Новости Додо
В этой заметке: наша выручка в мае; первый бизнес-план; додстеры — зачем мы ввели новый продукт; клиенты — лучшие контроллеры; поездка в Лондон к Евгению Чичваркину.
Мне задают один и тот же вопрос: что случилось с Додо?
Почему я ничего не пишу в своем дневнике? У нас все хорошо, просто времени на блог совсем не было. Следите за актуальными новостями здесь. Времени нет и сейчас, поэтому пишу быстро и кратко.
Новый бизнес как слепой детеныш требует много внимания и заботы. Более того, последний месяц я постоянно провожу на кухне, работаю вместе со всеми и буду там еще долго. Почему? Для нашего бизнеса очень важна атмосфера, внутренняя культура. Создать ее непросто, но без нее бизнес не будет работать. Я не уйду «с кухни», пока не буду уверен, что производство идеально работает в мое отсутствие, выполняются стандарты качества и обслуживания клиентов. Разработкой стандартов проблему здесь совсем не решить. Это всего лишь инструкции-подсказки, но без живой «культуры» они работать не будут! Мне нужны единомышленники, которые впитают отношение к качеству и сервису. В компании должна распространиться правильная модель поведения. Для этого нужны люди, и с этими людьми надо работать, чтобы они стали носителями нашей культуры.
Приведу простой маленький пример. К нам пришел новый пиццамейкер. Я попросил его убрать территорию на улице перед входом. Через два часа обнаружил совершенно грязную стоянку. Работа была выполнена «спустя рукава». Я вообще не заметил изменений.
Я разъяснил пиццамейкеру, что любую работу в нашей компании надо делать по-настоящему, на совесть и до конца. Это было первое и последнее предупреждение. Пиццамейкер пошел убираться по второму разу. По-настоящему на совесть и до конца — это касается всего, что мы делаем — качества, сервиса, чистоты на кухне, свежести ингредиентов. Никаких двойных стандартов. Пока я не создам коллектив, в котором будет преобладать такое отношение к делу, нельзя «уйти с кухни». Я ищу людей, ключевых людей, которые будут определять атмосферу в компании. Мне нужны люди особого склада, которым нравится делать хорошо. И такие люди есть.
В последнее время моя персона привлекает внимание местной прессы. В глаза людей я стал «успешным предпринимателем». Те, кто видит меня первый раз, ждут ярких атрибутов и удивляются, что я сам работаю на кухне, впадают в шок от слов, что мою посуду вместе с персоналом. Вчера мне сказали: зачем ты «паришься», ведь можно нанять управляющего? Я даже не стал тратить время на ответ.
Выручка
Вот, график нашей ежедневной выручки с начала мая. Пока без комментариев и анализа. Ждите в ближайшее время финансовый отчет за первое время работы — доходы, расходы, финансовый результат.
Первый бизнес-план
Я давно обещал опубликовать первый бизнес-план. Теперь он доступен в формате Google Docs — в виде таблицы, в виде страницы. На основании этого бизнес-плана было принято решение об открытии нового бизнеса. Как выполняется этот бизнес-план, вы скоро узнаете из этого блога.
Додстеры — новый продукт
Почему мы ввели новый продукт, который назвали додстеры? Многие в twitter меня не поняли, ведь расширение ассортимента приводит к усложнению производства и размытию бренда.
Что же такое додстеры?
Это наши фирменные роллы из пшеничной лепешки (типа буррито или шаурмы) c мясом, свежими помидорами, соусом и сыром Моцарелла, запеченные в печке до хрустящей корочки. Название додстеры — уникальное. Мы будем стремиться к тому, чтобы оно стало нарицательным.
Я искал такой продукт, как додстеры. С моей точки зрения додстеры идеально дополняют наше производство — выполняют несколько важных задач.
- Наше производство циклично. Это наша специфика. Есть часы, когда работы совсем мало, но при этом мы должны держать достаточно много персонала в смене, так как через час может поступить одновременно очень много заказов и мы должны все их выполнить.
