Книжная сеть будущего — 3
Сила франчайзинга
Книготорговля – это уникальный вид ретейла. Многие законы, которые жёстко работают в других отраслях, здесь срабатывают не всегда. Небольшой книжный магазин может успешно противостоять сетевому гиганту, и сетевой гигант ничего не может с этим сделать…
Дело в том, что в книжном магазине есть много составляющих, которые очень сложно контролировать и формализовать крупным сетевым компаниям. Грамотность персонала, гибкая маркетинговая и ассортиментная политика, комфорт, правильная и умная выкладка, работа с покупателями, местным спросом… В этом у региональных игроков есть большие преимущества, но это с первого взгляда.
Но так ли плохо крупным книжным сетям?
Несмотря на то, что они теряют в деталях — они имеют огромные возможности в таких глобальных вещах, как ценообразование, единая реклама и маркетинг, управление ассортиментом, логистика… А это сверхважно.
Допустим, в городе N открылся магазин интеллектуальной литературы. Для того чтобы его ассортимент отличался от сетевого магазина, он должен закупать интересную редкую литературу. Такие книги издают небольшие издательства. Работать напрямую с каждым издательством независимый магазин позволить себе не может. Одному магазину нереально закупаться сразу в 30 издательствах. Да и никто не будет отгружать на такие небольшие суммы, а если и будет, то по ценам, близким к розничным. Остается один путь – работать с крупным универсальным оптовиком, у которого, как правило, усредненный и неглубокий ассортимент.
Но, допустим, независимый книжный магазин нашел нужные книги по хорошим ценам и теперь может спокойно заниматься магазином, персоналом, покупателями, но тут опять сетевик впереди… Объемы выручки независимого магазина не позволяют ему содержать менеджера по ассортименту (не просто менеджера, а профессионала), который бы постоянно следил за книжным рынком, ловил тренды, предвидел тенденции, даже создавал в какой-то степени спрос… У него нет денег на маркетинг, на рекламу, на торговую марку, на интернет-сайт, современную информационную систему и дополнительные сервисы…
Но можно объединить в себе эффективность сетевого подхода и энергию частного независимого книжного магазина.
Это будет умный франчайзинг :) Я считаю, что франчайзинг просто создан для книжного бизнеса, но в России его как такового нет.
Единственная книготорговая компания, которая активно развивает франчайзинг на современном книжном рынке это «Топ-Книга«. Но схема франчайзинга „Топ-Книги“ — это скорее экзотический вариант дистрибуции. Но несмотря на это, партнерская программа „Топ-Книги“ активно развивается и уже работает 68 партнерских магазинов.
Я хочу насытить франчайзинговую схему нашими идеями и найти креативных, энергичных партнеров-единомышленников, готовых вкладывать в этот бизнес душу. А мы предоставим им сетевые возможности!
Итак, как все будет работать?
Розничная компания «Сила Ума» имеет типичную сетевую структуру. Она состоит из центрального офиса, распределительного центра и каналов сбыта — собственных и франчайзинговых розничных магазинов, а также интернет-магазина «Сила Ума».
Мы открываем собственные магазины и ищем достойных партнеров в регионах. Интернет-магазин, интегрированный с общей информационной системой, используется, как дополнительный сервис для наших клиентов, дополнительный канал сбыта и продвижения. Вся структура объединена единой информационной системой. Партнерские магазины получают не только торговую марку и логистический канал, но и информационную систему, модуль интернет-магазина, рекламную и маркетинговую поддержку.
Центральный офис
В центральном офисе сосредоточены все функции, связанные с общим управлением торговой сетью. Центральный офис занимается управлением ассортиментом, мониторингом рынка, формирование коммерческой стратегии, наценки, отношениями с издательствами, управлением закупками, маркетингом, рекламой…
Через центральный офис идут консолидированные закупки у издательств. Мы объединяем заказы всей розничной сети (интернет-магазин, собственные магазины, франчайзеры) для получения максимально выгодных условий. Мы работаем даже с самыми маленькими интеллектуальными издательствами, так как являемся их родным каналом сбыта.
В центральном офисе создается единая информационная база книг. Тот, кто работал с книгами, знает, что информационная база – это огромная проблема. Сегодня не существует единого стандарта описания и классификации книг.
Мы создадим собственную информационную базу, ориентированную на наш ассортимент – с глубокой категоризацией, с ключевыми словами – тегами, с различными равнозначными признаками. Это будет препарация и новая теория классификации книг :) Категоризация книг будет происходить не только по формальным признакам, но и по субъективным экспертным оценкам. Например, что считать интеллектуальной литературой? Что отнести к контркультурной литературе? К каким категориям (тэгам) отнести романы Виктора Пелевина?
Все это позволит эффективно управлять специфическим ассортиментом. Мы ведь по сути продаем чьи-то мысли…
На основе собственной информационной системы будет построена информационная система — интернет-магазин, сервисы заказов и поиска книг в розничных магазинах, выкладка книг в магазинах. Продавцу «Силы Ума» в Екатеринбурге не надо будет определять, куда поставить книгу. Информационная система сама подскажет, где ее место. Каждая книга будет проходить через центральный офис, прежде чем попасть в базу. Такая база станет нашим капиталом. Мы будем делиться ей с партнерскими интернет-сервисами, с блогами, социальными сетями. Безусловно, такую систему очень сложно создать на универсальном рынке, но в специализированном сегменте у нас есть шансы…
Распределительный центр
Задача распределительного центра – управление поставками и подготовка книг к продаже в нашей сети. Это база для интернет-магазина.
Каналы сбыта
Нашими каналами сбыта являются розничные магазины и интернет. Мы создаем специализированный интернет-магазин, который также является сайтом-сообществом наших покупателей, а также журналом, влияющим на спрос. Наш будущий сайт — это наша реклама. Жители городов, где еще нет «Силы Ума», уже знают о бренде по сайту… и ждут открытия магазина.
Каждый офлайновый покупатель, имеющий Карту постоянного покупателя, имеет аккаунт на сайте. Он может купить книгу в офлайне, а обсудить ее на сайте. Он может сделать заказ на сайте, где представлен весь ассортимент нашей информационной базы, а забрать ее в офлайновом магазине. Все эти возможности мы передаем нашим партнерам…
Партнер получает готовую работающую систему. Ему не надо придумывать решения для учета товара, аналитики, все это уже создано и осуществляется центральным офисом. Основная задача партнера – локальный маркетинг и стратегия, управление и развитие персонала, локальная корректировка ассортимента, соблюдение общих для всей сети бизнес-процедур.
Франчайзинговая схема будет строиться на основе комиссионной торговли. Франчайзер открывает региональный магазин по нашим стандартам, получает торговую марку и нашу информационную систему. Мы поставляем ему книги на комиссию. Франчайзер продает книги и получает за это вознаграждение. О цифрах я напишу позже…
Далее: подробный план захвата мира! и сколько все это будет стоить?
Продолжение следует…
Читайте также на эту тему: