Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Мы должны вернуть ограничения 01.06.2019

Почему я «не верю» в dark / cloud kitchen?

Идея dark kitchen сегодня очень популярна. Это новый инвестиционный хайп. Dark kitchen - это рестораны, не имеющие зала для гостей, работающие только на доставку. За счёт низкой аренды, совмещения на одной кухне нескольких концепций, использования единых складских помещений, курьеров, должны снижаться издержки и повышаться эффективность. 

В этом году я был на кухне Cloud Kitchen в Лос-Анджелесе. Это новый проект Трэвиса Каланика, основателя UBER. Под одной крышей в недорогом районе, но рядом с деловым даунтауном, были собраны разные концепции - пицца, мексиканская кухня, салаты, бургеры. Это «такой WeWork» для ресторанов. Операторы арендовали кухни-слоты, при этом использовали общую инфраструктуру, морозильники и холодильники, общую зону для курьеров и работали сразу со всеми агрегаторами доставки (в США их достаточно много). Ни одного известного бренда там не было, а один оператор имел целых два «ноунейм» бренда пиццы, чтобы быть лучше представленным в агрегаторах. Пицца из одной печки просто упаковывалась в разные коробки. Подобные «ресторанные коворкинги» открывают и агрегаторы доставки. 

Почему же я не верю в dark kitchen?

Нет, конечно, я верю, что это концепция будет работать, но я не верю, что она кардинально перевернёт рынок общественного питания и доставки, не верю, что могут появится большие сетевые операторы, которые будут на 100% работать по модели dark kitchen. Почему? 

Давайте представим рынок доставки еды будущего. Допустим, на нем работает большое количество концепций dark kitchen. В чем будет их главная проблема? Они будут на 100% зависеть от агрегаторов доставки.

У них не будет Бренда, у них будет только Рейтинг внутри агрегаторов. Это очень важно. Бренд это дополнительная ценность, эмоция, связь с клиентами. Бренд это огромная ценность. У оператора dark kitchen есть только рейтинг и цены. А все преимущества низких издержек dark kitchen в долгосрочной перспективе будут сведены на нет ценовой войной, так как низкий барьер для входа на этот рынок, выбор и прозрачность, которую обеспечивают агрегаторы, приведёт к огромной конкуренции. 

McDonald’s открывает dark kitchen? Правильно! Будущее за гибридными концепциями. У McDonald’s есть бренд, который они построили, умея работать на трафике. Dodo Pizza начинала как dark kitchen. Наша первая пиццерия в Сыктывкаре работал только на доставку, но в развитии зала для гостей мы видим сегодня нашу стратегическую цель. Мы хотим быть сильными одновременно и на доставке и в зале. Мы идём к людям на трафик, чтобы наш бренд был виден в офлайне и мы имели ещё один источник новых клиентов, помимо интернета. Мы хотим увеличивать эффективность доставки не за счёт снижения издержек, пряча свои кухни от людей и деля издержки с другими операторами, а за счёт дополнительного канала продаж в офлайне. 

Я ещё напишу свои мысли о будущем сетей и агрегаторов доставки, и, конечно, как обещал о «Кухне на районе».