История опционной программы Додо Пиццы
В августе 2010 года в моей голове только сложилась картина будущего Додо. Никакой пиццерии тогда еще не было. У меня были долги на 2 миллиона рублей. Я был в Сыктывкаре почти без доходов и мечтал когда-нибудь построить глобальную компанию. Я так загорелся и верил в идею, что далекое будущее было для меня реальностью, стоял только вопрос времени.
Кому-то это казалось смешным, но с самого начала я мыслил и вел себя так, как-будто нас ждет большое будущее. Я хотел строить компанию с партнерами с полной отдачей, поэтому с самого начала существования компании я стал выдавать своим коллегам акции Додо. Объяснял, что это кусочек нашего великого будущего, которое мы построим вместе и, когда мы выйдем на IPO, они будут стоит больших денег. У меня была тогда одна пиццерия в формате темной кухни, когда, это еще не было мейнстримом, в подвале в Сыктывкаре. Честно говоря, никто и не понимал тогда, что это за акции такие и что такое IPO. Да, и, честно говоря, в то время и акций-то никаких не было. Были просто зафиксированные обещания, мое слово, что в будущем, когда мы разберемся в этом вопросе и сможем позволить себе юристов, сделаем акционерную компанию, все получат обещанные акции. Акционерную компанию мы сделали. И акции всем выдали. И продолжаем это делать. Сейчас более 200 сотрудников компании Dodo Brands владеют акциями и опционами нашей компании. Количество акционеров-сотрудников будет только расти. Что же дают акции нашим сотрудникам?
Dodo Brands — частная компания. Мы не платим дивиденды и в ближайшие годы не планируем распределять прибыль, так как инвестиции в рост компании для акционеров сейчас более выгодны, чем текущая прибыль. Какую же ценность сотрудникам приносит владение акциями, ведь мы не торгуемся на бирже, а значит, наша акции нельзя свободно продать в любой момент времени. Да, так исторически сложилось, что у акций Додо есть достаточно развитый вторичный рынок, но это, конечно, не делает их ликвидной бумагой. В этом году мы приняли решение ежегодно проводить добровольный выкуп акций у сотрудников. Как это будет работать и зачем?
Выкуп акций будет проходить в марте после выхода отчетности МСФО, на основе которой будет официально определена текущая цена акций Додо. После объявления цены будет время на принятие решения. Продать можно акции, прошедшие вестинг, то есть перешедшие в собственность. Каждый решает сам, продавать сейчас акции или нет, а если продавать, то сколько. Решение добровольное.
В отличие от денег цена наших акций растет, мы влияем на эту цену своей работой. Сегодня доходность наших акций очевидно выше вложений в недвижимость или депозитов в банке. Каждый год цена наших акций может расти. У нашего бизнеса огромный потенциал: мы можем расти в России на международных рынках в пицце и в совершенно новых областях (кофе, донер). Наше долгосрочное преимущество — это цифровая трансформация массовых розничных сервисов и продуктов: соединение ИТ, розницы, франчайзинга и создание за счет этих трех компонентов продуктов совершенно нового качества. Я верю, что цена наших акций вырастет в десятки раз. В будущем владение акциями будет приносить доход, мы будем платить дивиденды нашим акционерам.
Почему мы же решили сделать ежегодный добровольный выкуп акций у сотрудников? Наша цель — стать публичной компаний. Мы хотим провести успешное качественное IPO на большой бирже, но для этого наш бизнес должен достигнуть нужного масштаба. Мы планируем, что это будет возможно через 3-5 лет. Но мы все живем сегодня и понимаем, что не все готовы ждать 3-5 лет, у каждого из нас есть текущие расходы и потребности. В ситуации, когда мы не можем гарантировать точную дату выхода на IPO, добровольный выкуп открывает возможность нашей команде уже сейчас частично продавать акции и зарабатывать.
Мне кажется, выкуп — хорошая альтернатива годовым бонусам в крупных компаниях. Во-первых, это гибкость. Каждый сам решает сколько акций продать или не продавать вообще. Можно продать часть акций, которые прошли вестинг, а часть оставить как долгосрочную инвестицию. Во-вторых, сама стоимость акций может расти, и мы все на нее влияем. Официальная цена акций для выкупа будет определяться нашей финансовой командой на основе отчетности МСФО, подтвержденной аудиторской компанией EY и средневзвешенной цены на вторичном рынке: за последний год мы зарегистрировали на вторичном рынке сделки купли и продажи на сумму $2,384 млн по средневзвешенной цене $2,344 за акцию. Через 3-5 лет мы проведем IPO, и добровольный выкуп акций уже будет не нужен, потому что биржа обеспечит рыночную стоимость и ликвидность. В следующий раз расскажу, что нам нужно сделать, чтобы выйти на биржу.