Мой комментарий к статье в «Коммерсанте» бывшего франчайзи Domino’s Pizza
Евгений, экс-франчайзи Domino’s:
- Неверные ожидания от франчайзинга в общественном питании и франчайзинга в целом. Франшиза не будет работать сама по себе. Даже сильная франшиза с сильным брендом — это всего лишь инструмент в руках предпринимателя и менеджера, а не «волшебная палочка». Это предпринимательский риск, а не гарантия результата. Это всего лишь «шуруповёрт Bosch или Würth в руках мастера».
«Основной целью было вложить существующие деньги в бизнес, который не будет занимать все мое время» — это вообще не про сверхконкурентный и сложный бизнес общественного питания, где все строится на людях и необходимо создавать команды, это требует энергии, усилий и времени.
- «Я был уверен в силе бренда: казалось, что в случае с крупной компанией бизнес-модель для работы в регионах должна быть полностью просчитана, чтобы оказаться эффективной… Мои убытки достигли 27 млн руб., фактически оставив без средств к существованию. Буду ли я покупать другие франшизы? Категорически нет. Если такая крупная сеть не смогла выстроить работу с партнерами, сильно сомневаюсь, что у другой компании это получится лучше».
Какое-то идолопоклонничество перед международными брендами. Евгению сложно поверить, что в России (или в Сыктывкаре) может быть создан продукт и компания, которые могут дать систему и сервис не хуже или даже лучше, чем большие американские бренды.
Вы можете пообщаться с любым крупным франчайзи на тему прибыльности пиццерий Додо Пицца и их удовлетворённостью бизнесом 🙂 Наши франчайзи зарабатывают хорошие деньги и увеличивают свои сети. Наш успех — это успех наших франчайзи.
Мастер-франчайзи Domino’s в России:
- Завышенные ожидания для франчайзи и работа со всеми из-за желания быстро расти и догнать Додо Пиццу. Итог: неоправданные ожидания, не подходящие для розничного бизнеса партнеры, конфликт с партнерами.
- Непроверенная бизнес-модель в регионах из-за желания быстрого роста, чтобы занять рынок и догнать Додо Пиццу. Времени тестировать и адаптировать модель нет.
- Излишняя уверенность в собственной модели. Сработало в Турции — сработает и в России. Излишняя самоуверенность в силе бренда и своих знаний — недооценка рынка и местного конкурента.
- Недостаточный фокус на прибыльности партнеров-франчайзи. Краткосрочный рост важнее долгосрочных результатов. Мышление наемных менеджеров, решающих краткосрочные и среднесрочные задачи.
Итог для Domino’s: рынок в России проигран, нужно менять стратегию и все перезапускать. С моей точки зрения, для Domino’s возможна сейчас только одна стратегия — остановить рост, сфокусироваться на развитии и адаптации модели для России, терпеливом создании команды, культуры, которые крайне важны в розничном бизнесе. А затем — тестирование модели в регионах: хорошие результаты, возвращение доверия потенциальных франчайзи и только потом — постепенный рост. Но это требует времени и терпения, которых может не быть. Да, и Додо Пицца за это времени вырастет еще больше и создаст еще больше «рвов» и преимуществ за счет масштаба.
В Domino’s Россия сейчас полностью поменялась команда. Ставлю на то, что турецкий мастер-франчайзи публичная компания DP Eurasia продаст российскую мастер-франшизу и грядет «перезапуск».
Domino’s — очень сильная компания с большими ресурсами и верой международных инвесторов, а Россия — большой рынок. Уверен, что инвесторы сделают все, чтобы побороться за рынок. Наша большая задача — сохранить за собой лидерство в родной стране навсегда, как Coca-Cola на рынке напитков. В этом есть спортивный азарт и интерес — показать, что на рынке сетевого общественного питания, где традиционно правят американские транснациональные бренды, могут создаваться эффективные и профессиональные национальные игроки. Так что расслабляться, ребята, точно нельзя. Додо-правило № 1: довольство собой — шаг к деградации.