Мы должны вернуть ограничения
Написал письмо компании (Управляющей компании Додо Пицца):
С понедельника наша компания не будет прежней
Все мы - участники невероятной истории. Эта история похожа на сказку. За восемь лет из подвала в Сыктывкаре мы создали международную сеть пиццерий и абсолютного лидера российского рынка. Наша история вдохновляет сотни тысяч людей и, кажется, уже принадлежит не только нам. И сегодня у нас есть уникальный шанс построить глобальную компанию родом из России. И мы не должны этот шанс упустить.
Мы ставим перед собой невероятные цели, и эти цели заставляют нас постоянно расти. Рост — это путь в неизвестности. Ты никогда не знаешь, что тебя точно ждет впереди. Как путь в горах без карты, такой рост не прощает самонадеянности. Сегодня нам кажется, что нам все по плечу и мы знаем, как надо добиваться успеха, но завтра, на новом уровне, это уже не работает. Расти — значит постоянно меняться. Меняться — значит учиться и становится новыми, оставаясь при этом старыми — сохраняя внутри самое важное.
Чем я хочу сегодня поделиться с вами?
Наш бизнес рос очень быстро. Вместе с ним должна была расти и наша компания. Мы не знали точно, сколько нам нужно людей, какая нужна команда, инфраструктура. В какой-то момент мы убрали ограничения, чтобы ничем не стеснять наш рост, доверяя здравому смыслу людей, принимающих финансовые решения. «Тратьте столько денег, сколько считаете нужным в интересах компании». Я понял, что это не правильно. Бизнес не может работать без ограничений. Это не вопрос недоверия к людям. Доверие к людям - это основа нашей компании. Дело в другом. Наш мозг в ограничениях работает по-другому. Ограничения заставляют расставлять приоритеты и находить изобретательные решения. Ограничения заставляют говорить «нет» тому, что хочется сделать, но сейчас не так важно или не можем себе позволить. Ограничения — это дисциплина стратегии, дисциплина главного.
Если 8 лет назад у меня не было бы ограничений, не было бы Додо Пиццы.
Мы должны вернуть ограничения. Что это значит? Нужно не просто считать деньги. Мы это делаем и сейчас. Мы должны жестко ограничить себя финансовым планом. Без ограничений мы просто не сможем реализовать нашу большую цель. Наш план состоит в том, чтобы финансировать развития в Китае и Великобритании до того момента, как там начнется рост, на собственную прибыль. Это значит, что нам нужно оптимизировать и взять под контроль наши расходы. В последний год мы расслабились. Мы стали много тратить. Мы будем это менять.
Важные тезисы, которыми я хочу поделиться
Мы - не Яндекс или Google. Мы - не монополисты. Мы работаем на сверхконкурентном рынке. И наш рынок не такой большой. Если мы не Яндекс, мы не можем вести себя как Яндекс. Мы не можем позволить себе такую культуру и образ жизни, как может позволить себе Google. Мы - Amazon, работающий в конкурентной среде розничной торговли, где все ориентировано на эффективность. Мы должны вернуться к культуре собранности, ориентированности на бизнес-результат.
Мы должны научиться говорить «нет». Нам хочется делать все и делать это детально и хорошо, но мы должны начать соизмерять это с нашими возможностями, с масштабами нашего бизнеса. Нам надо помнить, что главное «это не то, что ты делаешь, а то, что ты не делаешь». Часто нам кажется, все что мы делаем сегодня необходимо для нашего бизнеса, количество таких сущностей увеличивается и все это приводит к росту наших расходов. Нам надо научиться отказываться и фокусироваться на меньшем. Это и есть выбор, который определяют ограничения. Каждый проект и продукт надо оценивать, исходя из нашей стратегии и тактики и наших возможностей сегодня. Нельзя сделать все, когда есть ограничения. Да, мы делали это и раньше, но ограничения теперь будут безусловными, а дисциплина и ответственность выше. За каждым потраченным рублем, теперь будут конкретные люди, принимающие финансовые решения. Решения — это ответственность. Все проекты будут рассматриваться как инвестиции, у которых есть свой return on investment. Роль «финансов» в компании возрастет.
И последняя мысль. Я ее говорил и раньше, но без ограничений этот тезис оставался словами. В нашей компании очень дружелюбная атмосфера. И в нашей культуре есть страх «увольнений». Но мы не должны бояться увольнений. Увольнение — это не преступление. Мы должны быть тотально честными с людьми, с собой и с компанией. Мы должны быть требовательными и при этом открытыми. Если кто-то не «тащит», значит, надо уходить. Сотрудники создают компании ценность. Компания создает возможности и развивает. Если кто-то не успевает за ростом компании, это не трагедия. Да, это сложно, но это по-самурайски честно. Сегодня люди, вышедшие из Управляющей компании Додо Пицца ценятся на рынке. Если мы хотим сохранить эту ценность, нам надо быть честными и требовательными с собой.