Книжная сеть будущего — 1

комментариев 6

Несколько лет назад книжный бизнес был ультрамоден. Я попал в общий тренд, открыв в 2006 году магазин интеллектуальной литературы «Сила Ума». Сегодня мы развиваем массовую розничную сеть «Книга за книгой». Мы уже открыли четыре магазина под этой маркой в Сыктывкаре, один магазин в Воркуте, а сейчас готовим к запуску большую «Книгу за книгой» в Ухте, планируем появиться в нефтяном Усинске.

Книжный рынок Коми девственен как наши северные леса, поэтому мы быстро увеличиваем нашу долю, но каждый магазин делаем на 100%. Стремление к идеалу во всем – это моя «болезнь» и идеология нашей компании. Изначально мы планировали сделать «Книгу за книгой» дискаунтером, но получилось так, что магазины этой сети стали не менее комфортными, чем «Сила Ума». «Книга за книгой» превратилась в комфортный универсальный книжный магазин типа «Букберри», сдобренный Донцовой и школьными учебниками.

Мы умеем открывать хорошие книжные магазины. С этим, я думаю, согласятся даже наши конкуренты. Я был удивлен, когда наш потенциальный партнер Игорь из города-миллионника, сказал, что на его родине нет таких магазинов, при этом в Красноярске есть «Топ-Книга», есть «Буква» от издательства АСТ. Я уверен, что мы временно проигрываем по ассортименту этим федеральным сетями, но такие детали как персонал, выкладка, внутренний мерчандайзинг, свет, маркетинг, дизайн выделяют наши магазины. Мы изначально ориентировались на самые лучшие и вдохновляющие примеры розничной торговли. А розничная торговля – очень творческое занятие. 

Я давно ставил перед собой цель выйти на российский рынок с проектом интеллектуальной книжной сети «Сила Ума», но реалии бизнеса заставляли откладывать Мечту на будущее. 

Вопрос о франшизе появился очень рано. Это было в прошлом году. Я написал на сайте о том, что планирую начать российский проект и сразу получил несколько писем из разных городов России по поводу франшизы. Наш опыт вдохновлял людей, которые не знали, что такое книжный бизнес изнутри, но любили его снаружи. 

Вопросы по франшизе возникали регулярно в течение года, но я не мог ничего предложить кроме торговой марки и личного опыта по ведению книжного бизнеса, а планировал давать партнерам гораздо больше… Да, и торговая марка в успехе книжного франчайзинга играет далеко не первую роль.

Все это было в рамках планов, пока в один прекрасный момент мне не позвонил Игорь и не сказал, что завтра будет в Сыктывкаре. На следующий день я видел живого человека, который прилетел через всю страну в наш небольшой туманный город с реальным намерением открыть «Силу Ума» у себя в Красноярске. Я понял, что все реально, пора стартовать. 

1,5 года назад я решил открыть книжный магазин. Я помню, тогда я был очень осторожен в оценках своего будущего. Мои знакомые были настроены еще более скептически. Сегодня опыт ведения книжного бизнеса, состояние рынка и интуиция подсказывают — пора действовать. Мы активно развиваем региональную сеть, но если мы сконцентрируемся только на нашем регионе, потеряем Идею.

За последние 2 года я не прочитал ни одной теоретической книги по бизнесу. Наверное, такие вещи не стоит писать владельцу книжного магазина, но это правда. Так вот, неделю назад один мой знакомый сказал: 

- Знаешь, что такое фанки-бизнес? Когда ты начинаешь какой-то инновационный проект, шансы того, что он «загнется» составляют 99%! Но если не начать этот проект, то шансы будут все 100%. 

Я верю в то, что у нас гораздо больше шансов на успех. Мы начинаем этот проект. На данный момент у меня есть торговая марка, опыт, идея и, конечно же, энергия. Не так уж и много для начала новой федеральной сети… 

Я уже писал, что для осуществления проекта нужны «длинные деньги» и ресурсы. Я буду искать инвесторов, партнеров или другие возможности финансирования. Я не знаю, будет ли успешен этот поиск, но я обязательно расскажу вам – как это будет происходить. 

