Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Поездка в Америку. ЮЭСЭЙ сендвичес 06.03.2015

Тройной удар

lie1s95eTeA

Я пишу этот пост в городе Яньтай в китайской провинции Шаньдун.

Кто следит за мной в социальных сетях, уже несколько дней может видеть мои путевые заметки с восточной экзотикой: фотографии писсуара с QR-кодом, кукурузного сока или снэков из куриных ног…

CPa5ykHflkk

Но поездка в Китай для меня — не туристическое развлечение, а производственная необходимость. Потому что именно в городе Яньтай в этом году откроется первая китайская «Додо Пицца», что ознаменует начало нового этапа в развитии нашей компании.

В конце прошлого года я провел для сотрудников ночную презентацию, в ходе которой сказал, что 2015 год должен стать для нас годом большого прорыва. Но тогда я еще не знал, что вызов, который встанет перед нами, окажется действительно настолько глобальным.

Мы не планировали открываться в Китае, пока не познакомились с основателем компании Eurasia Development Андреем Прохоровичем, который давно работает в этой стране и хорошо знает ее специфику.

Eak3OGyMykM

Он разрушил многие мои стереотипы о Китае. Я узнал, что в этой стране уже в 2011 году было миллион долларовых миллионеров (и с тех пор их стало еще больше), а бизнес, ориентированный на внутренний спрос, многие инвесторы считают уже перспективнее экспорта.

Китай — интереснейший рынок, на котором пицца, как все западное, набирает популярность. В Китае работает более 500 пиццерий Pizza Hut, 250 пиццерий Papa Johns. Развиваются и азиатские сети пиццерий, например, Mr.Pizza из Южной Кореи. В пиццериях Китая в обеденное время — очереди из покупателей.

wX9yvCo7wic

Но мы решили открываться в Китае прежде всего потому, что увидели в Андрее единомышленника, который разделяет наш подход к ведению бизнеса. Некоторые предприниматели из России не хотят сами проходить обучение в Сыктывкаре, думая что это не так важно для успешного ведения бизнеса. Но у нас в «Додо Пицца» все управленцы в деталях знают как работает пиццерия, а для хозяина дела — это просто жизненно необходимо. Андрей разделяет эту философию на 100%.

Важно, что вместе с китайским партнером Чжаном Жэньчжуном и своим другом (Андрей зовет его Женей) он решил сделать на «Додо Пиццу» главную ставку. Для партнеров это бизнес, который они хотят построить, чтобы передать своим детям. В марте Андрей и Женя прилетели в Москву, чтобы изучить наши пиццерии и договориться о деталях.

4ZYlbNhdwn0

Развитие китайского бизнеса мы разделили на три этапа. На первом — до конца этого года — откроем одну тестовую пиццерию, чтобы получить первый опыт. Нам необходимо создать успешный на китайском рынке формат пиццерии. На втором — в течение двух следующих лет — создадим базу для масштабирования, открыв еще несколько пиццерий, как своих собственных, так и по франчайзингу. На третьем приступим к масштабному развертыванию сети.

Компания Андрея и Жени получит мастер-франшизу на весь Китай. Инвестировать и управлять сетью они будут самостоятельно, при нашей поддержке. Но и управляющей компании «Додо Пицца» предстоит немало инвестировать в китайский проект. Уже на первом этапе нам придется решить множество нетривиальных задач – адаптировать формат под китайский рынок, разработать совместно с нашими партнерами продукты и меню для китайского рынка, маркетинговую программу, локализовать Dodo IS и многое другое.

В Китае многое устроено по-другому. Это просто другая «планета». Я, например, уже научился пользоваться WeChat: поскольку иероглифы набирать на смартфоне трудно, там принято пересылать друг другу короткие аудио-сообщения.

a7v8rvZ6pNs

В этом же 2015 году мы одновременно запустим другой амбициозный проект на другом континенте: в Северной Америке. Мы хотим получить опыт на этом сверхконкурентном рынке, чтобы усовершенствовать нашу бизнес-систему.

Честно говоря, отправляясь в США на разведку, я не был до конца уверен в том, что нам удастся найти инвестиции и партнеров для выхода на американский рынок. Но у нас это получилось.

Нашим инвестором стал Сергей Дмитриев, успешный предприниматель, agile–коуч, основатель таких компаний, как Unusual Concepts и Agile Museum. Вместе с Емельяном Ананьиным он ездил со мной в Оксфорд, чтобы на месте оценить перспективы рынка.

16446213439_d9ea55d37a_z

Сергей хотел инвестировать в норвежскую франшизу «Додо Пицца» (он гражданин Норвегии), но в итоге решился на более масштабный вариант — и поддержал нашу «американскую мечту».

Сергей планирует инвестировать в Dodo Pizza USA 500 тысяч долларов. Сергей верит в нас. Чтобы собрать необходимую сумму, он продает свой дом в Норвегии — и переезжает с семьей в США.

Америка не такая экзотическая страна, как Китай. Но выход на этот рынок будет еще сложнее. Ведь в Штатах огромная конкуренция, а пицца с доставкой — исконно американская бизнес-модель. Мы собираемся залезть на домашний рынок наших глобальных конкурентов — Papa John’s и Domino’s.

