Почему Додо не работает с агрегаторами доставки еды
Агрегатор находится между ресторанами и клиентами и хочет контролировать клиентскую базу, не давая ресторанам данные о клиентах. В современном мире рынком владеет тот, кто имеет доступ к клиентам. Отдавая агрегатору своих клиентов доставки, они становятся зависимыми от агрегатора. Агрегатор сможет поднять комиссию — может быть, он не сделает этого сейчас, но может сделать потом. Агрегатор может поменять алгоритм и понизить тебя в выдаче, попросить денег за продвижение на своей площадке. Создавая продукт, ты становишься зависимой частью экосистемы агрегатора. Ресторанам, для которых доставка не является важной частью их экономики, это не так страшно, потому что они зарабатывают в зале, но для нас доставка — основа бизнеса. Также большинству игроков сложно самостоятельно сделать сайт, приложение, нет ресурсов для рекламы, продвижение бренда. Но мы сделали это. Это было очень сложно, но у нас получилось.
У нас получилось в России с нуля создать второго игрока на рынке доставки. Мы инвестировали миллионы долларов в разработку собственных цифровых решений. Благодаря грамотной стратегии и усилиям наших партнеров-франчайзи запустили национальную рекламу и создали сильный независимый бренд. Надо понимать, что Додо Пицца — это тоже объединение ресторанов и небольших предпринимателей, просто они работают под одним брендом. У нас 200 партнеров-франчайзи. Мы сами хотим выстраивать отношения с нашими клиентами, без посредников. Мы сами хотим контролировать наше будущее. Агрегаторы — не единственный путь, и мы это доказываем.
Получается ли у Додо сегодня работать на доставке без присутствия агрегаторов?
Да, и весьма успешно. До января 2017 года мы частично в некоторых городах работали с агрегаторами — потому тогда еще не понимали, к чему это ведет. Но потом приняли принципиальное решение уйти полностью. Нам предвещали крах доставки, но все это время мы растем и впервую очередь в Москве, где агрегаторы заправляют рынком. Удивительно? Но это факт. Клиентам не доставляет никаких неудобств скачать наше приложение, и нам хватает заказов.
Что произойдет, если Додо начнет хотя бы частично работать с агрегаторами?
Мы продвигаем наш бренд, инвестируем в рекламу и создание новых продуктов. Агрегаторы начнут пользоваться нашим брендом. Часть клиентов будет уходить из нашего приложения к агрегаторам. Часть клиентов, увидев нашу рекламу, услышав о нашей компании, будет находить нас в агрегаторах и оставаться там. Также работа с агрегаторами для нас сегодня просто неудобна, экономически не оправдана и неэффективна. Заказы от агрегаторов не попадут в нашу систему учета, CRM, так, как нам нужно. Мы создали свою интегрированную систему доставки. Мы можем доставлять наши продукты эффективней агрегаторов. Мы можем сами привлекать и удерживать клиентов.
Почему субсидирование агрегаторов, с моей точки зрения, неправильное решение для поддержки ресторанов?
Если ресторан изначально не был ориентирован на доставку, то доставка его не спасет — с комиссией или без комиссии агрегатора. Объема доставки не хватает, чтобы покрыть расходы, которые несет классический стационарный ресторан, не приспособленный изначально к доставке. Упаковка, сложные блюда, ингредиенты, другое планирование — очень много деталей. Но главная проблема таких ресторанов сейчас — объем выручки на доставке. Они и раньше имели небольшую выручку на доставке относительно зала, а сейчас еще и конкуренция усилилась.
Субсидирование агрегаторов не поможет ресторанной отрасли. Это поможет только агрегаторам, а также игрокам, которые до этого специализировались на доставке, но зачем им помогать, они и раньше работали только на доставке.