Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Поездка в Америку. Chipotle 06.02.2015

10 ключевых преимуществ Додо

Чуть больше года назад в этом блоге состоялся такой диалог: «Я сам не очень верил во франчайзинг Додо, но сейчас это просто мечта, как мне кажется», — написал один из читателей в комментариях. «А не рассматривали франшизу Папа Джонс? У них жопыта-то по больше чем у Доды?» — ответил другой (орфография оригинала сохранена).

Ровно два года назад, 16 февраля 2013 года, когда мы запустили на регулярной основе программу франчайзинга «Додо Пицца», скепсиса было еще больше. «Интересно, сколько дураков клюнет на эту шизу? — удивлялись в блоге. — За 3 млн можно открыть Сабвей, а за 5–6 уже и Сбарро, и Папа-Джонс. А там ко всему прочему есть известный бренд, а значит не надо будет тратиться на рекламу — открылся, вывеску сделал, и к тебе уже народ пошел».

Думаю, относиться к чужим наполеоновским планам со здоровым скепсисом — это нормально. Каждый имеет право на свое мнение. Многое у нас и правда могло не получиться. Однако пока на отсутствие спроса на франшизу «Додо Пицца» жаловаться не приходится.

Сегодня под вывеской «Додо Пицца» уже работает 30 пиццерий в 21 городах России (не считая собственных пиццерий в Сыктывкаре). Каждый месяц мы заключаем 4–5 договоров с новыми франчайзи и планируем закончить год, нарастив сеть до 75 пиццерий. Развиваются и зарубежные проекты — «Додо Пицца» уже работает в Румынии, заключены соглашения с предпринимателями из Казахстана, Литвы, Эстонии, Норвегии, ведем переговоры с предпринимателями из Китая.

При этом «Додо Пицца» пока не стала общеизвестным брендом, даже в России. По узнаваемости мы, конечно, пока сильно не дотягиваем до таких сетей, как McDonald’s, Pizza Hut, Subway, «Теремок» или «Шоколадница», у которых и правда намного больше опыта на рынке общественного питания.

Все верно: если вы повесите нашу вывеску, в то же мгновение к вам не выстроятся очереди фанатов. Чтобы достичь хороших результатов, придется поработать. В чем же тогда конкурентные преимущества нашей франшизы?

Я так часто рассказываю о Dodo IS, что может показаться, будто только в ней вся суть. Но это не совсем так. Да, информационная система — один из ключевых элементов нашей франшизы, но все же он не единственный. Не менее важна наша культура, подходы и принципы, на которых мы строим взаимоотношения с партнерами и нашу сеть.

В основе нашей бизнес философии лежат принципы открытости и конкуренции. Мы верим в капитализм и рыночные механизмы — и пытаемся построить эффективную экономическую систему, в которой каждый может проявить себя и быть вознагражденным за это. Мне иногда кажется, что в этом мы готовы идти даже дальше, чем те компании, которые родились на родине капитализма.

Многие задачи, с которыми сталкивается бизнес, мы решаем нестандартно, по-новому, не так, как принято на рынке. Благодаря этому наша франшиза, на мой взгляд, имеет принципиальные отличия от типичных предложений как международных, так и российских конкурентов.

1. Мы фанатично контролируем качество нашего продукта

Стабильное качество продукта — главное конкурентное преимущество как всей нашей сети, так и каждой отдельной пиццерии, каждого нашего партнера-франчайзи. Для контроля качества мы создали специальный рейтинг. «Рейтинг качества» является ключевой метрикой нашего бизнеса. С помощью тайных покупателей мы проверяем каждую пиццерию восемь раз в месяц, отслеживая детали, которые могут повлиять на настроение Клиентов, от температуры пиццы и скорости обслуживания до чистоты туалета и приветливости наших сотрудников. Каждый параметр оцифрован и имеет свой «вес» в финальном рейтинге пиццерии. Мы создали независимую службу и поставили цель сделать ее максимально объективной и постоянно продолжаем совершенствовать технологию. И предприниматели, которые нацелены на долгосрочный успех, расценивают «Рейтинг Качества» как сервис, который дает возможность сделать их бизнес лучше. По сути, мы постоянно следим за «здоровьем» всех пиццерий сети. Они своевременно получают обратную связь, могут исправить ошибки до того, как они приведут к падению выручки.

