Мы не успеем запустить 400 пиццерий
Мы не успеем запустить 400 пиццерий к концу 2017 года.
В начале года мы поставили перед собой цель — закончить год с 482 пиццериями в сети. Затем мы сократили нашу цель до 400 пиццерий, и теперь очевидно, что мы не успеем выполнить и эту цифру.
Почему мы просчитались? Для чего мы ставим такие амбициозные цели и какой урок мы вынесем из этого кейса?
Рост сам по себе никогда не был для нас самоцелью. Количество пиццерий — всего лишь некая метка, позволяющая реализовать качественные цели. Когда ты большой, ты можешь влиять на рынок. Например, пока мы не выросли, мы не могли делать ингредиенты под себя. Когда мы стали сетью пиццерий № 1 в России, на нас обратили внимание все — логисты, производители и поставщики. В 2016 году мы договорились с нашим франчайзи о создании федерального рекламного фонда, который начнет работать, когда наша сеть в России будет состоять из 400 пиццерий. Все наши пиццерии начнут отчислять 1% от своей выручки для проведения федеральных рекламных кампаний, и мы сможем первыми создать национальный бренд.
Мы ставили цели по количеству пиццерий, но никогда не росли в ущерб качеству. У нас всегда были жесткие внутренние ограничения, которые нас же и сдерживали. В нашей сети есть специальный Рейтинг Продукта, который составляется на основании проверок каждой пиццерии «тайными покупателями» и данными из системы Dodo IS. Каждую пиццерию проверяют два раза в неделю. На самом деле это беспрецедентная глубина контроля для нашего рынка. Если у франчайзи есть пиццерии с низким рейтингом, мы не разрешаем открывать новые пиццерии, даже если у франчайзи есть помещения и деньги. Команда, контролирующая качество в нашей сети, действует совершенно независимо и объективно. Если вам интересно, как мы работаем, вы, кстати, сами можете стать нашим «тайным покупателем» с помощью сайта http://dodocontrol.ru.
Нам чем же были построены наши планы? В первую очередь на планах наших партнеров. Мы спросили наших действующих франчайзи, сколько пиццерий вы сможете открыть в 2017 году, потом прибавили планы по продажам франшизы новым партнерам и планы нашей корпоративной розничной сети, и получилась цифра в 482 пиццерии. И мы решили ничего не снижать, не страховаться. Если теоретически эта цифра возможна, значит, это может быть осуществимо. Мы ставили цель для себя. Амбициозную, наглую, мотивирующую. Мы не боялись ошибиться. Потом мы поняли, что оптимистичные планы по росту сети не выполняются, и скорректировали нашу цель. А потом мы поняли, что сама по себе цель по количеству пиццерий поставлена неправильно.
Для чего компании нужны цели? Для того чтобы фокусироваться, не уходить в сторону, постоянно и объективно оценивать свою работу. Мы поняли, что не можем напрямую влиять на выполнение планов по росту сети нашими партнерами. Мы можем создавать условия для роста, но не можем делать работу за партнеров. Кто-то из наших партнеров не смог найти помещения, кто-то не смог открывать пиццерии из-за плохого рейтинга или не нашел инвестиции, кто-то просто пересмотрел свои планы. Выполнение цели по количеству пиццерий во франчайзинговой сети — это всегда некое вероятное событие, наступление которого зависит от реализации планов множества независимых участников. Рост сети не отражает напрямую качество и результаты работы Управляющей компании, при этом невыполнение объявленных целей демотивирует команду, наших партнеров и акционеров.
Это очень важный урок для нас. Мы выросли, стали заметны и при этом открыты. На нас смотрит и оценивает огромное количество людей. Мы поняли, что должны пересмотреть подход к целеполаганию Управляющей компании. Мы поняли, что должны ставить цели по тем показателям, на которые можем сами непосредственно влиять (например, продажи франшизы), а также по ключевым проектам, которые влияют на весь бизнес и развитие сети (подробнее смотрите здесь — https://vk.com/wall2329974_61431). В ближайшее время мы расскажем о том, к чему мы пришли. Мы растем, ошибаемся и учимся.
В июне мы заключили пари с предпринимателем и инвестором Vladimir Panfilovich, основателем легендарного веб-хостинга Agava и других интернет-проектов. Владимир поставил на то, что мы не успеем открыть 400 пиццерий к концу 2017 года. В этот раз я проиграл. И я буду очень рад выполнить условия нашего пари, согласно которым по просьбе Владимира, наша компания выберет 10 самых маленьких городов, где работают наши пиццерии, и подарит 10 больших пицц в детские дома в этих городах. Я думаю, что к нашей акции присоединятся наши партнеры, и в декабре мы устроим масштабную акцию и доставим пиццу во все детские дома, где работают наши пиццерии, по всей стране.
В этот понедельник на традиционной еженедельной встрече директор франчайзинговой сети в России и соседних странах Андрей Петелин рассказал о том, почему мы ошиблись с планами и сколько всё-таки пиццерий мы откроем в 2017 году. А менеджер Додо Контроллинга Катерина Фаермарк рассказала о результатах работы своей команды и том, как они ради качества ограничивают рост нашей сети.
Смотрите видео