В июне открылась первая пиццерия «Додо» в Казахстане, в городе Каскелен. Её открыл Алексей Ковальчук — человек нетривиальной судьбы и недюжего упорства. Он успел поучиться в Германии и США, построить бизнес и потерять всё во время кризиса. А еще он убедил управляющую компанию открыть пиццерию в Казахстане. Против этого были все, включая меня :). Чтобы понять, почему в «Додо Пицца» поверили Алексею, прочитайте его историю.
Туда и обратно
Алексей Ковальчук: «В конце девяностых я был типичным постсоветским школьником: как и многие, мечтал стать коммерсантом, но не представлял, что для этого нужно делать. Однажды я увидел по телевизору удивительную рекламу — в США приглашались подростки по обмену. Мне стало интересно — как там живут? Недолго думая, я собрался и поехал, одним из последних школьников в потоке.
К тому времени все хорошие штаты разобрали, и мне достался Нью-Мексико с пустынями, скукой и кактусами. Интернета тогда не было, русскоговорящих людей поблизости — тоже, а пообщаться с родными удавалось не чаще чем раз в две недели, по телефону. Когда через девять месяцев я вернулся домой в Казахстан, надо мной посмеивались друзья — у меня был характерный американский акцент.
Я вернулся домой, закончил школу и поступил в университет. Хотел стать инженером-теплотехником, как отец. Думал даже поступить в аспирантуру и заняться наукой. Но зарплата в 120 долларов США отбивала всё желание. Я где-то узнал, что в Германии учат бесплатно, достаточно только содержать себя. Решил поступать в немецкий институт. Неожиданно меня приняли — в Дрезденский университет.
В Дрездене не было работы, и я ездил на заработки в Штутгарт. Ночевать приходилось в крохотном подвальном помещении с видом на мусорные контейнеры. В комнатушке с трудом помещалась одна кровать, и мы с другом спали на ней по очереди.
У меня были шансы остаться в Германии, получить место на кафедре в Дрездене. Однако я испытал отвращение к немецкой стабильности. Как-то посмотрел на друга, который устроился на работу в Siemens. Подписывая договор, он знал точно, какая у него будет пенсия.
Его ждала спокойная жизнь. А я так не могу, мне хочется движухи. Хочу, чтобы жизнь меня потряхивала!
В середине двухтысячных я вернулся в Алма-Ату и открыл компьютерный клуб вместе с приятелем-сисадмином. Мы сами настраивали компьютеры, администрировали, вели все дела. Однако спустя год разошлись. Я хотел построить бизнес, который можно масштабировать, который будет приносить деньги без моего участия. А приятель хотел работать ручками, он говорил: «Если хочешь сделать хорошо — сделай это сам». Каждый из нас тянул одеяло на себя, и мы устали. В итоге разошлись и даже разругались — полгода не разговаривали после этого. Я ушёл не один, а вместе с будущей женой. Она работала сотрудницей в клубе.
Нужно было зарабатывать на жизнь, и я устроился в местную телекоммуникационную компанию. Занимался там закупками оборудования, ездил в командировки в Китай. С начальником удалось договориться так: я делаю свою работу хорошо, а он не запрещает мне подрабатывать на стороне.
Я зарабатывал всем, чем мог. Ремонтировал квартиры на заказ, участвовал в долевом строительстве жилья, построил два дома, приобрёл участок в собственность. Всё это, конечно же, в кредит. В один из дней я посмотрел на всё это и обалдел. Помню, подумал: «Если выгорит, и я смогу всё продать — будет куча денег!». Не смог — наступил 2008 год.
Баллада о драгоценных флешках
Финансовый кризис бушевал в Казахстане даже хуже, чем в Москве. Я потерял всё, даже квартиру, в которой тогда жил. Пришлось переехать к родителям, продать всё что только можно. Кое-как расплатился с долгами.
После кризиса продолжил ремонтировать квартиры. В телекоммуникационной компании меня отправляли в командировки в Китай, а я там в свободное время бегал по строительным рынкам — договаривался, как подешевле привезти домой отделочные материалы. Однажды увидел там в магазинчике чудо: ювелирные флешки. Я прямо загорелся ими, и решил привезти домой. Тогда в Казахстане ничего такого не было. Был уверен, что смогу продать их, и заработать на этом.