2. Мы даем дорогу лучшим, а не тем, кто был первый, или «своим друзьям»

Мы верим в открытость. Доступ к «Рейтингу Качества» имеют все наши партнеры-франчайзи. У многих сетей процесс выдачи франшиз на регионы, города и даже районы не прозрачен. Это создает почву для корпоративной коррупции и кумовства. Я знаю случаи, когда люди находили помещение, договаривались о франшизе и в последний момент получали отказ. А потом на том же месте вместо них под этим же брэндом открывался кто-то другой… Тот, кто не новичок в теме франчайзинга, скажет вам, что это вполне обычное дело, особенно в крупных компаниях. Наша цель — создать систему, где такая ситуация просто невозможна. Процесс получения франшизы прозрачен. Чтобы начать, нужно открыться в маленьком городе. Чтобы получить город побольше, нужно добиться хорошего «Рейтинга Качества». Вот и все. Чтобы развиваться вместе с «Додо Пицца» и открывать новые и новые пиццерии, не нужно со мной дружить. Нужно дружить с Клиентами.

3. Наш успех это успех наших франчайзи

Есть сети, которые поставляют ингредиенты и оборудование своим франчайзи — и не позволяют покупать их на стороне. Это нерыночный подход, который не может привести ни к чему хорошему. Ведь владельцу франшизы нет резона повышать эффективность и искать низкую цену, а франчайзи просто некуда деваться. Непрозрачное ценообразование и отсутствие стимулов для эффективности с одной стороны, и невозможность купить альтернативную услугу с другой, могут привести к неконкурентным условиям для франчайзи.

В чем же заключается наш подход? Доход нашей франчайзинговой компании складывается только из роялти. Только роялти и нечего больше. Мы не навязываем партнерам поставщиков — только рекомендуем. Если кто-то находит лучшие условия, мы не препятствуем альтернативным поставкам. Кроме того, крупным сетям производители платят большие бонусы, чтобы стать эксклюзивными поставщиками. Часто эти деньги оседают на счетах владельца франшизы — а франчайзи остаются лишь высокие закупочные цены. Наши доходы от бонусов идут в отдельный фонд открытый для всех партнеров. Деньги из этого фонда расходуется на общесетевые нужды. А решение о том, пойти ли на эксклюзив или отказаться в пользу более низких цен, мы принимаем, предварительно обсудив его с партнерами.

4. Мы поощряем обмен опытом

Владелец одного ресторана Subway не знает, сколько зарабатывает его коллега в соседнем микрорайоне, или в ближайшем городе, или в столице области. Он, конечно, может спросить, посчитать или прикинуть оборот других франчайзи, но внутри сети Subway официально эта информация не раскрывается.

Все наши цифры открыты для участников сети, а выручка всех пиццерий является публичной информацией. Это необычно и не все готовы принять такой подход, но он дает преимущества для бизнеса. Когда человек видит, что кто-то в схожих условиях зарабатывает больше, он начинает задаваться вопросом: как? Люди обмениваются опытом и лучшими практиками — а мы всячески это поощряем.

Мы понимаем, что жизнь не стоит на месте, любые технологии устаревают, поэтому наша стратегическая задача — находить самые эффективные решения, рожденные в пиццериях, и распространять их по всей сети. Например, сегодня у нас есть закрытая группа франчайзи в сети Вконтакте, где наши партнеры свободно обмениваются опытом.

5. Мы инвестируем в знания

Опыт всех наших пиццерий аккумулируется в специальной «Базе знаний». Помимо базовой информации о нашей системе менеджмента, маркетинге, производстве, в ней содержаться ответы на сотни практических вопросов, «кейсы». Как найти идеальное помещение? Как снизить потери на производстве? Как провести первую рекламную кампанию?

Хотя нам всего три года, уже сегодня наша База знаний является серьезной ценностью, которая помогает нашим партнерами вести эффективный бизнес. И она постоянно развивается: информация пополняется еженедельно, как сотрудниками нашей собственной розничной компании, так и партнерами.

6. Бизнес ориентированное обучение

Мы очень серьезно относимся к обучению наших партнеров. Каждый франчайзи проходит обучение в Учебном центре в Сыктывкаре. Наша цель — не просто передать знания, а добиться того, чтобы предприниматель максимально быстро открыл свою первую пиццерию и вышел в прибыль.

Продукт Учебного центра это не знания, а успешный бизнес наших партнеров. Именно поэтому в процессе обучения мы не просто передаем знания, а учим думать, тренируем, моделируем запуск бизнеса. Эффективность работы учебного центра мы оцениваем не по количеству обученных предпринимателей, а по тому, сколько времени у обученных нами франчайзи занимает пересечение «линии жизни», то есть точки безубыточности.

7. Единый контакт-центр — удобство, эффективность, стабильный сервис

Заказы на доставку из всех городов, где есть наши пиццерии, принимаются в едином контакт-центре с одним федеральным номером, звонок на который совершенно бесплатен для Клиентов по всей России.

Благодаря Dodo IS мы создали удобное и эффективное решение для наших пиццерий. Система уже довольно продвинутая как с точки зрения технологий, так и с точки зрения управления — мы поставили себе задачу развивать компетенцию в приеме заказа пиццы, и достигли в этом уже немалых результатов. И мы будем совершенствоваться дальше.

Стоимость заказа, принятого единым контакт-центром фиксированная для пиццерий. Благодаря этому пиццерии могут очень четко прогнозировать и планировать свои расходы. Единый контак-центр — отдельная компания, которая оказывает услуги пиццериям.

Контакт-центр гарантирует качественный прием заказов. Пиццерии отдают на аутсорсинг единому контакт-центру обучение операторов и организацию работы по приему заказов по телефону.

В отношениях франчайзи и контакт-центра мы исповедуем все тот же принцип открытости: финансовая отчетность контакт-центра доступна для всех наших партнеров. Всегда можно посмотреть, куда тратятся деньги, насколько эффективно работает единый контакт-центр, из чего складывается стоимость услуг контакт-центра.

Единый контакт-центр является серьезными конкурентным преимуществом нашей сети, как с точки зрения Клиентов (сервис), так и с точки зрения франчайзи (удобство).

8. Мы постоянно развиваем и обновляем наш продукт

Нам уже удалось предложить рынку конкурентноспособный продукт, который пользуется спросом. Но каждый, кто становится нашим партнером, понимает, что это только начало. Мы постоянно развиваемся и стремимся совершенствоваться. Тесто, ингредиенты, технологии, меню, стандарты обслуживания — все это постоянно развивается.

Мы уверены — нельзя стоять на месте. Уже сейчас мы опережаем многих конкурентов в продуктовом маркетинге. Каждый месяц мы запускаем сезонные продукты. Это позволяет привлекать Клиентов не скидками, а ценностью — новинками.

9. Мы развиваем сразу несколько форматов

Транснациональные франчайзинговые сети часто не отличаются гибкостью — возможно, в силу своего размера и излишней забюрократизированности. Если есть условия и форматы, которые утверждены центральным офисом, от них невозможно отступить. Мы подходим более гибко, подстраиваясь под возможности предпринимателей и особенности конкретных рынков. Для нас неизменными являются только базовые ключевые принципы.

Если, например, Papa Johns попросит построить центр для производства теста вместе с первой пиццерией, мы, понимая, что у большинства российских предпринимателя нет возможности инвестировать «длинные деньги», требуем открытия центра производства теста только вместе с третьем пиццерией франчайзи.

Мы развиваем несколько субформатов, приспособленных для разных рынков — только доставку, «народные пиццерии», флагманский «базовый формат», «Додо Пицца Экспресс» для фудкортов торговых центров.

У нас есть варианты для разных бюджетов и разных рынков — от совсем небольших городов до мегаполисов. Обладая не космическими суммами, но здоровыми амбициями, можно начать строить бизнес с «Додо Пицца», постепенно открывая новые и новые точки, добиться серьезного успеха. Евгений Тимощенко, наш партнер из Ульяновска, начал с небольшого цеха в спальном районе, работающего на доставку. Добившись хорошей динамики, он смог привлечь инвестиции и открыть большое кафе в центре города.

10. Мы помогаем привлекать инвестиции

Мы помогаем предпринимателям найти соинвесторов для запуска новых пиццерий. Благодаря программе краудинвестинга, а также этому блогу и публичности «Додо Пицца» нам удалось собрать серьезную базу контактов среди инвесторов, которые верят в нашу идею и готовы вкладывать деньги в наших партнеров.

Мы используем эту базу, если видим в партнерах потенциал, а также помогаем решить юридические вопросы, потому что уже наработали ряд типовых схем, по которым можно инвестировать деньги в пиццерию (в условиях российского законодательства решение этой в общем-то тривиальной задачи не всегда очевидно). Многие наши франчайзи, которые сегодня очень успешны, нашли деньги на свои проекты именно благодаря нам.

Конечно, никто не даст вам деньги за красивый бизнес-план. И мы не даем инвесторам гарантий — каждый участник сделки принимает решения на свой страх и риск. Нужно показать какие-то результаты, вложить свой капитал, найти общий язык с потенциальным партнером… Но мы даем шанс талантливым предпринимателя и умным деньгам найти друг друга.

Еще мы очень открыты. Мы не скрываем цифр. Если вам интересна наша франшиза, вы всегда можете посетить ближайшую к вам «Додо Пиццу» и попросить провести экскурсию, и вам не откажут. Попробуйте.

Будем рады ответить на ваши вопросы в комментариях.

За новостями нашей франчайзинговой компании можно следить здесь.