Китай — рынок будущего

1 комментарий

Китай — рынок будущего. Я понимал это в теории, но осознал по-настоящему только этим летом после того, как проехал десять тысяч километров с юга на север через Шанхай и Гуанджоу. Китайцы стремительно богатеют и меняются. Внутренний рынок Китая в недалеком будущем будет самым большим в мире. Это будет миллиард платежеспособных потребителей. А еще китайцы очень предприимчивы. Это страна предпринимателей и инвесторов. Все это делает Китай фантастическим рынком для нашей компании, ведь нам нужны с одной стороны — потребители, с другой — предприниматели, которые станут нашими партнерами-франчайзи.

27676141800_107b1ea04c_k

Мы не строим иллюзий. Китай всегда был сложным рынком для западных компаний. История выхода испанской TelePizza в Китай закончилась провалом. Испанцы закрыли все пиццерии и ушли из страны несколько лет назад. Американскя Domino’s работает на рынке Китая с 1997 года. С 1989 года они успешно ведут бизнес в Тайване. На текущий момент Domino’s открыли в материковом Китае всего 90 пиццерий, а в этом году заявили, что смогут открыть 1800 пиццерий к 2030 году. В 2015 году CEO Domimo’s сказал, что «китайцы приходя в пиццерию ожидают ресторана», другими словами он признал, что формат pizza delivery, который работает у Domino’s по всему миру, пока не работает в Китае. За 19 лет при наличии серьезных ресурсов глобальной корпорации, обладая знанием рынка Тайваня, который очень похож на рынок материкового Китая, Domino’s до сих пор не смогли стать успешными и прибыльными. Хотя есть в Китае и другие примеры. Pizza Hut в 2015 году имела в Китае 1903 пиццерий, но они пошли по пути классических ресторанов с большим меню и официантами.

Несмотря на то, что дорога в Китай просто “усеяна трупами” западных компаний, мы делаем серьезную ставку на китайский рынок доставки пиццы. Шаг за шагом мы намерены построить в Китае большу сеть. Мы уверены, приходит время формата pizza delivery в Китае. Domino’s Pizza просто немного опередили время. Я видел китайские новостройки. В одном квартале из 30-этажных домов может жить больше людей, чем во всем Сыктывкаре. И все они богатеют, много работают и ценят время, и они будут заказывать еду на дом и в офисы. Феноменальный рост Domino’s Pizza в 1980-е в США был связан с ускорением жизни и новой волной урбанизации. Но будут ли китайцы заказывать на дом именно пиццу? Китайский внутренний рынок неизбежно ждет глобализация. Никто не знал пиццу как продукт в Японии или Корее, но сейчас это огромные рынки для наших американских pizza delivery конкурентов. Пицца — идеальный продукт для доставки. А Pizza Hut уже сделала большую работу — познакомила с пиццей огромное количество китайцев. Возможно, это нужное время и нужное место.

27342884614_e3a393bcb8_k

В конце года должна открыться вторая Dodo Pizza в Китае в городе Ханчжоу. Первая пиццерия уже пять месяцев достаточно успешно работает в Яньтае в провинции Шаньдунь. Сейчас мы создаем вместе с нашими китайским партнером Андреем Прохоровичем компанию, которая будет заниматься развитием франчайзинговой сети в Китае. Прежде чем масштабировать бизнес, мы должны создать конкурентоспособную и “живучую” модель. Мы поставили перед собой цель — сделать две наши китайские пиццерии в 2017 году успешными и прибыльными. Пока мы сделали только первый шаг — запустили пиццерии. Сейчас начинается системная работа — необходимо проверить продуктовые гипотезы, научиться привлекать и удерживать клиентов, улучшить меню, сайт, создать китайское мобильное приложение и многое другое. Шаг за шагом. Уже в 2018 году мы планируем запустить учебный центр и начать продавать “тестовые” франшизы китайским предпринимателям, и так постепенно строить сеть.

14894598_10211556783306342_26783680_o

Меня часто спрашивают, как вы можете все успеть? США? Китай? Великобритания? Россия? Dodo IS? Ребята, вы не разорветесь? Да, это фантастически сложно. Это практически невозможно. Но, несмотря на весь идеализм, мы — прагматики. Мы уверены, невозможное возможно, потому что у нас есть план. В чем же он заключается? Мы будем действовать на каждом рынке постепенно, шаг за шагом, управляя рисками и проверяя гипотезы. Пока мы не будем уверены, что создали в Китае конкурентоспособную модель, мы не начнем масштабное развитие сети в этой стране. На каждом направлении мы создадим сильную команду, с предпринимательским духом и подходами Додо. В России не так много компаний с глобальными амбициями, а главное с реальными шансами их реализовать. Мы будем привлекать лучших людей в России, потому что лучших людей привлекают большие цели и сложные задачи.

Не так давно к нашей компании присоединился Денис Чернобаев из компании Mars. Сегодня Денис возглавил “китайскую команду” Додо. В начале ноября Денис с командой вылетает в долгосрочную командировку в Китай. Впереди — огромная работа. Мы ищем всех, кому было бы интересно с нами работать. Если вы, например, хорошо знаете китайский язык или наши компании могли как-то сотрудничать в Китае, пишите Денису: d.chernobaev@dodopizza.com.

Также будем благодарны за любые контакты и рекомендации. Спасибо!

Смотрите здесь, как мы путешествовали и исследовали китайский рынок.

千里之行,始于足下

1 комментарий

  1. Мне интересно как вы смотрите на рынок Латинской Америки