Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Спойлер: фартуки американских пиццамейкеров Додо 15.02.2016

Додо Экспедиция в США

Экспедиция продлилась 9 дней. Все тексты из путешествия писал Максим Котин.


День первый: какой толк от секса и путешествий

Говорят, чтобы создавать классные продукты, нужно заниматься сексом и путешествовать. «Не знаю, как насчёт первого, но второе — точно верно», — считает Фёдор Овчинников. Поэтому он и решил организовать «Додо Экспедицию» — путешествие команды из четырёх человек по США для изучения американского бизнеса.

Первый день экспедиции прошёл в пути: от Москвы до Нью-Йорка лететь десять часов. Мы использовали это время, чтобы поговорить с Фёдором о том, чего он ждёт от экспедиции, благо что самолёт был полупустой.


День второй: история булки и котлеты

Россия — родина не только слонов, но и бургеров. Говорят, наши предки узнали о них от кочевников, потом просветили американцев насчет булочек с мясом, а те уже сделали это блюдо своим национальным достоянием. В общем, сами понимаете, «Додо Экспедиция» не могла начать исследование американского рынка никак иначе: с утра пораньше мы отправились в White Castle. Это сеть, с которой по сути началось увлечение американцев бутербродами с котлеткой.


День второй: интервью с Владимиром Еремеевым

Перед тем, как уехать из Нью-Йорка, команда «Додо Экспедиции» успела поужинать с основателем Ivideon Владимиром Еремеевым. Основанная им компания предоставляет сервис облачного видеонаблюдения — как в России, так и по всему миру. Именно она обеспечивает работу веб-камер в точках «Додо Пицца». В общем, поесть Владимир толком так и не смог. Потому что мы стали засыпать его вопросами о том, как у него все это получилось.

День третий: четыре белых парня в гетто

Утро третьего дня «Додо Экспедиции» началось хорошо: с плотного завтрака. Как это принято у американцев, в гостинице Балтимора мы съели много жирного, поджаристого и хрустящего. А также изучили простое устройство, с помощью которого каждый гость отеля мог сам себе приготовить горячие вафли… Но вот дальше все было намного хуже.

Основателя «Додо Пицца» Федора Овчинникова тянуло посмотреть на Вестсайд Балтимора — криминальное гетто, в котором происходило действие сериала «Прослушка». Все ли так ужасно в американских районах, как показывают в кино?


День третий: рискуя жизнью в Chipotle

Изучив Вестсайд Балтимора, участники «Додо Экспедиции» решили продолжить опасные эксперименты — и отправились в Chipotle. Это сеть мексиканских закусочных — первопроходец на рынке fast casual. Успех компании, основанной в 1993 году, основан на свежести и натуральности продуктов. Однако смешение фастфуда и ресторана вышло в итоге бизнесу боком — после череды отравлений летом прошлого года акции компании обрушились.

Сейчас Chipotle меняет свои технологии, чтобы исключить возможность отравления и сделать еду не только натуральной и вкусной, но еще и безопасной. Мы убедились, что в ресторанах перестали жарить мясо и курицу — и перешли на полуфабрикаты. Команда внимательно изучила меню, продегустировала несколько блюд, внимательно рассмотрела интерьер — и обсудила, сможет ли эта классная компания стать безопасной и при этом не потерять свою идентичность (а вместе с ней и весь бизнес).


День четвёртый: что мы забыли в Америке

Переночевав в придорожном мотеле, команда «Додо Экспедиции» поехала во Флориду. Утро провели в дороге — и использовали это время для того, чтобы расспросить Федора Овчинникова об американском проекте компании «Додо Пицца».


День четвёртый: пицца лего

По пути во Флориду команда «Додо Экспедиции» остановилась, чтобы наконец — только на четвертый день путешествия — попробовать американскую пиццу. Зато выбрали мы одну из самых модных концепций на рынке — MOD Pizza.

Сеть, основанная в 2008 году, за восемь лет разрослась уже до 90 точек. Она добилась успеха, предложив рынку альтернативу калорийной американской пицце, порой напоминающей пирожок. Пицца в MOD готовится на тонком тесте с использованием качественных свежих ингредиентов — и выпекается в дровяной печи. Это яркий игрок на трендовом рынке ресторанов fast casual.


День пятый: как сделать бизнес в Южной Корее

Пятый день. Команда «Додо Экспедиции» мчится к Мексиканскому заливу. В пути мы направили камеру на того, кто чаще других остается за кадром — то есть на оператора Алексея Звонцова. В титрах его скромно именуют видеоблогером. На самом деле же Алексей — совладелец продакшн-студии Faza и основатель компании «Игры разума», которая организует квесты на Дальнем Востоке. Недавно она вышла на рынок Южной Кореи — хотя даже собственные сотрудники не верили, что это реально.


День пятый: как задавить перфекциониста

Флорида. В прошлой серии мы в дороге расспрашивали Алексея Звонцова о том, как он создал компанию «Игры разума» и вышел на рынок Южной Кореи. Теперь сам Алексей направил камеру на Федора Овчинникова и поговорил с ним как предприниматель с предпринимателем.


День пятый: куриные истории

Не доехав до Флориды, мы проголодались — и остановились перекусить в придорожной американской таверне под названием Chik-Fil-A. Изучив меню, команда «Экспедиции» убедилась в том, что по сути это — типичный «куриный» фастфуд, ну вроде KFC. Но есть и нюансы, в которых вся соль. Необычный подход к обычному формату позволил основателям компании выдержать конкуренцию и построить многомиллиардный бизнес.

Съев довольно обыкновенные куриные гамбургеры и запив их вполне привычной американской газировкой с ароматом шампуня, мы тем не менее восхитились:

  • удивительным дружелюбием персонала;
  • чистотой и продуманностью интерьера;
  • неординарной рекламой, позволившей Chik-Fil-A выделиться на рынке;
  • корпоративной культурой, предписывающей всем сотрудникам не работать в выходные и - посвящать этот день семье и Богу;
  • креативными и практичными объявлениями;
  • ну и ко всему прочему — ополаскивателем для рта в туалете.

День пятый: заморозка мозга

Ну наконец-то. Мы увидели пальму. Потом еще одну. И еще. И после долгого дня, проведенного в дороге, уже затемно добрались наконец до города Пенсаколы в округе Эскамбиа штата Флорида — самой южной точки, отмеченной на маршруте нашей «Экспедиции». Но перед этим произошло еще много чего интересного.


День шестой: утро в Пенсаколе

Шестой день «Экспедиции» будет насыщенным. Мы изучим апартаменты, в которых живут американские миллионеры, заглянем на кухню мексиканского ресторана, за бокалом калифорнийского вина расскажем о «Додо Пицца» потенциальному инвестору и конечно прогуляемся по пляжу (а кое-кто даже искупается). Но сначала — завтрак. А за завтраком — разговор с Екатериной Тельтевской о том, как русскому добиться успеха в Америке.


День шестой: сладкая жизнь

Каждый бы день проводить так, как шестой. Позавтракав тостами с камамбером, команда «Экспедиции» отправилась на пляж. Купальный сезон еще не начался, на курорте пустынно, но самые смелые и закаленные не упустили своего шанса окунуться в Мексиканский залив. Насладившись песком, солнцем и морем, экспедиция отправилась исследовать жизнь американских миллионеров.

Екатерина Тельтевская, операционный директор Premier Island Management Group, провела для нас экскурсию про курорту. Мы посмотрели, как выглядят типичные апартаменты стоимостью почти в миллион долларов. Спросили, сколько может получить инвестор, сдавая их в аренду. Узнали, какая в квартире коммуналка. Выяснили, сколько стоит красивый вид из окна. И даже попутно обсудили, с каким продуктом российскому бизнесу рискованнее выходить на американский рынок — блинами или пиццей?


День шестой: как делают деньги в Америке

Наверное, это самый насыщенный день за всю «Додо Экспедицию». Благодаря Екатерине Тельтевской, операционному директору Premier Island, мы смогли поговорить о менеджменте с владельцем компании PIMG, узнать, как готовят пиццу, которую едят гости курорта, заглянуть на кухню популярного мексиканского кафе, познакомиться с владельцем ресторана The Melting Pot и даже сделать питч американскому инвестору, которого заинтересовала «Додо Пицца».


День седьмой: хлеб и зрелища

Флорида позади, впереди Оксфорд. Дорога длинная, и команда «Додо Экспедиции» решила остановиться на бранч в Panera Bread. Это популярная fast casual сеть, меню которой построено вокруг изделий из хлеба. Из хлеба тут делают даже плошки, в которых подают суп.