Моя концепция не отличается глубиной анализа и широтой цифр, по большей степени это логика и интуиция. 

Российский книжный рынок сейчас “на гребне волны”. Видимо, наступает определенная коррекция. Я могу анализировать развитие рынка только по публикациям в Сети, по общим настроениям – а то, что я знаю и вижу в нашем регионе, безусловно, не совсем отражает общероссийских тенденций…

Несколько лет назад были очень оптимистические настроения – современный книжный ритейл активно развивается, появляются новые амбициозные проекты, «книжным бизнесом модно заниматься», федеральные сети усиливают экспансию в регионы, «Топ-Книга» берет огромные займы для захвата новых рынков…

Сейчас публикации в прессе более пессимистические – закрываются книжные магазины и целые региональные сети, созданные на волне «книжного энтузиазма», рентабельность книжного бизнеса снижается, конкуренция возрастает, спрос падает, арендные ставки растут, даже «Топ-Книга» теряет прибыль…

Рынок будет корректироваться — конкуренция усиливаться. Слабые «непрофессиональные» игроки уйдут, останутся – большие и сильные федеральные сети. Есть ли место на федеральном рынке?

Если посмотреть на все процессы сверху, то развитие книжной торговли сегодня имеет три главных направления. Все три вектора отражают развитие западного книжного ритейла. Возможно, что это не только естественная эволюция бизнеса, но и попытка заимствования и адаптации западных тенденций.

Увеличение формата — книжные гипермаркеты
Большие книжные магазины площадью от 800 до 5000 кв. метров с огромным ассортиментом. Объемы полок позволяют выставить всё, что издается в России. Расположены, как правило, на краю мегаполисов и должны привлекать большие потоки целевых покупателей со всего города. 

Основная проблема книжных магазинов – ассортимент. Большая площадь – это одно из решений этой проблемы – надо просто выставить все, что издается и спрос, казалось бы, будет угадан.

Примеры: «Лас-Книгас» от «Топ-Книги», магазины «Книжный Лабиринт» в спальных районах Москвы, магазины «Книжный Двор» казанской книготорговой компании, Barnes&Noble в Америке и т.д…

Досуговые центры — книжные клубы
Смешение книжного магазина и культурного центра. Книжный магазин перестает быть просто магазином – это кафе, арт-площадка, кинотеатр. Все это привлекает потребителей книг – интеллектуальную публику. В магазине продаются не только книги, но и эмоции…

Примеры: «Буквоед», «Букберри»…

Книги + Медиа + LifeStyle
Расширение ассортимента за счет других категорий товаров – от близкой книгам медиапродукции до сувениров и «лайфстайл» товаров.

Примеры: «Республика», «Букбастер»…

Как правило, современные магазины стремятся объединить все три тренда. 

Итог, книжный магазин будущего это большой супермаркет, где можно выпить чашку кофе, пообщаться с известным автором, получить автограф, а также найти не только книги, но и кино, музыку и даже стильные сладкие трусики.

Читайте завтра… Возможно ли придумать что-нибудь новое? Есть ли свободные ниши и новые пути на книжном рынке?

Комментарии (6)

  1. Вот мысли по франшизе, было бы интересно от тебя послушать. Как ты намерен строить франшизу и тд.

  2. “Рынок будет корректироваться — конкуренция усиливаться. Слабые «непрофессиональные» игроки уйдут, останутся – большие и сильные федеральные сети”

    Неоднозначно.
    Есть 3 федеральные сети. Все 3 фактически на дотации. “Буква”: от АСТ, самое надежное, там маржу неявно считают от типографской цены. “Библиосфера”: от владельца Инфра-М, источник денег — недвижимость. “Топ-книга”: источник денег — уменьшающаяся оптовая торговля и займы. Более того, по оценкам, и “Книжный двор”, и “Букбери”, и “Республика” — тоже живут за счет внешних вливаний.
    “Большой” — не значит — “сильный”.

  3. Был упомянут фанки бизнес.
    Да, Бизнес в стиле фанк действительно вдохновляющая вещь. Шведы молодцы.