Схема Часть 4
Я понимал, что времени осталось очень мало.До появления «федералов» мы должны были занять рынок.
Летом в наш город приехал представитель компании «Лабиринт». Он «по-секрету» сообщил, что «Топ-Книга» уже давно собирается в Сыктывкар.
В его голосе была уверенность — мы обречены на поражение, «Топ-Книга» — непобедимый монстр по сравнению с любыми региональными игроками. Когда столичный менеджер узнал, что нашей компании нет ещё и года — в его глазах появилась улыбка. На самом деле я был даже рад, что нас не рассматривают всерьёз. Я знал — мы будем бороться за наш родной рынок как никто другой. Мы очень сильные конкуренты, у нас нет федеральных ресурсов, но у нас есть идеи и энергия…
Я поставил перед собой и компанией задачу — до прихода «федералов» создать сеть универсальных книжных магазинов под одним брендом.
«Сила Ума» должна была стать специализированным книжным магазином, а массовым форматом — «Книга за книгой», аналог федерального «Книгомира».
Мы должны были не только быстро открыть красивые и комфортные магазины в лучших местах, но создать сильный региональный бренд.
Времени на исследования не было…При создании новой торговой марки я исходил из двух главных принципов:
- В названии массовой книжной сети должно присутствовать слово «книга». Почему? Любой человек, проходящий по улице, должен сразу понять, что в этом магазине продаются книги. При этом название должно быть красивое и не банальное, как, например, «Книгомир» (даже в Сыктывкаре уже есть «Книжный мир»… :))
- Фирменные цвета должны отличаться от всех известных федеральных книжных сетей. Я выбрал чёрный и жёлтый.
Так появилась «Книга за книгой». В ближайшее время я расскажу, как мы работали над логотипом и что было сделано для продвижения бренда в регионе…
Когда точно придут «федералы», я не знал — может, через месяц, а может, через две недели?
Летом мы открыли магазин в Эжве. С середины июля готовили второй магазин «Книга за книгой» в центре Сыктывкара. Для нас это был очень большой проект. До этого мы ещё не открывали магазинов в отдельном помещении на 1 этаже. Магазины в торговых центрах открывать гораздо проще. Здесь же приходилось решать гораздо больше вопросов — ремонт, сигнализация, проведение интернета и телефона…
Параллельно с развитием вширь необходимо было развиваться вглубь. Росли объёмы — менялись схемы управления ассортиментом, логистика, финансы…
В сентябре мы с Натальей посетили книжную выставку (24). Мы ехали туда с новой концепцией закупок. Мы приняли решение уйти от компаний-оптовиков к издательствам. Это был логичный шаг. Мы были уже не маленькой компанией, которой было удобно покупать всё у одного поставщика. Нам нужны были издательские цены и независимость от оптовых дистрибьюторов, в том числе и «Топ-Книги».
13 октября, в первый день продаж нового Гарри Поттера, открылся магазин «Книга за книгой» на ул. Карла Маркса в Сыктывкаре (25). Мы сделали всё, чтобы открыться именно 13 октября. Выкладка книг шла параллельно монтажу потолка… но мы успели. 13 октября стал лучшим днём нашей розницы, не считая 30 декабря.
В ноябре началась единая рекламная кампания сети «Книга за книгой» (26).
В декабре мы открыли первый книжный магазин за пределами Сыктывкара — в городе Воркуте (27). Воркута — это второй по величине город в Республике Коми. Это был наш первый шаг к освоению рынка за пределами Сыктывкара.
Ещё осенью мы ввели в ассортимент всех наших книжных магазинов прессу, а в конце декабря приняли решение развивать независимую розницу по прессе нового формата, но это уже другая история…
Итак, мы успели до прихода «федералов» увеличить своё присутствие на рынке и первыми вывести на региональный рынок массовый книжный бренд. Теперь необходимо было усилить наши позиции в Сыктывкаре и укрепить внутреннюю структуру. Об этом я расскажу в ближайшее время.
Итак, почему же у нас получилось? Мы не теряли время. Ни секунды. Мы быстро принимали решения. Выделяли приоритеты на каждом этапе и направляли туда всю энергию. Везде, где возможно, мы стремились выжать 100% эффекта.
Я никогда не относился к деньгам инвесторов как к чему-то, что упало с неба. Всё, что мы получили от партнёров, кроме стоимости 50% существовавшего бизнеса, — это процентные займы, а ими надо пользоваться эффективно, так же как и временем.
И, конечно же, не обошлось без удачи. Мы быстро находили помещения, быстро договаривались…
Вас, наверное, удивит, что я пишу «мы». Кто мы? Мы — это наша компания, тот, кто работал и работает со мной.
Наверное, со мной сложно работать. Я требую 100% отдачи. Вчера утром я встретил друга, он работал раньше в нашей компании. Он ушёл от нас на другую спокойную работу, ушёл хорошо и красиво.
Я сказал:
«Мы сейчас открываем магазин, оборудование для которого было собрано за одну ночь! Валерий Малышев, наш менеджер по развитию, обещал сделать всё в срок и сделал. Он знал, что утром придут люди на выкладку и от него зависит очень многое — и сделал. Я очень горд, что со мной работают такие люди…»
Наш бывший коллега сказал мне: «Фёдор! Ну почему нельзя без этого..? Почему нельзя, чтобы было всё как у людей — без ночных смен, без мозолей на руках?..» Я ничего не ответил. Если вы хотите достичь сверхрезультата, разве можно идти обычным путём? Ведь именно сейчас нам нужен прыжок… потом будет поздно.
Один читатель блога спросил меня: ты специально придумал историю про «федералов», чтобы создать для компании внешнюю угрозу, врага, раздражитель? А вы как считаете?