениях, а выручка ещё в 2015 году превысила миллиард.
И как знать, может быть стоило ставить на книжное (правда электронное) направление, а не на пиццу :) Хотя всё-равно молодец!