· Как нас предали: почему запретами не спасешь бизнес 15.07.2015

Как дела: июнь 2015-го

«Успех в бизнесе не приходит благодаря хорошим временам, как и неудача — не следствие плохих времен», — говорил создатель Matsushita Коносоке Мацусита. Мы в компании стараемся помнить эти слова, и приближать успех своими руками. В июне мы провели Съезд Партнеров, наша собственная корпоративная сеть вышла в столичный регион (хотя это произошло не так, как мы планировали), наша американская команда пополнилась новым сотрудником, мы запустили большую стройку — начали возведение нашего офиса мечты в Сыктывкаре. И это еще не все новости! Итак, что произошло в июне?

1. Собственная сеть

Прежде всего, у нас большие новости: наша собственная корпоративная сеть теперь работает в столичном регионе.

Как вы помните, мы начали искать помещение в Москве, чтобы получить опыт работы на более конкурентном рынке. Однако хорошее помещение найти по адекватной цене оказалось сложнее, чем мы думали.

В январе наши франчайзи открыли «Додо Пицца» в подмосковных Химках. Точка показала достаточно хорошую динамику: в мае выручка превысила 1,5 миллиона рублей. Однако партнеры Иван и Алена Тиховы, которые открывали этот бизнес вдвоем, приняли решение развиваться независимо друг от друга. Мы предложили выкупить их пиццерию. И наши партнеры согласились. Химки могут быть отличным плацдармом для завоевания столичного региона. В июне началось оформление и передача пиццерии под управление нашей корпоративной сети.

При этом после продажи пиццерии один из ее совладельцев не расстанется с «Додо Пицца». Алена Тихова вошла в нашу команду, которая будет запускать Dodo Pizza в Америке.

Для нас это большая удача. Алена закончила Высшую школу менеджмента Петербургского госуниверситета, год жила в Лондоне и училась в Westminster Business School, работала на маркетинговых позициях в крупных российских и международных компаниях, таких как «Балтика» и Hilti.

Чтобы принять наше предложение, она отказалась от позиции в Google :)

Пиццерия в Химках отличная: хорошо расположена, сделана с душой. Именно там мы с Александром Журбой работали на кассе на нашей благотворительной акции.

*Фото: Про то и про это*Потенциал этого места еще не раскрыт. Например, «Додо Пицца» в Подмосковном Долгопрудном работает на год дольше, и там выручка превышает 4 миллиона рублей. Для команды Ильи Фарафонова, управляющего нашей сетью, это серьезный вызов: предстоит научиться управлять пиццерией на расстоянии, адаптировать наш маркетинг к московскому рынку и поднять выручку в несколько раз. Впереди много интересного.**Илья Фарафонов**: «С точки зрения расположения у пиццерии огромный потенциал для роста. Возможно даже лучший, чем у любой из других пиццерий в нашей сети. Но главная проблема в том, что обычные маркетинговые ходы, которые мы используем в Сыктывкаре, здесь работают не так хорошо, как бы нам хотелось. Это вызов для нас, но он нас не пугает, у нас есть много идей».

В Сыктывкаре команда Ильи уже доказала свою результативность. Рынок общепита в России переживает не лучшие времена: экономика сейчас не на подъеме, денег у людей стало поменьше. Но даже на падающем рынке «Додо Пицца» в Сыктывкаре удерживает хорошие показатели.

В июне рентабельность компании по EBITDA составила 15,82% (наша цель по году 18%). Labour cost снизился на 0,73%. Показатель food cost составил 26,59% — это самый низкий показатель в этом году. Потери в июне составили 1,37% — и это тоже рекорд года. За счет маркетинга удалось улучшить и показатель like for like (количество заказов на доставку по отношению к прошлому году). Он составил –6,5% против –10,56% в мае.

Не все, конечно, гладко. Одна из проблем: недостаточно высокий рейтинг пиццерий (88,4% против целевых 95%). Над этим предстоит еще работать.

2. Франчайзинговая сеть: Россия

В июне выросло число заявок на франшизу (74 против 66 в мае). Мы подписали 4 договора с новыми франчайзи. Разрабатываем концепцию нашего сайта для партнеров, на котором будет размещена исчерпывающая информация о франшизе «Додо Пицца».

После рекордного мая в этом месяце мы не открыли в России новых партнерских пиццерий. Строго говоря, наша партнерская сеть даже сократилась на две точки: Химки перешли под наше управление, а Самара-1 закрылась в связи с переездом в новое помещение, где она откроется уже с залом.

2vPv-HavjbI

Важное событие: мы начали строительство нового офиса в Сыктывкаре, о котором объявили на Съезде Партнеров. Мы хотим привлекать талантливых сотрудников со всей страны, и для этого создадим для них классные условия работы. Кроме того, в этом же здании будет расположен наш новый учебный центр: мы построим залы для занятий, оборудуем учебную пиццерию. Это будет реальная пиццерия под одной крышей с офисом, она будет обслуживать сотрудников офиса и иногда — работать на доставку. Для нас это большие инвестиции — всего около 10 миллионов рублей. Так мы готовимся к быстрому масштабированию сети в 2016 году.

3. Франчайзинговая сеть: мировая экспансия

Все, наверное, ждут новостей из Америки. Надеюсь, скоро мы сможем отчитаться. Сделали большую работу по адаптации нашего формата (много новых идей) и закрытию сделки по помещению.

Движется и наш китайский проект. Мы разработали китайскую версию Dodo IS. Наш партнер Андрей Прохорович перебрал сотни китайских названий, чтобы выбрать лучшее имя для Dodo в Китае (почти все западные бренды имеют там свои местные названия). Скоро он расскажет, на каком варианте остановился. Сформирован шорт-лист помещений, идет подбор поставщиков ингредиентов и оборудования.

_Стандарт внешнего вид сотрудника пиццерии_
*Один из вариантов помещения Dodo Pizza в Китае*Тем временем в июне открылась первая пиццерия в Казахстане в городе Каскелен. В казахстанском Костанае идет строительство, партнеры из Усть-Каменогорска и Петропавловска завершили обучение. В Литве — тоже стройка. А в Эстонии и Узбекистане она вот-вот начнется: там закончено проектирование пиццерий. В Кыргызстане найдено и согласовано помещение.

4. Продукт

Некоторое время назад мы начали тестировать в корпоративной сети кофе эспрессо. Эксперимент оказался неудачным. В среднем в пиццерии продается 1,5 чашки напитка в день. Это, конечно, мало. Оказалось, что у нас эспрессо не пользуется популярностью. Клиенты предпочитают американо или капучино. Мы попробуем повторить эксперимент с нашими франчайзи в других городах, но скорее всего результат будет похожим.

Зато в июне увеличилась доля продаж сэндвичей в сыктывкарской сети, причем до 9%, хотя одна из пиццерий сэндвичи не продает. Мы просто начали продавать сэндвичи на доставку. Это дало 30-процентный прирост продаж сэндвичей.

Этим летом мы тратим много усилий на адаптацию нашего продукта к разным локальным рынкам. Сеть растет, и задача локализации становится все актуальнее. Анализируем особенности местных вкусов, специфику поставщиков и стараемся создать лучшее предложение.

Меню нужно серьезно адаптировать не только в США и Китае, но в странах СНГ. В Фергане, например, заградительные пошлины на импорт, а привычных нам ингредиентов на внутреннем рынке не найдешь.

Нельзя купить ни пеперони, ни лепешки для додстера…

Нам предстоит разработать другую версию «Додо Пицца» с учетом местных реалий.

В прошлом месяце мы занялись адаптацией меню в Румынии, и это уже дало эффект. В июне выручка Брашова-1 выросла 5%, а в Брашове-2 — на 7%.

5. Университет Додо

Самым большим событием июня стал наш ежегодный съезд партнеров «Додо Пицца» в селе Ыб. Он был организован командой нашего корпоративного Университета. За что ей спасибо от всех, кто принимал участие в этом не только позитивном, но и полезном мероприятии.

Чтобы увеличить выручку всей сети, Университет разработал соревнования пиццерий «Большие гонки«, которые стартовали в июле и будут продолжаться до конца года.Марсель Зиганшин: «Также мы столкнулись с одной проблемой в Сыктывкаре, на которую раньше не обращали внимание, — текучесть в пиццерии на Первомайской. Прогнозируемая годовая текучесть составила 215%. Эта цифра означает, что за год пиццерия дважды меняет свой состав. Это означает, что кассир Оля, которая работает на кассе и дружелюбно обслуживает наших любимых клиентов, скорее всего, через полгода работать не будет. Это реальная проблема. Будем ее решать».

6. Додо Контроллинг и Контакт-центр

В мае мы практически выполнили одну из важнейших целей — снизили стоимость одной проверки пиццерий тайными покупателями до 456 рублей (хотели 450). В июне нам удалось превзойти и этот показатель. Стоимость проверки составила 372 рубля! При этом нам удается снижать количество проверок на одного тайного покупателя — показатель уменьшился с 1,4 в месяц в марте до 1,08 в мае и 1,01 в июне. Будем работать дальше, стараясь снизить его до 0,5 проверки в месяц.

Эффективная работа тайных покупателей — одно из ключевых направлений, поскольку именно они формируют наш Рейтинг качества, на основании которого мы оцениваем работу каждой пиццерии и принимаем важные решения (например, предоставить ли партнеру право открывать новую пиццерию).

Хорошие показатели и у Контакт-центра, который принимает заказы Клиентов (в отличие от большинства сетей, у нас единый на всю страну кол-центр). В марте 64,81% Клиентов ждали на линии не больше 15 секунд. В июне — 72,63%. Стоимость заказа составила 38,3 рублей.

И еще…

В июне резко увеличился чистый убыток по группе: он составил 4,494 миллиона рублей (в мае был 512 тысяч). Это связано с тем, что мы вложили деньги в строительство нового офиса (3,5 миллиона рублей) и потратились на организацию съезда. При этом значительно выросли доходы от франчайзинга: до 6,5 миллионов рублей (в мае было 5,08 млн). Хочу подчеркнуть, что собственная корпоративная сеть прибыльна, так же как и франчайзинг: EBITDA — 2,198 млн и 0,68 соответственно. Суммарная выручка всех пиццерий «Додо Пицца» составила 78,12 млн рублей.

Постоянных читателей блога, возможно, порадуют небольшие доработки, которые мы внесли в дизайн. Во-первых, вернулась навигация «вперед-назад» в каждом посте. Во-вторых, мы добавили новый функционал: возможность объединять несколько постов в серии и, прочитав пост, перейти к следующей заметке по заданной теме (ссылка отображается в конце поста). Теперь удобно следить за развитием какого-то одного сюжета. Мы уже сделали две серии: про Додо в США и поиск инвестиций. Со временем добавим еще.

Финансовые итоги:Управленческий отчет о прибылях и убытках 2015Управленческий отчет о прибылях и убытках 2014Динамика выручки пиццерий сети

На сайте могут содержаться материалы и ссылки на социальные сети Meta Platforms Inc. (соцсети Facebook* и Instagram*), деятельность которых запрещена в Российской Федерации как экстремистская. Также может присутствовать контент, произведённый и (или) распространённый иностранными агентами, включая Тинькова Олега Юрьевича и Чичваркина Евгения Александровича, внесённых в реестр Минюста России. Вся информация предназначена для лиц старше 18 лет (18+).