В часы, когда нет заказов, люди должны работать, так как отсутствие конкретной работы расслабляет. Додстеры — продукт, который делается в часы затишья, так как их можно начинять и «крутить» заранее — за 3–4 часа до продажи. Они помещаются в холодильник, а после того как сделан заказ, запекаются в печке. Напомню, что пицца делается только под клиента, так как в отличие от додстеров в пицце используется дрожжевое тесто — его нужно запекать сразу же после изготовления основы для пиццы.
Таким образом, додстеры решают задачу загрузки производства в свободное время.
- Додстеры запекаются за 3–4 минуты, в отличие от пиццы, которая «сидит» в печке минимум 8 минут. На следующей неделе мы открываем «окошко самовывоза» (ждите фото). Додстеры — это «быстрый» продукт, который более удобен для самовывоза, чем пицца. Пиццу надо будет ждать минимум 15 минут, додстер — 3–5 минут (если скручен заранее). Также додстеры более удобны для потребления в машине, так как их можно есть одной рукой.
Таким образом, додстеры — это удобный продукт для самовывоза и решение для нашего «окошка».
- Додстеры разнообразят ассортимент, при этом они изготавливаются из тех же ингредиентов, что и пицца (кроме пшеничной лепешки). Все это повысит оборачиваемость наших продуктов, а значит, уменьшаться риски того, чтобы продукты пропадут и когда-нибудь случится ошибка, что испорченные ингредиенты попадут клиенту.
Но все это только мысли, что будет на самом деле с додстерами покажет жизнь. Stay tuned.
Клиенты — это лучшие контроллеры компании
Качество работы сервисных компаний зависит от обычных людей. Как контролировать множество небольших повторяющихся операций? Есть очень эффективный способ. Надо отдать контроль на «аутсорсинг» клиентам и предложить им за это бонусы.
Сегодня у нас уже работает одна процедура, которая не оставляет нам возможности работать медленно. Мы объявили, что доставляем пиццу не более, чем за 60 минут с момента приема заказа, либо пицца достается клиенту бесплатно. И это сильно работает. Сегодня наше среднее время доставки составляет 25–30 минут. Очень редко мы доставляем за 40–50 минут. И только один раз за все время работы (вчера) мы отдали клиенту пиццу бесплатно, так как время поставки составило 62 минуты. Это обязательство меняет все отношение к делу, не дает никакой возможности расслабиться, никогда, потому что клиенты всегда начеку) Все это очень сильно влияет на работу, даже с психологической точки зрения. Я еще подробно напишу об этом.
На следующей неделе мы запускаем вторую процедуру. Наши клиенты будут контролировать наличие кассовых чеков в наших заказах. Как правило, клиентам не так важно наличие кассового чека. Все это дает возможности для ошибок и злоупотреблений. Что мы сделаем? Мы будем менять наши старые чеки на подарки. Тут два зайца. Во-первых, мы будем поощрять постоянных клиентов. Во-вторых, клиенты будут контролировать наш персонал, ведь если вы не получили кассовый чек, значит, вы не сможете обменять его на подарок :)
А еще скоро у нас появится веб-камера, которая в режиме онлайн будет показывать наше производство. Это fun для клиентов (можно посмотреть, как готовится именно ваша пицца) и контроль за качеством нашей работы!
На самом деле секретов много. Я раскрываю их не все, ведь наш бизнес строится на 1000 деталей.
Поездка в Англию
По приглашению Евгения Чичваркина два дня был в Лондоне. Евгений провел экскурсию по английскому ретейлу. Узнал много нового и зарядился энергией от общения с искренним и талантливым человеком. В ближайшее время — подробный репортаж об экскурсии. Также вы узнаете: какое направление считает Чичваркин самым перспективным в розничной торговле сегодня?
Продолжение следует.