Хотите понять бизнес, смотрите на природу
Я сейчас в Амазонии.
Амазония — идеальное место для развития жизни на нашей планете. Здесь влажно, тепло, проходит экватор, а значит, нет времён года, а солнце всходит и заходит в одно и тоже время круглый год. Именно поэтому в Амазонии самое большое разнообразие жизни на земле, а это приводит к самой большой конкуренции видов за выживание. Борьба идёт за каждый сантиметр и лучик солнца. Именно поэтому во влажных амазонских лесах можно найти очень креативные «бизнес-модели» — стратегии выживания среди живых организмов. Расскажу о том, что видел.
Все деревья в амазонском лесу конкурируют за солнце. Лучшее достаётся высоким деревьям. Чтобы вырасти высоко, нужны большие корни, чтобы питаться влагой и быть устойчивым, но вот незадача — в амазонских лесах очень неглубокий слой почвы — глубоко корни не пустить. Что делают деревья-лидеры? Они изменят свои корни и делают их плоскими и высокими, чтобы разместить как можно больше корней вокруг себя вширь, а не вглубь. Такие деревья похожи на огромные лесные ракеты, которые спрятали до лучших времён пришельцы.
Великаны побеждают? Не всегда. Есть в Амазонии небольшое грациозное дерево, которое выступает в союз с маленькими муравьями. Оно разрешает им жить внутри себя, а взамен муравьи обрабатывают почву вокруг своего дерева кислотой, которая убивает все растения вокруг, оставляя муравьиный дом на прекрасной солнечной опушке. Вот так идёшь по непроходимой сельве с мачете, и вдруг поляна и на нем элегантное одинокое дерево.
А ещё в Амазонии есть «ходящие» деревья. У них корни как лапы, только их очень много. Если им закрыли солнце, они могут за несколько лет переместиться на 3–5 метров и снова найти лучи и продолжить жить.
Рынок как природа. Каждый бизнес ищет своё место под солнцем и строит свою стратегию выживания — бизнес-модель. Например, Dodo Pizza в Великобритании. Британский потребительский рынок как амазонский лес. Domino’s это высокие деревья, которые уже заняли пространство. Нам нужно найти свою стратегию, чтобы получить свой солнечный свет. Повторять за лидером не получится — нужен креатив. Если деревья смогли найти свою креативную стратегию, а конкуренция в Амазонии выше, сможем и мы ;)