Меня зовут Денис. Мне 25 лет. Две недели назад я уволился из компании Mars и переехал в Сыктывкар, чтобы работать в «Додо Пицце». В этой заметке я объясню, почему я принял такое решение и что сподвигло меня на столь кардинальные изменения в жизни.
Я родился и вырос в Москве в семье, посвятившей себя науке. Мама — доктор наук, специалист по радиационному охрупчиванию металлов и сплавов. Папа — кандидат наук, профессор эконометрики и статистики. Несмотря на это, еще в девятом классе я решил, что хочу стать предпринимателем.
Я поступил на факультет менеджмента Высшей школы экономики и с первого курса пытался отыскать прорывную идею для бизнеса, но идеи были плохие, да и не хватало навыков, чтобы их реализовать. В конце концов я решил, что мне необходимо перенять опыт других компаний. Почти все мои идеи так или иначе были связаны с интернет-технологиями, поэтому приоритетной темой для изучения стал интернет-маркетинг.
«Кто лучше чем Google сможет научить меня делать интернет-рекламу?» — подумал я и стал искать вакансии в этой компании.
Как Google учил меня интернет-маркетингу
В итоге я нашел позицию в Sellbytel communication group — это глобальный аутсорсер Google по работе с начинающими рекламодателями Google Adwords. Восемь месяцев я проработал в колл-центре, где занимался обработкой входящего потока клиентов и созданием для них рекламных кампаний.
Рекламные кампании, которые я создавал, получались довольно эффективными, поэтому мне быстро удалось привлечь большое количество клиентов. Однако хотелось расти дальше, и я перешел в небольшое рекламное агентство.
Всего за несколько месяцев работы в этом бизнесе я понял, что мне не нравится рекламная индустрия.
Большие агентства выигрывают тендеры, потом отдают их на субподряд агентствам поменьше, а эти агентства тоже распределяют задачи на субподряды. Совсем маленькие агентства отдают заказы фрилансерам. В итоге работа, которую можно сделать за две недели и пятьдесят тысяч рублей, делается шесть месяцев и стоит уже пять миллионов.
При таком раскладе в девяти случаях из десяти гарантировано низкое качество. Через полгода работы в этом агентстве я убедился, что это точно не мое.
Я попал в Mars: один из пятисот
Я хотел понять, как работает большой бизнес и спустя месяц поисков случайно наткнулся на объявление компании Mars о наборе в программу развития молодых лидеров.
На участие в ней подали заявку три тысячи человек. В итоге в компанию было принято шесть человек — включая меня.
Программа развития молодых лидеров подразумевает три года работы в трех разных подразделениях компании. Сотрудник смотрит на бизнес с разных сторон, изучает его и через три года сходит с программы на позицию менеджера.
Данная программа дает большое количество возможностей: общение с высшим руководством компании на регулярной основе, сложные и амбициозные проекты, тренинги. И все это — в корпорации, которую можно без преувеличения назвать легендарной.
В 2015 году выручка Mars составила 33 миллиарда долларов. Это шестая по размеру частная компания США.
Мне трижды повезло
Повезло трижды: мне достался невероятно крутой линейный менеджер, невероятно крутой функциональный менеджер и невероятно крутой проект. Эти три слагаемых определили мое дальнейшие развитие.
Менеджеры, несмотря на полное отсутствие соответствующего опыта с моей стороны, доверили мне стратегически важный проект. Его можно было назвать стартапом внутри большой корпорации. Для меня это было очень важно, так как я чувствовал себя предпринимателем и получил возможность создавать ценность, а не быть маленьким винтиком огромной корпорации.
Через год настало время подводить итоги, и компания решила, что я уже достаточно хорош и мне не имеет смысла еще два года «искать себя» и изучать бизнес. Впервые в истории компании участник лидерской программы сошел на роль менеджера через год.
Как я решил уйти
За следующие два года произошло много изменений. У меня три раза сменился руководитель. Несколько раз поменялись стратегия и приоритеты в работе. Несколько раз поменялась команда. И в несколько раз повысилась зарплата.
Стоит отметить, что социальный пакет в компании мощный. Однако мой стартап вырос — и перестал быть стартапом. Появилось много бюрократии, политики, непонятных и ненужных процедур, много выдуманных ограничений. При этом не было руководителя, который реально был бы заинтересован в моем развитии и был бы готов нырнуть в наш бизнес с головой. Не было и дружной команды единомышленников. Из четырех человек, с которыми я работал, взаимопонимание у меня было только с одним.
Я начал понимать, что хочу чего-то другого: лично участвовать в создании чего-то большого, развиваться быстрее, работать над более сложными, более амбициозными задачами.
