Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· История опционной программы Додо Пиццы 06.09.2020

Стратегия Dodo Brands

Стратегия Додо

Мы не хотим создавать экосистему. Не хотим делать суперапп.

Мы хотим создавать продукты, которые будут выбирать потому, что они крутые сами по себе, а не потому что они часть экосистемы. Это не просто прагматичная стратегия. Этот выбор лежит где-то глубоко в моей мотивации как предпринимателя, а смысл и энергия все-таки это самые главные, глубинные, драйверы бизнеса. Делать классный продукт - счастье.

Бизнес как живая природа. В природе у каждого есть своя ниша, своя специализация — то, что ты делаешь лучше других. Мы хотим делать что-то очень хорошо в мире, где есть конкуренция. Возможно, вы не поверите, но я искренне не хотел бы быть монополистом. Почему? Мы уверены, что конкуренция делает нас лучше на длинной дистанции. Она не дает расслаблиться, заставляет меняться, расти, становится лучше, прокачивает.

В чем же долгосрочное преимущество Dodo Brands, наша главная компетенция? Мы умеем соединять операционный сервисный розничный бизнес с технологиями и на стыке получать новый продукт, масштабировать этот бизнес в партнерстве с предпринимателями-франчайзи. Мы смогли объединить все это в одной компании. Мы умеем одовременно разбираться в низкорентабельном для интернет-компаний розничном бизнесе и создавать технологии.

Мы не будем строить экосистемы и агрегаторов. Наш путь — использовать технологии и создавать конечные продукты для миллионов людей, за качество которых мы отвечаем лично.

Да, технологии требуют больших и длинных денег. У нас нет монополии (поисковика или огромного банка), которые бы давали нам длинные ресурсы, поэтому мы расширили рынок, где мы могли бы использовать наши технологии, а также знания и опыт. Сегодня у нас есть сеть пиццерий, месяц назад мы запустили первую кофейню, на подходе донер, и мы пойдем дальше. Мы расширили границы. Когда-нибудь мы выйдем за границы еды. Мечтаем об умных гостиницах, прачечных или даже парикмахерских. Не агрегаторы, а собственные бренды, где мы отвечаем за всю цепочку создания ценности.

У нас есть своя стратегия роста — пока мы не добились прибыльной юнит-экономики, мы не масштабируем бизнес. Это ограничение франчайзинга.

Предприниматели не будут открывать заведомо убыточные точки и ждать, когда большая вода поднимет лодки. Да, при таком подходе невозможно создавать совсем новые рынки. Мы будем брать старый работающий бизнес, препарировать его и делать лучше с помощью технологий. Мы точно знаем, что этот бизнес работает, и знаем, как мы можем его улучшить. Яндекс и Сбербанк могут позволить себе делать новое, потому что у них есть длинные деньги. В США эту роль в большей степени выполняет венчурный рынок. У нас все по-другому. Рынок заставляет жить в органичениях, думать о сегодняшнем дне, но мы не забываем о будущем. С одной стороны это сдерживает, с другой стороны, закаляет.

Парадоксально, но наша долгосрочная стратегия позволит создать глобальный бизнес. Яндекс, Сбербанк, Mail.Ru и даже Тинькофф останутся в большинстве своем локальными экосистемами в рамках русскоязычного рынка, а Dodo Brands станет глобальной компанией.

Все российские экосиситемы строятся вокруг какой-то монополии: поиска, почты или банка. Но все эти монополии в рамках России. Без монополии-ядра эти экосистемы не работают. Через 10 лет вы сможете встретить сервисы Dodo Brands в разных частях земного шара. Почему? Мы будем создавать комплексные качественные франшизы для повседневных сервисов, которые востребованы везде, как и доставка пиццы. Это будут комплексные продукты, которые включают себя все: бизнес-модель, IT-решения для бизнеса и конечных клиентов, бренд, технологии, инфраструктуру и поддержку. Их будут выбирать предприниматели разных стран, потому что они будут хорошо сделаны.

Россия для Dodo Brands — отличный инкубатор концепций для экспорта на международный рынок.

Мы заняли в России доминирующее положение на рынке пиццы. Мы создали инфраструктуру и заслужили доверие предпринимателей. Это позволяет нам запускать здесь новые концепции и доводить на масштабах в целом немаленького рынка наши продукты до такого состояния, что они будут востребованы на других рынках.

Это как история Toyota. Сделай такой классный продукт, что твои машины купят даже в США, даже если твои менеджеры не знают английского языка. И, конечно, у нас есть мощное преимущество. Сейчас почти никто в мире не делает потребительские франшизы для предпринимателей на собственной цифровой платформе со всеми вытекающими отсюда преимуществами — да, и не привязанные к какой-то локальной экосистеме.

Неделю назад мы приняли решение о выделении в рамках группы Dodo Brands отдельной IT-компании.

Почему? У нас все-таки необычная компания. Мы любим называть себя компанией-киборгом. С одной стороны, мы потребительская компания, с другой стороны, технологическая. Мы должны быть эффективны и конкурентоспособны сразу в двух областях. Мы выделили IT-компанию в группе, чтобы быть эффективнее и прозрачнее. Теперь с нашей IT-компанией будет работать Додо Пицца в Евразии, Европе, Великобритании, Китае, Африке и США, Дринкит и Донер 42 в России, и процессы будут прозрачнее. В итоге наша задача — построить эффективную децентрализованную организацию, способную запускать новые продукты в рамках нашей главной компетенции, нашей «стратегии ежа».

Если вы хотите добиться вместе с нами невероятного и чувствуете в себе для этого силы, присоединяйтесь. Нам уже почти 10 лет, но история Додо на самом деле только только начинается. Дух захватывает от того, что нас ждет впереди.