Итоги 2018 года
Новый год — условная черта, но она задает такт. Подводить итоги и ставить цели на будущее — полезная процедура. Сегодня я задал себе достаточно простой вопрос: какое событие было главным для нашей компании в 2018 году?
Найти ответ оказалось не так просто. Было много вариантов, но что же было самым главным в масштабах долгосрочного развития нашего бизнеса?
Мы стали прибыльными
В 2018 мы стали прибыльными. Мы шли к этому семь лет.
Dodo Pizza — это франчайзинговая компания. Доход Управляющей компании состоит из роялти в размере 3–5% от выручки пиццерий. Еще Dodo Pizza это ИТ-компания. С первого дня работы мы разрабатываем собственную информационную систему в виде веб-сервиса.
Сегодня это большая платформа, которая включает в себя и сайт, и мобильное приложение для клиентов, и систему управления бизнесом, модули для кухни, доставки, маркетинга и много другое. Система обеспечивает работу сотен пиццерий в режиме онлайн в 11 странах мира. Для ее разработки нам требовались большие длинные деньги. Все семь лет мы были убыточными.
Мы привлекали инвестиции. Много раз в нашей истории мы были на «волоске от смерти», когда у нас могли кончится деньги. И вот в этом году мы стали прибыльными с учетом всех ежемесячных инвестиций, а только в ИТ мы каждый месяц инвестируем около 20 миллионов рублей.
В этом году мы генерируем прибыль, начиная с мая, и выручка от франчайзинга растет каждый месяц, непропорционально нашим расходам. За 11 месяцев 2018 года прибыль до налогообложения франчайзинговой компании составила более 70 миллионов рублей. Это достаточно небольшая сумма для нашей компании, но это только начало.
Прибыль — это свобода
Что дает нам прибыль? Это свобода. Мы перестали быть зависимыми от внешних инвестиций. Это новый этап в истории нашей компании.
Инвестиции в разработку Dodo IS были бы бессмысленными, если бы мы хотели построить бизнес только в России. Разработка своей системы оправдана только в случае, если мы построим глобальную сеть пиццерий. Своя цифровая платформа и команда разработки — это главное конкурентное преимущество нашей франшизы на мировом рынке.
Именно из-за Dodo IS в начале 2018 года нас выбрали немецкие предприниматели, которые 25 лет развивали сеть пиццерий в Германии и приняли решение сменить свой собственный бренд на Dodo Pizza и стать нашими партнерами. Это наши первые не русскоязычные международные франчайзи. Развитие Dodo IS на собственные средства дает нашей компании уверенность в будущем. Мы стали ближе к нашей мечте — созданию глобальной сети пиццерий вокруг цифровой платформы Dodo IS.
Вызов — сохранить лидерство на рынке доставки
Следующий год будет для нас ключевым. Решающим. Почему?
Что мы узнаем в следующем году? Сможет ли Dodo Pizza сохранить за собой лидерство на рынке доставки пиццы в России?
В середине 2016 году мы вышли на первое место среди всех сетей. В 2017 мы «разбудили» сильных международных конкурентов. Вторые и третьи места не входили в их долгосрочные планы. Они привлекли большие финансовые ресурсы, поставили агрессивные цели, чтобы не дать нам сохранить «случайное» лидерство. В 2019 году мы можем снять все сомнения.
Федеральная рекламная кампания
Что важного произошло в уходящем году?
Мы подписали с нашими партнерами-франчайзи в России соглашение о создании федерального маркетингового фонда в размере 3% от выручки пиццерий. Это позволит нашей сети в 2019 году инвестировать около 400 миллионов рублей в федеральную рекламу на телевидении и в интернете.
Рекламная кампания 2019 года начнется уже через несколько дней. Первые ролики выйдут на центральных каналах вечером 31 декабря. Кампания продлится весь год. Наши ролики можно будет увидеть в самых рейтинговых передачах и трансляцих на Первом канале, СТС, ТНТ, и даже в таких рейтинговых передечах как «Вечерний Ургант».
Это будет уникальная рекламная кампания. В чем-то даже сенсационная. Я расскажу о ней утром 31 декабря. Уверен, что мы удивим рынок. Додо Пицца — единственный игрок на рынке доставки пиццы в России, кто может позволить себе федеральную рекламу. Наши пиццерии работают по всей стране, от Калининграда до Сахалина, а их количество и общая выручка сети в два раза больше, чем у ближайших конкурентов.
В 2020 году мы инвестируем в федеральную рекламу уже около 1 миллиарда рублей, потому что наши продажи вырастут, а значит, вырастет и федеральный фонд. Это спиральное развитие. Реклама дает рост выручки. Рост выручки дает больший бюджет для рекламы. Это не оставит ни единого шанса на лидерство нашим международным конкурентам — Domino’s, Papa Johns и Pizza Hut. Безусловное лидерство на рынке России позволит нашей компании развиваться глобально.
Великобритания и Китай
Что еще мы узнаем в новом году?
Сможет ли Dodo Pizza развиваться глобально по-настоящему, с той же скоростью, что и в России. Все семь лет нашей истории мы растем минимум в 2,5 раза в год. В этом году будет тоже самое. Конечно, растем мы в первую очередь за счет России. Через 2–3 года наш рынок в России достигнет насыщения и для сохранения скорости нам нужен будет мощный рост на рынках вне страны, где все началось. Сможем ли мы добиться такой же скорости роста за рубежом?
Мы многое поймем в 2019 году, потому что в новом году мы по-настоящему беремся за международные рынки. Мы трансформируем компанию в действительно глобальную структуру с сильными лидерами и командами, фокусирующимися на конкретных рынках, и продуктовых глобальных командах. И мы идем в двух направлениях сразу. Как двуглавый орел, мы смотрим одновременно на Запад и на Восток.
В 2019 году мы поставили перед собой цель одновременно найти модель для масштабирования в Великобритании, которая станет основой для развития на сложном западном рынке, и в Китае. Мы уже «сожгли мосты». Мы уже инвестируем. Мы открываем офис в Европе. Мы уже открыли офис и строим центр производства теста и первую корпоративную пиццерию в Китае. Со стороны кто-то скажет, что мы разорвемся — Россия, Европа, Китай… Но нас очень много, и будет больше, и главное — мы полны энергии.
Возможность, которая вдохновляет
Наша команда растет, потому что Додо Пицца сегодня это возможность. Это шанс своими руками построить компанию, продукт, бренд, который будут знать и любить миллионы людей на разных континентах. Это шанс увидить и открыть для себя мир. Мы родились в городах из бетонных однообразных многоэтажек, но все в наших руках. Впереди — весь мир. Улыбки гостей и партнеров по всему миру. 2019 год будет чертовски интересным!
Мы ждем тебя, 2019)
На фото: скетч из проекта нашей «пиццерии будущего» в Китае в Ханчжоу (пурпурные панели это медиа-экраны), где не будет кассиров и все заказы будут приниматься через приложение в мессенджере WeChat. Уже строим. Открытие весной 2019.
Оставайтесь на линии.