В бизнесе агрегаторов доставки еды нет больших денег
Факт № 1. Недавно вышло два очень интересных интервью — CEO Яндекса Тигран Худавердян и одного из основателей Чайхоны № 1 Тимура Ланского. Они говорят диаметрально противоположные вещи.
Тигран Худавердян в интервью The Bell: — Рестораны жалуются на высокие комиссии, которые берут агрегаторы — 30–35%. — Когда ресторан подключается к сервису Яндекс.Еды, он предоставляет свои блюда и платит комиссию агрегатору. Так вот, возьмем какой-нибудь средний заказ, рублей 700–800. Вычтем НДС и эквайринг в 2%, возьмем 30% комиссии. Получается примерно 200 рублей. Но это не маржа агрегатора, туда включены работа платформы, маркетинг сервиса, вся логистика, служба поддержки, люди в колл-центрах, которые отвечают на всякие разные вопросы, типа «почему холодное, почему горячее», возмещения пользователям за ошибки ресторанов — это все делаем мы, не рестораторы.
Тимур Ланский, Чайхона № 1 в интервью Forbes: — Условия, которые предоставляют ресторанам агрегаторы, мародерские. Доставка агрегаторами с текущими комиссиями невыгодна ресторанам.
То есть никто не зарабатывает. Вопрос: где деньги? Спойлер — в бесплатной доставке.
Факт № 2. Я только что вернулся из нашей пиццерии у метро Бутырская в Москве, где была встреча с руководителем нашей розничной сети Ильей Фарафоновым. Просто приведу несколько цифр по этой конкретной пиццерии.
Выручка пиццерии на доставку в апреле составила 1,17 миллионов рублей. Мы специализируемся на доставке, и это очень небольшая выручка доставки для нашего бизнеса, так как пиццерия молодая и район не самый лучший. Но для многих ресторанов это достаточно хорошая цифра для доставки. В апреле собственник помещения дал скидку 50% на аренду. Какой финансовый результат у этой пиццерии в апреле? Убыток 187 тысяч рублей.
При этом мы работаем крайне эффективно, наш продукт создан для доставки, а сама доставка дешевле и эффективнее, чем доставка агрегаторов. Ставки курьеров в 1,5 ниже, чем в Яндексе и Delivery Сlub, а загруженность наших курьеров во много раз выше. Курьеры Яндекса и DC гораздо больше времени проводят в ожидании заказов (обратите внимание, когда будете идти рядом с McDonalds), и все это время оплачивается агрегаторами.
Вопрос: как собираются зарабатывать агрегаторы на доставке большие деньги в долгосрочной перспективе? Сегодня они сжигают невероятные суммы. Доставка — это сложный низкорентабельный бизнес. На нем, безусловно, можно зарабатывать, но здесь нет огромной маржинальности, к которой привыкли большие интернет-компании, а в текущем виде, когда агрегаторы дотируют рынок, пытаясь его вырастить, есть только огромное убытки. Вопрос в том, будет ли большая прибыль в будущем, которая сегодня оправдывает эти огромные инвестиции?
Что произойдет дальше? Конечно, агрегаторы не перестанут существовать, но привлекательность и перспективы бизнеса будут переоценены. Расходы на доставку будут постепенно перекладываться на клиентов (будет платная доставка) и тогда наступит наше время, ведь мы можем за счет интегрированной бизнес-модели и фокуса зарабатывать при бесплатной доставке для клиентов и сегодня, что мы и делаем. Агрегаторы вырастят рынок и повысят цены и часть клиентов, привыкших к низким ценам за доставку, вернется к нам — игрокам с собственной доставкой и производством.
Вы спросите, как можно иметь убыток 187 тысяч рублей при скидке на аренду 50% и выручке 1,17 миллиона? Вот так. Вот расходы этой пиццерии в апреле.
— Себестоимость продукции, включая упаковку и транспортные расходы — 351 тыс. рублей — 29,86%.
— Оплата труда, включая кухню, курьеров и налоги — 321 тыс. рублей — 27,28%.
— Маркетинг — 42 тыс. рублей — 1,27%.
— Аренда — 250 тыс. рублей — 21,21%.
— Коммунальные услуги (электричество и прочее) — 110 тыс. рублей — 9,34%.
— Эксплуатационные расходы (охрана, текущий ремонт) — 49 тыс. рублей — 4,18%.
— Роялти — 64 тыс. рублей — 5,46%.
— Прочие операционные расходы (питание, медосмотры, рекрутинг, банк, колл-центр) — 55 тыс. рублей — 4,71%.
— Расходы на управление (офис корпоративной сети) — 116 тысяч рублей — 9,87%.
Итого расходы: 1,36 млн рублей.