Я сунулся со своими флешками в компьютерные магазины, но никто не хотел их брать. Тогда я взял коробку с флешками и пошел в торговый центр, где стояли отделы с бижутерией. Я там никого не знал, и мне было жутко стыдно подойти и предложить товар. Раз пять прошёл мимо лотков с украшениями, и наконец, решился. Когда начал сбивчиво предлагать флешки продавцам в магазине, поймал на себе чей-то взгляд. Я оглянулся, и увидел коллегу — начальника юридического отдела в телекоммуникационной компании. Он смотрел на меня с таким удивлением, что у меня внутри что-то сломалось и перевернулось.
Я словно переболел стыдом, и выработал иммунитет к неловким ситуациям.
После того момента я легко берусь за любую работу, даже самую непрестижную. После флешек всё как-то резко изменилось. В телекоммуникационной компании сменился начальник, и новый шеф был против моего свободного графика. Наверное, можно было сесть в офис с восьми до пяти, но у меня словно появились силы опять начать всё с начала. Я уволился с работы, отнёс коробку с флешками в подвал, и стал придумывать себе бизнес.
Встреча с литературным героем
К тому времени я уже читал «Ботаников». В один из дней зашёл на блог Фёдора и подумал: «Ха, теперь он пиццерию открыл. Неужели она еще не загнулась у него?». Стал читать блог и увидел пост Фёдора о франшизе.
Там были чёткие критерии городов, которые проходили. Фёдор писал, что не стоит беспокоить его, если не проходишь по формальным признакам. Но я подумал: «Если напишу, хуже не будет!». Написал — мне, конечно же, отказали.
Я писал еще и еще. Собрал целую коллекцию отказов! Но вдруг что-то изменилось, может быть я им просто надоел — или кому-то понравилась моя настойчивость. Меня пригласили в Сыктывкар. Предлагали поработать в пиццерии и проверить себя.
Конечно, я ехал не для того, чтобы резать помидоры или мыть посуду. Мне было важно добраться до Фёдора, доказать ему, что пиццерия в Казахстане имеет право на жизнь. Поэтому я сделал небольшую презентацию и старался договориться о встрече. Про себя думал: «Если снова откажут, то хоть посмотрю на него, да книжку подпишу».
Фёдор был очень занят, но мне удалось выпросить десять минут его времени. Ждал его на улице и думал: «На какой машине приедет?» В «Ботаниках» Фёдор мечтал о европейской иномарке вроде Camry. А вдруг приедет на большом джипе? Смотрю, Фёдор идёт пешком, с рюкзаком за спиной.
Мы зашли в комнату, я начал рассказывать о Казахстане, стал слайды показывать. Стало сразу ясно, что открывать пиццерию в Казахстане никто не хочет. Фёдор даже в лице изменился, руками замахал. Ну, думаю, пора книгу подписывать и домой ехать. Договорились только как-нибудь созвониться в скайпе.
Приезжаю в Казахстан, а тут звонит Фёдор. Говорит: «Если правда хочешь стать франчайзи — устраивайся к нам на стажировку на три месяца, а там посмотрим». Я сразу купил билет в Сыктывкар. Сын после этого рассказывал друзьям: «Папа уволился с работы и уехал делать пиццу!».
Я работал пиццамейкером в Эжве. Было здорово! Я до сих пор иногда захожу в Google Docs и смотрю на показатели пиццерии — болею за своих, так сказать. Попутно с приготовлением пиццы я встречался с Фёдором, обсуждал дела, убеждал, доказывал. Наверное, моя настойчивость подействовала. Фёдор согласился отдать франшизу в Казахстан.
Я вернулся и начал искать помещение в Каскелене. Это город-спутник Алматы, население — шестьдесят тысяч. Нашёл, казалось бы, неплохое место, арендовал на десять лет. Затеял косметический ремонт, а он быстро перерос в капитальный. Всё было плохое, от крыши до пола. Полов пришлось класть пять уровней! Попутно решал вопросы со снабжением. Везти продукты из России — очень дорого, пицца из них получается золотая. Многого в Казахстане нет совсем, например моцареллы.
25 июня «Додо Пицца» в Каскелене открылась. Теперь и весело и страшно.
Пицца у нас стоит в полтора-два раза дороже, чем у конкурентов, но, кажется, клиенты понимают, за что они платят. Уже собираются небольшие очереди.
Моя пиццерия — это как маленький ребёнок. Я сейчас сплю с телефоном под подушкой, думаю только о ней. Кажется, что всё, что было раньше, было игрой, чем-то ненастоящим: Америка, Германия, ремонты квартир, флешки эти. Как поётся в какой-то песне: «Я только сейчас начинаю дышать…»
Если вы хотите стать франчайзи «Додо Пицца» в Казахстане, Белоруссии и других странах СНГ, пишите на адрес franchise@dodopizza.com.
Каскелен — пригород Алматы же? В тексте — Астаны
Андрей, спасибо, опечатка, поправили!
Кхм. Одно уточнение, а то строители недоумевать будут. Видимо, неправильно в интервью выразился.
Я не клал 5 уровней полов, я срезал их :)
Когда убрали все стены, обнаружилось, что в нем 5 уровней полов, пришлось все срезать, до двух уровней.
Ну и чтобы два раза не вставать — Федор не махал руками при встрече, просто сказал, что Казахстан его не интересует сейчас и все тут. :)
А книжку я тогда забыл подписать.
UPD. Сейчас свою фотку увидел — ух как Дон Бекончика захотелось!
Но — не судьба. Все без свинины, ноблес облидж.
Алексей, молодец!
С удовольствием читал его репортаж о строительстве он-лайн.
По самой заметке есть масса нераскрытых тем. Жаль.
Это формат не позволяет написать полноценный рассказ о человеке? Или основная часть будет в книге Макса Котина? Текст очень напоминает его руку.
По самой истории много непонятных моментов.
Вот почему Федор был против принятия очередного решения? Как обычно, все произошло вопреки его воле. Типа он очередной раз не хочет — но получается как раз наоборот. Разве что включение сети в Смоленске было с подачи Федора. Думаю, на самом деле все было совсем не так, зря вы такой образ истории развиваете .…
К самому Алексею есть тоже несколько вопросов. Буду раз развернутым ответам.
Во первых, почему не переехал в РФ строить свою пиццерию? Выйти на Казахстан можно было следующим шагом.
Евгений, мне кажется дело не воле Федора. Дело было в воле самого Алексея. Он показал, что она у него есть, а именно такие люди и нужны Федору.
Ну а место открытия уже вторично — хоть Казахстан, хоть Зимбабве.
В Казахстане есть моцарелла, Алексей, в Алмате — уж точно в каждом втором магазинчике, не говоря о рынках и гипермаркетах. Это вы приврали или просто не сталкивались с закупом продуктов. Не Украина, конечно, но очевидные позиции по молочке есть всегда. И непонятно, зачем снимать на 10 лет в Каскелене с 60 000 населения, когда можно в самой Алмате не дороже найти, с населением под 2 000 000.
»Вот почему Федор был против принятия очередного решения? Как обычно, все произошло вопреки его воле. Типа он очередной раз не хочет — но получается как раз наоборот.
Насколько я понял, потому что румынский проект отвлек очень много сил. На тот момент Федор не рассматривал экспансию на внешние рынки очень серьезно.
»Во первых, почему не переехал в РФ строить свою пиццерию? Выйти на Казахстан можно было следующим шагом.
Зачем? Не понимаю, чем казахстанские города хуже.
потому, что Федор не принимает решений.
Затем что открыть свою пиццерию в РФ было проще и дешевле, не надо делать локализацию софта, искать поставщиков и новые рецепты. Можно было быстрее запуститься и уже имея доход, делать локализацию на Кз. Не думаю, что уже тогда были конкуренты открывать мастер франшизу.
Это правила Федора — открывать в маленьком городе.
Сам Алексей из Алматы, и видимо Каскелен — ближайший большой пригород.
Но опять же — не проще было уехать чуть дальше в город с 150 т.ч? )))
По карте видно — что в Кз уже активно начинают открываться новые франчайзи. Это хорошо!