Мы попытались понять, создает ли коворлин на полу домашнюю обстановку. Оценили информационную систему ресторана. Съели салат «Цезарь» (куда ж без него). Попробовали сэндвичи, которые стоят дороже, чем пицца в MOD. Перевели чек на четверых в доллары — и ужаснулись. А также пообщались с гостями ресторана из Канады и узнали, что они ходят в Panera как в Starbucks — ради кофе и булочек.


День седьмой: чем отличается «Макдоналдс» в Америке

По пути в Оксфорд команда «Додо Экспедиции» остановилась в «Макдоналдс», чтобы сравнить американские рестораны сети с российскими и попытаться понять, сможет ли компания под руководством Стива Эстербрука преодолеть проблемы на домашнем рынке.

Нам без труда удалось выполнить свою цель и найти десять отличий McDonald’s от «Макдоналдс». Крафтовая упаковка, «фри рефил», места для людей на колясках, телевизор с политическими новостями и другие детали делают американские рестораны сети немного непривычными. Впрочем, если верить основателю «Додо Пицца» Федору Овчинникову, сам «бигмак» не отличить на вкус от российского. Только стоит он порядочно — по прежнему курсу больше 300 рублей.


День восьмой: экскурсия по Dodo Pizza в Оксфорде

Это самая длинная серия, но она стоит того. Ведь «Додо Экспедиция» наконец добралась до Оксфорда, штат Миссисипи — финальной точки маршрута. Именно с этого городка российская сеть «Додо Пицца» решила начать свою американскую экспансию. И команда «Экспедиции» появилась тут как раз вовремя, чтобы застать последние приготовления перед открытием.

Но прежде чем отправиться в пиццерию, мы прогулялись по городу. Выпили кофе в кафе, работающем под лозунгом drink local. Зашли в книжный магазин, который организовывает встречи с авторами бестселлеров. Подивились на волейбольную площадку в церковном дворе. Наконец, нашли Dodo Pizza в Google — и отправились в знаменитый Красный дом.


День восьмой: урны для книг и поющие регулировщики

Настало время немного расслабиться. Команда «Додо Экспедиции» хорошо поработала в «Красном доме», дегустируя пиццы. После этого мы решили отправиться в гости к Стиву Грину в редакцию PMQ, ну а вечером посетили культовый местный ресторанчик. Утром следующего дня команда исследовала Университет Миссисипи и даже выступила перед студентами Ole Miss.


День девятый: ты рискуешь, если ты не рискуешь

Закончив исследование университета Ole Miss, команда «Додо Экспедиции» вернулась в «Красный дом», где продолжалось обучение новых сотрудников. Чтобы понять, насколько хорош наш продукт, мы сделали заказ у наших главных конкурентов — Papa John’s. Чьи пиццы оказались лучше?

Сотрудник американской команды Андрей Кириевский сделал вывод, что пицца «Додо» вне конкуренции (и, как мы знаем теперь, был в общем-то прав). Воспользовавшись его хорошим настроением, мы расспросили Андрея о том, как это так получилось, что он бросил карьеру в американской корпорации и перешел работать в амбициозный, но рискованный стартап Dodo Pizza USA.


День девятый: интервью с Алёной Тиховой

Федор Овчинников придумал открыть пиццерию в Америке — Алена Тихова взяла да и открыла. Прилетела в Оксфорд, выбрала место, получила разрешение, разработала проект, нашла строителей и поставщиков, придумала рецепты, набрала и научила команду. И теперь пиццерия работает. Я решил расспросить Алену, как это у нее все получилось.


День девятый: всё, финал

В этом выпуске все участники подводят итоги «Экспедиции» и делятся своими главными впечатлениями об Америке. Но перед этим Павел Атрепьев рассказал о том, как присоединился к компании «Додо Пицца» и чем Оксфорд лучше (или хуже) Сан-Франциско. Вечером мы отправились в гости к американской семье, чтобы посмотреть, как устроен быт южан и так ли все на самом деле, как показывают нам в кино.


День девятый: интервью со Стивом Грином

В прошлой серии мы уже подвели итоги «Додо Экспедиции». Но у нас есть для вас еще один ролик из Америки — интервью со Стивом Грином, издателем PMQ Pizza Magazine, самого авторитетного журнала о пицца-бизнесе (он выходит и в России). Стив рассказывает о том, как чуть не околел, когда приехал Москву, чем Сыктывкар лучше российской столицы, как он был франчайзи Domino’s и зарабатывал $13 тысяч в неделю, и есть ли вообще какие-то шансы у Dodo Pizza на американском рынке.