Ответ на письмо сотрудника
Любой сотрудник из 164 наших пиццерий, менеджер или простой пиццамейкер, может написать мне на почту, и это письмо не останется без ответа. Плакат с моей почтой висит в каждой пиццерии — fedor@dodopizza.com. Так будет всегда в нашей компании, даже если в будущем место CEO займет кто-то другой.
Сегодня я получил письмо, которое меня очень расстроило. Сотрудник одной из наших пиццерий пишет, что в их «Додо Пицце» происходят совершенно недопустимые для нашей компании вещи. В пиццерии начали списывать недостачи с сотрудников и удерживать денежные штрафы за брак. Это самое плохое, что можно сделать в нашем бизнесе. На отрицании таких подходов и построена система менеджмента «Додо Пиццы». Самое печальное, что все это введено одним из наших партнеров-франчайзи, который проходил обучение в нашем учебном центре и на словах принял наши подходы. Но наша система открытости работает, и подобные ситуации просто не смогут существовать в нашей сети на системной основе. Развитие личного кабинета для сотрудников в Dodo IS позволит нам в онлайне видеть всю ситуацию во всех пиццериях — настроения людей, проблемы, вовлеченность. Пиццерии просто не смогут работать по-другому, потому что все будет прозрачно.
Удержание недостач с сотрудников — это перекладывание проблем менеджмента на простых сотрудников.
Это самая порочная практика, которая может быть в традиционном российском общепите. Она ничего не решает, а только создает замкнутый круг. Представьте ситуацию. В пиццерии выявляется недостача. Причина недостачи неизвестна. Возможно, кто-то съел, выкинул или потерял какое-то количество ингредиентов. Руководство пиццерии принимает решение вычесть недостачу из заработной платы коллектива, при этом у линейных сотрудников в нашем бизнесе и так невысокий доход. Что происходит? Проблема менеджмента перекладывается на коллектив. Те, кто не имел отношения к недостаче, демотивируются, включается круговая порука. Между командой и руководством возникает огромный ров и недоверие. Как правило, в этом случае сотрудники начинают «восстанавливать справедливость», а даже те, кто раньше и не думал о том, чтобы унести что-то из пиццерии, начинают это делать. Это управление «холопами», а не создание команды. Есть только один способ решить проблемы недостач в пиццерии. Это постоянный прозрачный учет и контроль производства, это внимательное отношение к отбору, обучению и развитию сотрудников. Воруют там, где нет порядка, там, где есть злость и недоверие.
А штрафы за брак — это вообще за гранью добра и зла. Нельзя наказывать за ошибки. Это приводит только к одному — к тому, что ошибки будут скрывать, а не искать системные решения. А еще приводит к страху. Этого никогда не будет в наших пиццериях. Мы решим все проблемы в этой пиццерии. Открытость спасет мир.
Здесь я подробно писал о том, почему мы не наказываем за ошибки.