Все таки дороже в 1.5 раза или на этот же коэффициент лучше ? чем у конкурентов ? Если у конкурентов все остальное такое же как у Вас, почему люди переплачивают ? Все таки у Додо пока плохо получается сдерживать цены, если будут еще повышения думаю тогда к 2020 году такой экспансии не будет. И очень жаль (((
Алексей, какая у вас действующая электронная почта?
Ваша старая на домене oga.kz не работает.
Общался с вами ранее по другому франшизному проекту.
“Я работал пиццамейкером в Эжве. Было здорово! Я до сих пор иногда захожу в Google Docs и смотрю на показатели пиццерии — болею за своих, так сказать. Попутно с приготовлением пиццы я встречался с Фёдором, обсуждал дела, убеждал, доказывал. Наверное, моя настойчивость подействовала. Фёдор согласился отдать франшизу в Казахстан.”
Алексей, ты правда такой фанатик и годный сектант, или все же это из-за бабок, скажи честно?
на мой взгляд, Алексей Ковальчук —человек озабоченный жаждой наживы . Сребролюбие заставляет его бросаться на любую авантюру- лишь бы денег зашибить. Сомнительный герой.
Моцарелла действительно есть. Кило 2500 тенге (было). Читал, что у нас мелкий заводик строили под моцареллу. ..И никакой он не озабоченный жаждой наживы. Это люди другой формации. Мне вот предпринимательство, в первую очередь торговля, всегда казалось делом “не моим”. (Зато сейчас думаю по другому.) А Алексей всегда в этом видел свое будущее. Поэтому и дергался постоянно, то туда, то сюда. Как и многие другие этого поколения. ПЫ СЫ Строить пицерию в Каскелене очень рискованно. Удачи!
именно, что он дерганый. Если видит будущее, то чего дергаться? Ничего он не видит. И он всегда будет дергаться. Его кидает постоянно, как только где-то запахнет деньгами. Сейчас у казахов суета денежная началась- думаю, что он вскоре опять соскочит.
Конечно, все из за бабок ))
Всем привет, обьясните че за бред , реально нахера открывать пицерию в каскелене чтоб не смочь сделать доставку в алмату потомучто простоишь в пробке 3 часа и 2е почему пица дороже она че золотая в чем прикол?
Руслан, моцарелла, конечно есть, много видов. Но она все привозная, кроме одного сорта. Этот один сорт продается только мелкими порциями.
Если подскажете контакт местного производителя моцареллы — скажу спасибо!
Евгений, Алматы мне не дают пока, надо показать себя в небольшом городе. Я поверил в Каскелен. И он меня не разочаровал. :)
Потом, я на следующий год планирую в Алматы заходить, смысл мне какой в Талдыкурган переезжать?
Александр, у нас пицца гораздо лучше, чем у конкурентов, каскеленцы это оценили.
konan, ты прав, мы, казахи, очень жадные.
Павел, таковы правила Додо пиццы. Не я выдумал.
Сергей, a.kovalchuk собака гмайл.ком
Меня это убивает. Как можно таким быть? Вкладывать свои деньги, чтобы потом полностью зависеть от додоИс которую контролирует другой человек. При этом еще Федора уговаривать, а Федор морщит носик и “занят”) И потом, ну приезжай, посмотрим на тебя. А потом еще решать, дать “город” не дать, Федя города дает). Это высший пилотаж в продаже франшизы. И, конечно, яркий пример поведунства.
Ты не понял, Алексей создал свою пирамиду в Кз — и теперь сам будет решать кому и какой город дать или нет )))
А самого Фёдора вообще нет,
это мега проект, как нам поведал konan
Это ты, Евгений, не понял. Никто, никогда и нигде не сможет открыть Додопицу, не получив разрешение от “Федор унд Ко”.
Илья, на самом деле все еще хуже.
Я пробыл в Эжве три месяца, мне тогда же полностью отрыли доступ в базу знаний Додо. Плюс, кроме этого, я мог фоторафировать что угодно и спрашивать что угодно у кого угодно, включая топ менеджеров Додо.
Т.е. я мог бы спокойно сказать “большое спасибо”, уехать в Алматы и открыть пиццерию под своим брендом, никому ничего не заплатив.
