Книжная сеть будущего — 2
Я планирую выйти на российский рынок. Что для этого нужно? Отличаться.
Нужен новый «продукт». Новый конкурентноспособный формат книжного магазина. Идти традиционным путем скучно иочень-оченьдорого. Конкурировать на одном поле с сильнейшими игроками бессмысленно, изнурительно неинтересно и сейчас практически невозможно. Единственный путь — сделать что-то новое, создать новый рынок, откусить «свою» аудиторию у крупных универсальных игроков.
Что же такоекнижная сеть будущего? Что такое «Сила Ума»?
Вот сердце маркетинговой концепции. Оно состоит из трех частей.1) Магазин-фильтр«Сила Ума» — это формат книжных магазинов сселективным ассортиментом. В России ежегодно издается огромное количество книг и мукулатуры. Потребитель тонет в море информации. Выбор качественной информации из потока пустых текстов становится реальной проблемой. Зачем потребителю огромный магазин с 50 000 наименований, если большинство из них — пустота?
Мы берем на себя большую ответственность. Мы заявляем покупателям — в нашем магазине меньше книг, чем в огромном гипермаркете, зато здесь находятся лучшие книги, которые мы отобрали. Это сетевой «авторский» магазин.
Мы четко позиционируем новый формат на рынке. «Сила Ума» — магазин с отборным ассортиментом. Но это очень сложная задача, поэтому мы не можем быть универсальным магазином. Нельзя разбираться и быть авторитетом во всем. Поэтому мы делаем наш магазин специализированным. Мы работаем только со своей аудиторией. Что это за аудитория?2) Специализация«Сила Ума» — специализированный книжный магазинделовой и интеллектуальнойлитературы. На данный момент в России не существует яркихспециализированных книжныхсетевых проектов. Все сети предлагают в принципе универсальный ассортимент. А существующие специализированные магазины деловой литературы, в которых я был, представляют из себя очень скучное зрелище.
Мы делаем самый глубокий ассортимент в нашем сегменте. Мы очень тщательно работаем с «нашими» категориями.Мы выбрали любимые категории и довели их до совершенства!3) Онлайн + оффлайн«Сила Ума» — формат, интегрирующий традиционную торговлю, интернет-магазин и Социальную сеть. Наша аудитория в большинстве своем — активные пользователи Интернета. Мы используем Интернет для маркетинговых целей — создания Сообщества читателей, а также для увеличение продаж, заказа книг, фильтрации, оценки информации. Наши магазины — небольшие по площади. Мы сокращаем издержки по аренде, а нехватку полок для редких книг решаем за счет заказ книг в информационной системе сети.
«Сила Ума» — это впервую очередь «нишевой» розничный проект. Мы не рассчитываем стать лидерами на всем книжном рынке, но мы должны стать лидерами в своей категории.Целевая аудиторияПотребители интеллектуальной литературы, потребители бизнес-литературы. Активные образованные люди, стремящиеся к личному развитию. Уровень доходов — средний и выше среднего.АссортиментТолько информационные продукты. Мы не размываем ассортимент канцтоварами, сувенирами, и другими вещами. Только информация! Основу ассортимента составляют книги, которые дополняются аудиокнигами, фильмами, периодикой.
Бизнес-литература. Интеллектуальная художественная литература. Специальная литература. Ассортимент формируется по принципу «авторского» отбора под аудиторию, а не по конкретным формальным признакам. В наших сегментах ассортимент должен быть самый глубокий на рынке.МаркетингЯркий активный маркетинг.
Сайт, в котором интегрированы интернет-магазин и сообщество. Мощная система лояльности для покупателей. Активное использование директ-маркетинга. Партнерство с родственными информационными центрами — например, брокерскими агентствами, языковыми школами, тренинговыми центрами, сообществами менеджеров и т.д…
Создание красивого, эмоционального бренда «Сила Ума». Мы должны стать любимым и модным магазином.СервисыЗаказ редких книг в магазине. Заказ книг и покупка в интернет-магазине. Подписка через сайт на специализированные периодические издания. Заказ и получение специализированной прессы через магазин.
Дополнительные источники выручки — заказы в магазине, интернет-магазин, подписка на периодику.Магазин и мерчандайзингКомфортные, красивые книжные магазины. Творчество в создании каждого отдельного магазина.
Очень подробная навигация, основанная на собственной «глубокой» категоризации книг. Творческий подход к категоризации и мерчандайзингу, внимание к деталям — например, выделение полок «букеровская премия», «выбор „силы ума“ и т.д…
Использование перекрестного мерчандайзинга — например, выкладка аудиокниг по продажам вместе с книгами по продажам, выкладка DVD c рекламными роликами Cannes Lions вместе с книгами по рекламе.
Анонсы книг — книга обложкой к покупателю + описание, рецензия.
Компьютеры (терминалы) для поиска книг в магазине. Получение информации о книгах, новинках, создания покупателями заказов самостоятельно. Информационная система в магазине интегрирована с сайтом. В магазине можно читать отзывы о книгах, написанные на сайте.
Собственное торговое оборудование, созданное под наши идеи — перекрестный мерчандайзинг, специальные промо-полки в каждой категории, оборудование под различные форматы книг.
Интересные детали — например, размещение пробковых информационных досок, на которых можно приколоть визитки, рекламу в тематических разделах. Например, в разделе «иностранные языки» — доска объявлений для языковых школ и репетиторов…ОбслуживаниеВысокое знание ассортимента продавцами. Высокий уровень интеллектуального развития продавцов. Высокий уровень сервиса и обслуживания.
Итак, конкурентными преимуществами формата являются: — уникальное позиционирование — глубокий специализированный ассортимент — активный маркетинг — творческий мерчандайзинг — интеллектуальный персонал — интеграция с интернет-сервисом — программа лояльности для покупателей
Все это, конечно, хорошо, интересно и красиво… Но как достичь это всего на практике, ведь очень часто красивые планы в сетевом подходе в реальности выглядят вот так.Завтрая напишу о том, что я планирую сделать, чтобы построить такую сеть… А также: почему я считаю, что этот проект будет успешен?Послезавтрая напишу о планируемых расходах и доходах книжной сети будущего :)
Читайте также на эту тему: