Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым 08.05.2011

Мой новый проект

Уверенность в том, чем я буду заниматься, пришла ночью в августе 2010 года. У меня была ангина. Я не спал до пяти утра и думал. Когда проснулся, я уже точно знал, что буду делать в ближайшие годы. Я решил всерьез и надолго погрузиться в общественное питание. Почему?

Когда моя история с книжным бизнесом закончилась, я искал новую идею, но не замечал очевидного. Меня всегда привлекало питание. Не рестораны высокой кухни, а массовый розничный рынок, сетевые проекты — системы, способные генерировать большие обороты и обслуживать большое количество клиентов. Ночью я четко понял: именно эта идея меня вдохновляет по-настоящему. Как четыре года назад.

Я искал бизнес, который сможет расти. И его рост не будет объективно ограничен — ни моими текущими финансовыми и другими возможностями, ни административными границами, ни емкостью рынка, ни временем старта бизнеса. 

Я понимал, что у меня есть опыт в розничной торговле, и, наверное, способности, и мне нравится заниматься ретейлом. Но чтобы построить что-то значительное в торговле сегодня, нужны большие инвестиции. А рынок уже насыщен. Для того чтобы конкурировать с большими сетями, нужна складская инфраструктура, низкие закупочные цены, а значит, значительные объемы продаж.

Безусловно, всегда можно конкурировать с монстрами. И в торговле будут появляться новые компании, и они будут перекраивать рынок. Но конкурентоспособность торговли сильно зависит от капитала.

Сетевая торговля зарабатывает на масштабах. Можно идеально настроить бизнес-процессы, ассортимент, сервис и маркетинг, но если нет капитала для того, чтобы увеличить количество магазинов, построить распределительные центры — не будет преимуществ. Для того чтобы выйти на новый уровень, любой торговой компании надо пройти период «больших долгов». Это очень сложный и рискованный этап, когда компания из-за расширения доли рынка и строительства инфраструктуры операционно убыточна. В этот период она становится зависимой от капитала — банков или акционеров. Такой период прошел Wall-Mart и Евросеть. В таком периоде была моя компания, когда я ушел из нее.

Общественное питание как бизнес меньше зависит от большого капитала. Безусловно, здесь также очень важна экономия на масштабах. Но одна конкретно взятая точка в общепите имеет больше возможностей конкурировать с сетевым соседом, чем в ретейле. Здесь бизнес-процессы, сервис, детали имеют больший вес в успехе, чем в торговле. Здесь нет ключевой зависимости от объема закупок, а значит, количества магазинов, доли рынка. 

Так я размышлял той ночью:

  • а) Бизнес — похож на торговлю тем, что его прибыльность строится на эффективности ежедневных операций. Мне нравится заниматься таким бизнесом. Мне кажется, что умею делать это. Меня не пугает «текучка».
  • б) Рынок сетевого общественного питания не развит в России так, как в других странах. Есть большой потенциал для роста.
  • в) Базовая потребность — люди всегда хотят есть.

Я трезво оценивал то, что у меня осталось после книжного бизнеса. Много денег я не заработал. Мой капитал состоял из двух главных вещей: опыта и блога. Нужно использовать все это на 100%.

В итоге я пришел к своей идее. Я буду строить в России сеть на принципах франчайзинга, который позволит привлечь частный капитал, частную инициативу и энергию.

Итак, что же это за «волшебная» идея? Она простая, и даже банальная. Но часто именно банальные вещи с небанальным подходом приводят к большим результатам.

1. Я планирую создать сеть пиццерий, ориентированных в первую очередь на доставку и покупку продукции навынос. Именно в таком формате работают мировые лидеры на рынке пиццы — Domino’s и Papa Johns. Мировое развитие Domino’s показывает, что модель потенциально успешна в различных странах. Тем не менее в России на этом рынке еще очень много места.

2. Пицца — в России за 20 лет превратилась в привычное блюдо для российского среднего класса, особенно в регионах благодаря широкому распространению пиццерий. Гамбургер не воспринимается региональным средним классом как полноценная еда.Проверенная концепция + знакомый и популярный продукт + современные информационные технологии + яркий маркетинг + эффективная организация = российская сеть.

3. Формат мини-пиццерий и цехов, ориентированных на доставку, имеет большой потенциал для быстрого роста сети, ведь это:

  • небольшие инвестиции для открытия одной точки (не нужен интерьер, не нужен зал, небольшая площадь);
  • нет зависимости от расположения помещения — можно открывать пиццерии в спальных районах, во дворах — легче и быстрее найти свободные помещения на рынке.

4. Модель развития построена на франчайзинге. На первом этапе (не менее 1–2 лет):

  • шлифуются бизнес-процессы,
  • выстраивается маркетинг,
  • создается информационная система на собственных предприятиях.

Развивается собственная сеть. Федеральная экспансия осуществляется за счет франчайзинга. Я не замыкаюсь на российском рынке и всерьез рассматриваю и ближнее, даже дальнее зарубежье в будущем :)

Идеальный проект для франчайзинга. Небольшие начальные инвестиции (50–80 тыс. $) открывают возможности для огромного количества людей, которые хотели бы заняться общественным питанием, но при этом они не могли потянуть ресторан или кафе (инвестиции гораздо больше — от 100 тыс. до 1 млн $ и больше).

Ядро этой системы франчайзинга — единая информационная система. Франчайзер помимо стандартных вещей (бренд, модель, стандарты, маркетинг) получает еще и информационную систему, которая является серьезным конкурентным преимуществом. Это и информационная система, и сайт для клиентов. Сайт является мощным инструментом и каналом сбыта, который будет только расти.

Информационная система представляет собой:

  • единое веб-приложение, интегрированное с сайтом для клиентов;
  • доступ к единой системе и готовый канал сбыта;
  • сайт с функционалом, маркетингом, системами оплаты, интеграцией с соцсетями;
  • инструменты для обмена информацией и контроля за франчайзи.
Безусловно, моя идея сработает только в случае, если моя первая пиццерия покажет хорошие результаты на рынке Сыктывкара.

Вы, наверное, задавались вопросом, что я делаю в данный момент? Я открываю свою первую пиццерию. И с текущего момента буду писать в режиме онлайн о том, что я делаю.

Запасайтесь попкорном :) История «Силы Ума» только начинается. И теперь она будет даже более открытой, чем раньше. Вы узнаете о каждом потраченном рубле, о каждой заработанной копейке. Каждый месяц я буду публиковать полный финансовый отчет о работе бизнеса. Мы будем полностью открыты. Мы будем соблюдать все санитарные нормы. Мы даже повесим на нашей кухне веб-камеру, чтобы вы видели, как готовится наша пицца и моют ли руки наши работники?

Вы посчитаете меня сумасшедшим? Нет, это все холодный расчет. Если мы сможем платить все налоги, значит, у нас есть запас прочности для развития. Если мы сможем соблюдать нормы, значит, нам не страшны бюрократы. Чем сложнее условия, тем прочнее получится система. Если жить в «тепличных условиях», как потом конкурировать на развитых рынках? А если получится создать такую систему, значит, можно ее тиражировать. Только так. Что не убьет, сделает сильнее.

Я не буду скрывать нашу прибыль. Даже если это будет убыток. Но есть вещи, о которых я не буду писать подробно. Более того, мы будем защищать их, как наше сокровище. Это те тысячи маленьких деталей, которые и делают организацию, занимающуюся банальным простым бизнесом более прибыльной и эффективной, чем другие.

Этот блог получил новый смысл. Когда у вас есть в голове большие планы и цели, лучше не говорить о них всем подряд. Ведь может так сложиться, что у вас ничего не получится. Но мне уже поздно так думать. Четыре года назад я хотел рассказать всем о своих планах просто потому, что у меня не было денег на рекламу магазина — я хотел привлечь внимание. Сегодня блог для меня большой внутренний мотиватор. Я не знаю — получится у меня или нет осуществить свои планы, но я во всяком случае попытаюсь. И расскажу вам об этом.

Но для начала мне надо сделать одну небольшую пиццерию в одном небольшом городе прибыльной.

Let’s go.

Уже завтра вы сможете ознакомиться с моим бизнес-планом.