По чему я так не сделал — сам не знаю. Вроде как гораздо выгоднее с Додо работать, посчитал на калькуляторе
Но, возможно, что-то в додсер подсыпали, не иначе. Приворотное зелье.
Алексей, ты сам принимаешь решение как развивать собственную мастер франшизу в Кз? Есть какое то общее понимание что и когда будет или все решения принимает головная компания?
он уже отвечал
Нет, право на Алматы еще надо заслужить!
Алексей, деньги — кредит?
Алексей Ковальчук:
Нет, право на Алматы еще надо заслужить!
Поясни не пойму ты бизнесмен или служащий чтоб выслуживаться?
О, старые песни о главном — является ли франшизер предпринимателем! ))))
А кто сейчас согласовывает развитие Кз? Каково твое участие?
А как еще бывает? В карты выйграл? Сдал пустые бутылки?
Папа-миллионер занял пару миллионов? )))
инвестора мог найти, он парень энергичный.
старые песни о главном — является ли франшизер предпринимателем! ))))
Смотри допустим я большой чиновник и у меня есть лям, не теньге , и я не знаю куда бы его засунуть, и мне сынок или братишка говорит слушай есть тема реальная додо пица, давай откроем сеть ресторанов в Алматы и области, я говорю а че вперед делайте я крышую, и вот этот мальчик звонит Федору и говорит слушай Федя у меня есть лям я хочу открыть додо в Алматы, и че Федя ему скажет малыш ты должен заслужить это право.….….….…??????????????
Уж не знаю за Фёдора, но я бы отказал. Пусть идет к Аязу )).
А если этот мальчик облажается в Алмате, и опозорит весь бренд?
А оно надо? От такого пятна не отмыться на всю жизнь, пусть уж лучше маленькими шажками развивается сеть, зато будут люди проверенные.
А тем кто хочет повторить успех Фёдора — так чего ждать — рецепт уже описан в этот блоге: едешь в Спб изучать бизнес в Пиццу-Хат, потом создаешь свою сеть и тд ))
Мог бы … но кто даст деньги человеку без практики и без опыта?
Хотя вроде у него инвестор-партнер действительно есть… вроде бы читал про это в блоге строительства ..
Нет, пишет что строил на свои )))
Отзыв от клиента.
Давно с интересом слежу за деятельностью Федора. И блог читал, и книгу. Более того, так случилось, что знаком с Сашей Журбой и в споре между ним и Федором болел за Федора :).
Недавно видел Федора на конференции в Алматы, но пообщаться не удалось.
У меня загородный дом в Каскелене и я давно собирался заскочить в Додо, чтобы своими глазами и желудком заценить.
Сегодня как раз получилось.
Мой отзыв:
Кофе — вполне. Для Алматы — средненький, но для Каскелена — просто космос. Особенно с учетом цены.
Пицца — вкусная. Теста чуть многовато, но это на любителя.
Мы немного лоханули с палочками. Почему-то прочитали сыРные палочки, а не сыТные. В общем та же пицца, только в профиль. В итоге купили по факту 4 пиццы. Но правда все съели.
Еще больше лоханули с Цезарем. Почему-то решили, что это обычный салат, а не в лаваше.
В самом заведении работал аниматор с детьми и по громкости там был маленький филиал ада :). Девочка-кассирша, видать, голос сорвала и потому ее толком даже слышно не было. На кассе была книга “И ботаники делают бизнес 2”. Пока ждал пиццу — с удовольствием почитал.
Кстати, кажется видел Алексея, судя по фото здесь.
Резюме:
Для Каскелена — это высшая лига. Буду часто заезжать и заказывать. Для Алматы — уровень средний, конкурировать будет тяжело, но можно.
Алексею — респект. Типичный жадный казах :).
Тут мало просто открыть пиццерию, даже в Каскелене, надо не упасть в грязь лицом перед управляющей компанией. Иначе капут, заберут франшизу.
Правильно писать Беларусь \ в Беларуси. Эту ошибку допускают наверное 90% Россиян, и часто ссылаются на неправильную страничку вики.
ps: любой белорус подтвердит, что правильно в Беларуси , пофиксите ;-)
а что стало с ювелирными флешками ?
где раскрытие интриги, тупиковых ветвей в тексте быть не должно ))
Текст написан на русском языке, так что все правильно.