16288582360_089451f48e_z

Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решить.

Если в Китае все сложности, связанные с организацией бизнеса, ложатся на плечи партнеров, то в Америке будет работать наша собственная розничная компания, которой будет управлять наш менеджмент.

Емельян уже собирает вещи, чтобы снова лететь в Штаты и искать помещение в небольшом городе Оксфорде, с которого и начнется наша экспансия в Америку.

nVnIi12QDFM

Мы, конечно, начинаем регистрировать компанию. Задача амбициозная, но реализуемая: открыть первую пиццерию уже в октябре этого года. Для этого уже в начале лета мы должны определиться с помещением и начать стройку.

Чтобы привлечь внимание американских предпринимателей и инвесторов, уже в мае мы запустим отдельный блог на английском, в котором превратим запуск пиццерии в реалити-шоу, и расскажем о наших подходах и культуре, особенностях, информационной системе Dodo IS.

Работы по подготовке блога уже начались. Одновременно мы начинаем адаптацию формата под американский рынок, который сильно опережает российский. В тренде легкая, натуральная еда, фермерские продукты, классный, но недорогой дизайн…

16392261860_a41b5b4a88_z

Нам нужно будет найти свое место среди множество форматов, нащупать креативное позиционирование для сети, чтобы ярко выделиться на фоне других проектов.

Кто-то считает, что мы открываем «имиджевую» пиццерию, лишь для того, чтобы говорить, что мы «работаем и в Америке». Но, думаю, Сергей не стал бы продавать свой классный дом, чтобы инвестировать в наш имидж ☺

У нас серьезные планы на Америку. Мы намерены захватить рынок и за 10 лет войти в ТОП-5 сетей пиццерий. Уже в следующем году мы планируем открыть 7 точек, из которых 4 — по франчайзингу. В 2020 году сеть должна насчитывать уже больше 400 пиццерий. Вот наш план-цель по США.

Наконец, в этом же году наша собственная розничная компания начнет работать в Москве, чтобы получить опыт на столичном рынке и затем уже передать его нашим франчайзи, которые очень хотят поскорее начать покорение этого огромного рынка.

Наш менеджер Николай Бурдин уже высадился в Москву и, пока я ем в Китае куриные ножки и пью кукурузный сок, занимается поиском подходящего помещения. Перед отъездом коллеги подарили Николаю футболку с символической надписью:

16667953587_b3d286ca0d_z

Читая все это, вы имеете полное право задаться вопросом: США, Китай, Москва — не много ли? Каждый из этих проектов по отдельности уже достаточно амбициозен, а ведь мы продолжаем разрабатывать Dodo IS и открывать новые пиццерии по франчайзингу по всей России.

10405515_10205862258416772_7384602604929286169_n

В этом году перед нами стоит огромный вызов.

Но я уверен, что мы справимся. У нас есть идеи, которые позволят нам выигрывать в конкурентной борьбе. А открываясь на новых рынках, мы получим синергию — так, многие новации, придуманные для Америки, мы сможем использовать в Москве.

Кроме того, у нас есть ресурсы, чтобы реализовать задуманное. Буквально только что мы получили на счет нашей головной компании еще20 миллионов рублейинвестиций по программе краудинвестинга — причем сразу от одного инвестора. И это еще не все сделки, которые мы закроем на этой неделе.

На следующей неделе мы обновим общую сумму на нашем сайте для инвесторов, но уже сейчас ясно, что она превысит 60 миллионов рублей. Напомню, всего мы планируем привлечь в этом году 80 миллионов, и скорее всего цель будет достигнута задолго до окончания 2015 года (мы с нетерпением ждем у нас на кассе венчурного инвестора Александра Журбу, который не верил, что мы выполним задуманное, и даже заключил об этом пари).

Но даже еще важнее денег и идей то, что теперь у нас есть сильная и мотивированная команда, способная добиться сверхрезультата и при этом, что важно, не надорваться.

12014959643_a4d86c7f9f_z

Честно признаться, меня это радует больше всего. Это настоящее счастье, видеть, что люди, в которых ты когда-то поверил, и которые поверили в тебя, растут и достигают невероятных результатов.

Из истории бизнеса известно, что многие компании развивались рывками, когда за периодом долгого накопления потенциала следовал резкий скачок, который выводил компанию на новый уровень.

Думаю, что 2015 год станет для «Додо Пиццы» годом огромного рывка, потому что мы накопили достаточно энергии и компетенций.

Я заметил, что часто что-то говорю о будущем, а люди не верят. Вы не верите, читатели этого блога. Сотрудники порой не очень верят — слишком уж фантастически иногда звучат наши планы. Да что там, даже я сам себе иногда не верю.

Но, как показывает практика, мечты иногда сбываются.

Теперь все зависит только от нас.

4X50Z3z6nqE

Присоединяйтесь к нашей команде, ведь все только начинается!

Каждый день и развитии нашего бизнеса:Моя страница в VK.comМоя страница в FacebookПутешествия вInstagram @silauma