Хочу работать в коллективе, где не принято говорить «это невозможно», где люди верят в бизнес и живут им.
Наверное, все это невозможно ни в одной большой корпорации. Поэтому я принял решение уйти. Хотя я по-прежнему считаю, что среди больших компаний Mars — лучшая из лучших, и работать там действительно классно.
Как я перестал восхищаться «Додо Пиццей»
Полтора года назад я заинтересовался «Додо Пиццей». Стал погружаться в историю компании все глубже и глубже и понял, что это действительно очень крутой бизнес.
Я следил за выходом компании на рынок США и Китая — и тихо восхищался. И однажды решил перестать восхищаться. Стал обдумывать открытие собственной пиццерии.
А тут Федор Овчинников написал у себя на странице в Facebook, что ему нравится компания Mars и он хотел бы узнать о ней чуть больше. Можно сказать, звезды сошлись на небе. Я связался с Федором и предложил ему приехать в Москву, обменяться опытом.
Изучая нюансы открытия пиццерии в Москве, я узнал, что франчайзи не имеет права открыть пиццерию в Москве, если у него нет пиццерии в другом городе. На встрече Федор сказал, что это правило жесткое и исключения сделать компания не может.
Я не знал, что ответить. Как-то само вырвалось: «Мне нравится то, что вы делаете. Если будут подходящие вакансии, хотел бы работать с вами». Через месяц Федор связался со мной и спросил, интересно ли мне заняться развитием бизнеса в Великобритании.
Сомнения и переживания
Дальше — долгие переговоры, сомнения, переживания. Было ясно, что мне придется пойти на сильное понижение в зарплате. «Додо Пицца» — это стартап, а не корпорация. Перспектива переезда в Сыктывкар тоже смущала.
Я также понимал, что ничего не понимаю ни в пицце, ни во франчайзинге, ни в английском рынке. Не исключено, что через пару месяцев я пойму, что работа не складывается. Или я не подхожу компании, или она мне. И что тогда?
Но я принял эти риски. Главное, я хочу работать в компании «Додо Пицца» — и ни в какой другой. Это уникальный бизнес. Думаю, «Додо» — это следующий Google в своей индустрии. Искренне верю в компанию, Федора и его команду.
Я даже не расстроился, когда вместо Англии Федор поручил мне заняться сначала Китаем — это задача еще интересней. И у меня нет сомнений, что «Додо Пицца» будет номером один на мировом рынке пиццы через десять-пятнадцать лет.
Пост публикуется с сокращениями. Полная версия доступна только для партнеров и сотрудников «Додо Пиццы» — на внутреннем ресурсе сети «База знаний». Подробнее о базе — на сайте о франшизе «Додо».
Прикольно в большом городе РФ пиццерию открыть нельзя не показав себя в маленьком. А не имеется ни какого опыта Великобритания запросто. Хаос в принятии решений — это система.
“Корпоративный чувачок”. ) 6 мес, максимум год, если Фёдор будет миндальничать, продержится. Результат будет нулевой. А так да, излагает складно.
а почему
“Пост публикуется с сокращениями. Полная версия доступна только для партнеров и сотрудников «Додо Пиццы» — на внутреннем ресурсе сети «База знаний»”
Есть какая то инсайдерская информация? Что расказывается в полной версии истории?
Федору и его партнерам по Духу и Развитии сети ДОДО! Парни, вы делаете много, да! Продвигаясь через пиццу задумайтесь развивать через вашу сеть полезные хлебные изделия — это привлечет к стабильной выручке от пицц еще и за вкусный и ПОЛЕЗНЫЙ бездрожжевой хлеб по началу четверть, потом и половину жителей города уже полноценно покрытой зоны ДОДО того города.
И еще добавлю, что привлечете внимание свое все слои населения. Когда каждая семья берет хлебные продукты именно в вашей компании, когда пиццу и еду для быстрого питания выбираешь автоматически, то других просто и не надо. И еще, как учесть спрос завтра? Ответ-это заявить о себе уже сегодня! Охватывайте в свои потребители все слои населения. Есть тема для экономически выгодного продвижения через ДОДО сразу несколько линеек продукции. В ваших рядах люди, умеющие не просто рисковать, а умные головы есть, прислушайтесь и к моей голове. Комментарий можно и удалить, а идею вам даю на охват потребителей всего региона. С уважением, Алиса Герман. 89208917726
Алиса — супер идея! Зачем вам додо? Вы лучше озолотитесь на идее самостоятельно, ведь вы охватите все слои населения!
Удачи конечно в развитии, но по-ощущению выходит что не смог развиться в Марсе, обвинил компанию и коллег и надеется на лучшее в Додо. Чтож, может так оно и будет, удачи !