Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Свобода, прибыль, слабоумие и отвага 12.02.2020

Мой комментарий к статье в «Коммерсанте» бывшего франчайзи Domino’s Pizza

Евгений, экс-франчайзи Domino’s:

  1. Неверные ожидания от франчайзинга в общественном питании и франчайзинга в целом. Франшиза не будет работать сама по себе. Даже сильная франшиза с сильным брендом — это всего лишь инструмент в руках предпринимателя и менеджера, а не «волшебная палочка». Это предпринимательский риск, а не гарантия результата. Это всего лишь «шуруповёрт Bosch или Würth в руках мастера».

«Основной целью было вложить существующие деньги в бизнес, который не будет занимать все мое время» — это вообще не про сверхконкурентный и сложный бизнес общественного питания, где все строится на людях и необходимо создавать команды, это требует энергии, усилий и времени.

  1. «Я был уверен в силе бренда: казалось, что в случае с крупной компанией бизнес-модель для работы в регионах должна быть полностью просчитана, чтобы оказаться эффективной… Мои убытки достигли 27 млн руб., фактически оставив без средств к существованию. Буду ли я покупать другие франшизы? Категорически нет. Если такая крупная сеть не смогла выстроить работу с партнерами, сильно сомневаюсь, что у другой компании это получится лучше».

Какое-то идолопоклонничество перед международными брендами. Евгению сложно поверить, что в России (или в Сыктывкаре) может быть создан продукт и компания, которые могут дать систему и сервис не хуже или даже лучше, чем большие американские бренды.

Вы можете пообщаться с любым крупным франчайзи на тему прибыльности пиццерий Додо Пицца и их удовлетворённостью бизнесом 🙂 Наши франчайзи зарабатывают хорошие деньги и увеличивают свои сети. Наш успех — это успех наших франчайзи.

Мастер-франчайзи Domino’s в России:

  1. Завышенные ожидания для франчайзи и работа со всеми из-за желания быстро расти и догнать Додо Пиццу. Итог: неоправданные ожидания, не подходящие для розничного бизнеса партнеры, конфликт с партнерами.
  2. Непроверенная бизнес-модель в регионах из-за желания быстрого роста, чтобы занять рынок и догнать Додо Пиццу. Времени тестировать и адаптировать модель нет.
  3. Излишняя уверенность в собственной модели. Сработало в Турции — сработает и в России. Излишняя самоуверенность в силе бренда и своих знаний — недооценка рынка и местного конкурента.
  4. Недостаточный фокус на прибыльности партнеров-франчайзи. Краткосрочный рост важнее долгосрочных результатов. Мышление наемных менеджеров, решающих краткосрочные и среднесрочные задачи.

Итог для Domino’s: рынок в России проигран, нужно менять стратегию и все перезапускать. С моей точки зрения, для Domino’s возможна сейчас только одна стратегия — остановить рост, сфокусироваться на развитии и адаптации модели для России, терпеливом создании команды, культуры, которые крайне важны в розничном бизнесе. А затем — тестирование модели в регионах: хорошие результаты, возвращение доверия потенциальных франчайзи и только потом — постепенный рост. Но это требует времени и терпения, которых может не быть. Да, и Додо Пицца за это времени вырастет еще больше и создаст еще больше «рвов» и преимуществ за счет масштаба.

В Domino’s Россия сейчас полностью поменялась команда. Ставлю на то, что турецкий мастер-франчайзи публичная компания DP Eurasia продаст российскую мастер-франшизу и грядет «перезапуск».

Domino’s — очень сильная компания с большими ресурсами и верой международных инвесторов, а Россия — большой рынок. Уверен, что инвесторы сделают все, чтобы побороться за рынок. Наша большая задача — сохранить за собой лидерство в родной стране навсегда, как Coca-Cola на рынке напитков. В этом есть спортивный азарт и интерес — показать, что на рынке сетевого общественного питания, где традиционно правят американские транснациональные бренды, могут создаваться эффективные и профессиональные национальные игроки. Так что расслабляться, ребята, точно нельзя. Додо-правило № 1: довольство собой — шаг к деградации.

Читать статью в «Коммерсанте»