История с наркотиками
Чуть больше месяца назад, перед самым Новым годом, получил звонок с неизвестного телефонного номера. Звонящий представился оперуполномоченным отдела полиции Южное Медведково:
— Федор Владимирович, вы обязаны явиться на допрос по делу о распространении наркотиков в ваших пиццериях.
Я подумал, что это какой-то странный розыгрыш. Гус Фринг?
Оперуполномоченный начал очень агрессивно разговаривать, напирая на то, что я обязан срочно явиться на допрос. Это был прямо очень агрессивно, как будто хотят напугать. Я был в это время на встрече и попросил выслать запрос в письменном виде и положил трубку. Он сразу же перезвонил и начал опять агрессивно давить: «Почему вы бросаете трубку?». Я повторил просьбу, так как по телефону не могу быть уверен о том, что это действительно официальный запрос, положил и больше не брал трубку.
После этого мы связались с партнером-франчайзи, владеющий пиццериями в Южном Медвеково. Как оказалось, в одной из пиццерий в туалете была действительно обнаружена «закладка» наркотических веществ. Обнаружил ее сотрудник пиццерии, производиший уборку. Управляющий пиццерии вызвал полицию. Они все оформили, зафиксировали. Мы обсудили с партнером этот звонок и не придали ему большого значения.
Сегодня полчаса назад опять получаю звонок с неизвестного номера от девушки:
— Здравствуйе, это следователь отдела полиции Южное Медведково. Вы обязаны явиться в качестве свидетеля на допрос.
— Подскажите, пожалуйста, допрос в качестве свидетеля по какому делу?
— Я не обязана это говорить.
— Это связано с найденными наркотиками в пиццерии?
— Я не обязана вам ничего говорить. Вы должны явиться на допрос.
— Дело в том, что мне уже звонил ваш коллега из Южного Медковов и он мне говорил о том, что дело связано с найденными наркотиками. Вы знаете, я бы хотел вам помочь, но не имею отношения к управлению пиццерии в Медведково. У нас большая сеть и большая компания. Пиццерий очень много. Я даже не имею юридического отношения к данной конкретной пиццерии. Эта пиццерия принадлежит и управляется нашим партнером-франчайзи. Пиццерия - публичное место, если в ее туалете что-то найдено, как я могу вам помочь? Я точно могу помочь в качестве свидетеля?
— Я не буду вам ничего объяснять. Вы обязаны явиться на допрос.
— Вы можете прислать мне официальный письменный запрос?
— Нет. Не обязана.
— А как вы удостоверитесь, что я действительно Федор Овчинников? Откуда у вас мой личный мобильный номер?
— Номер получен от надежных источников.
— А почему я должен быть уверен, что вы именно следователь района Южное Медвеково, а не кто-либо иной? Я же не вижу ваши документы?
— Слушайте, вы должны явиться на допрос.
— Я достаточно занятой человек. У меня очень плотный график. Мне даже записать ваш адрес сейчас неудобно, нет ничего под рукой.
— Я вам вышлю SMS.
— Ок, высылайте, но я в любом случае проконсультируюсь с юристами по поводу письменного запроса. Я уважаю вашу работу и готов исполнять законные требования, но у меня очень мало времени. До свидания!
Получил SMS. Обсудили с юристами. Оказывается, действительно следователь вправе вызывать свидетеля по телефону, но должен сообщить по какому делу. Следователи этим пользуются. Если два раза не явиться, действительно могут отправить наряд и привезти силой.
С учетом того, что и следователь, и оперуполномоченный, говорили со мной крайне агрессивно, давили, и сам вызов меня свидетелем по этому делу (хотя я официально не знаю даже по какому) достаточно подозрительны, мы решили, что мне нужна будет помощь адвоката. Друзья, если среди вас есть адвокаты с опытом подобной практики или среди ваших знакомых, буду рад вашей помощи — пишите на fedor@dodopizza.com. Заранее спасибо!
Update
Большое спасибо всем за помощь и поддержку. Нашли отличного адвоката и поговорили с опытными людьми. Что я узнал нового?
Подобная процедура вызова свидетелей и манера общения, к сожалению, обычная практика следственных органов. По телефону вызвать могут — отказаться и попросить письменную повестку тоже можно, но для следствия это сложности, так как тебя должны найти оперуполномоченные, чтобы вручить эту самую повестку, поэтому следователь и пытается давить по телефону. Как правило, в таких случаях могут сразу «доставить» к следователю вместе с врученной повесткой. Например, придут с повесткой в 8 утра, а на допрос — в 9 утра и уклоняеться не имеешь права. Свидетель обязан явиться к следователю. Так устроена система.
Для тех, кто в комментариях писал, что надо было сразу согласиться на всё и вообще «не нагнетать», хочу сказать: обычный человек, не знакомый с российской следственной системой, не готов к тому, что ему звонят незнакомые люди, агрессивно давят и заставляют срочно куда-то явиться. Следователь отказался говорить мне, по какому делу меня вызывают. В данный момент в нашей сети 297 пиццерий. По каждому происшествию в каждой пиццерии я могу проходить свидетелем по решению следователей, и буду обязан являться по первому телефонному звонку, не получив даже информации о деле?