Додо Пицца в Румынии
Через несколько месяцев откроется первая «Додо Пицца» в Румынии, в старинном городе Брашов. Это первая «Додо Пицца» за пределами России и первая наша мастер-франшиза. Пиццерия в Брашове — это только начало. Наш румынский партнер Серджиу Болокан поставил перед собой амбициозные цели. К 2020 году Сергей планирует создать сеть из 40 пиццерий в Румынии, половина которых будут работать по франчайзингу.
Мы специально выбрали для выхода новый рынок — относительно небольшой, но при этом богатый город, чтобы наладить систему, создать команду, получить опыт, а уже потом двигаться дальше в трехмиллионный Бухарест. Население Брашова — 230 тыс. человек. Это достаточно крупный по европейским меркам город. Брашов является туристическим центром, рядом — популярный румынский горнолыжный курорт, при этом в городе расположилось множество заводов крупных европейских концернов.
В этой заметке я расскажу о том, как обстоят дела с нашим румынским проектом, о том, что мы сделали для организации системы «Додо Пицца» в новой стране, а также о своей поездке в Брашов, впечатлениях о румынском рынке и наших перспективах.
Как же «Додо Пицца» появилась в Румынии?
В 2013 году мы и подумать не могли, что уже через год выйдем за пределы России. Нам поступало много предложений о запуске Dodo Pizza за границей. Мы отказывали, так как наши организационные ресурсы были ограничены. Мы просто не были готовы к тому, чтобы ввязаться в такой серьезный проект. Всё дело в людях. Для того чтобы выйти на иностранный рынок, нужен отличный, компетентный и, главное, «свободный» менеджер, чтобы вести этот проект. И он появился в конце 2013 года.
Нам поступали заявки из Украины, Белоруссии, Казахстана, прибалтийских республик, Польши, Германии, Канады и даже Панамы, но только предприниматель из Румынии — Серджиу Болокан — решил приехать в Сыктывкар лично, чтобы поговорить с нами и посмотреть своими глазами на «Додо Пиццу».
Честно скажу, что до встречи с Сергеем я скептически относился к международной мастер-франшизе — как минимум в ближайшие пару лет. У нас не было людей, недостаточно опыта, а спрос на франшизу Dodo Pizza в России и так превышал наши возможности. Но после встречи с Сергеем я подумал: «Почему бы и нет?»
Что же такого сказал Серджиу Болокан на встрече в Сыктывкаре? Ничего фантастического. Он не обещал «золотые горы», не просил и не настаивал — он просто рассказал о себе, о рынке и своем предпринимательском опыте. Я увидел в Сергее терпеливого и целеустремленного предпринимателя-практика, который смог бы справиться с самостоятельным запуском «Додо Пиццы» в Румынии при нашей поддержке. Я попросил подготовить Сергея обзор румынского рынка, после которого моя уверенность в возможности старта румынского проекта только окрепла.
Я сделал Сергею предложение. Наша мастер-франшиза не готова как законченный «коробочный» продукт. Необходимо многое создать на месте — найти поставщиков, запустить румынский колл-центр, перевести стандарты. Для этого Сергей должен обучиться и стать «нашим менеджером». Другими словами, чтобы запустить «Додо Пиццу», надо самому стать частью «Додо Пиццы». Сергей должен приехать в Сыктывкар на три месяца — пройти обучение и глубокую стажировку. Он должен поработать на всех позициях — от пиццамейкера до оператора колл-центра, а затем уже самостоятельно, но при нашей поддержке, развернуть систему Dodo в Румынии.
Мы совместно инвестируем в мастер-франшизу Dodo Pizza в Румынии. Мы не берем с Сергея паушальный взнос, адаптируем для Румынии Dodo IS, маркетинг, а Сергей, в свою очередь, создает недостающую часть — систему поставок, колл-центр, переводит стандарты. Роялти нашей компании составит 2,5% с выручки каждой пиццерии «Додо Пицца» в Румынии, при этом Серджиу будет иметь эксклюзивное право на продажу субфраншизы на территории всей страны. В будущем он сможет брать со своих франчайзи, например, 5% от выручки, при этом 2,5% будет уходить нашей компании.
Как оценить размер роялти? Для примера: российский мастер-франчайзи американской сети Texas Chiсken (в США они называются Church’s Chicken) платит в Америку 4,2% от выручки. Роялти субфранчайзи российского мастер-франчайзи Texas Chicken составляет уже 10% от выручки, из которых 5,8% остаются в России, а 4,2% уходят в США. Российский Subway отправляет в материнскую компанию 5% от выручки, а «зарабатывает» 8% с оборота своих франчайзи. Российская мастер-франшиза Papa Johns выплачивает 5% от выручки в Джону Шнаттеру в Америку.
2,5% — много это или мало? Я верю в win-win. Во-первых, это наш первый международный проект. Нам действительно еще многое предстоит сделать. Во-вторых, это наша инвестиция в будущее. Наша главная задача — добиться успеха на новом рынке, доказать преимущество и жизнеспособность нашей модели, получить новый опыт и построить вместе с Сергеем большую национальную сеть, стать № 1 на рынке доставки пиццы в Румынии. Недостаток опыта мы компенсируем энергией и творческим подходом.
С декабря по февраль Сергей проходил обучение в Сыктывкаре. Сергей хорошо знает русский язык, так как родился в Молдавии и переехал в Румынию только в старших классах школы. Погружение в «Додо Пиццу» прошло отлично. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что моя интуиция меня не подвела. Решение, которое было принято осенью 2013 года, было верным. Я не ошибся. В очередной раз сработал принцип «подобное притягивает подобное».
Мы создали подробный проект запуска Dodo Pizza в Румынии, в котором должны были принять участие все наши ключевые менеджеры.
У проекта было два руководителя — я и Серджиу. Нам предстояло перевести стандарты, информационную систему Dodo IS, проанализировать конкурентов, рынок поставщиков ингредиентов, адаптировать меню и многое другое. Проект реализовывали параллельно с обучением и стажировкой.
Вы можете ознакомиться с реальной таблицей нашего проекта.
Серджиу Болокан в Сыктывкаре
Еще до начала обучения в Сыктывкаре Сергей выбрал город, где будет открыта первая «Додо Пицца». Стартовой площадкой стал город Брашов. В конце февраля Сергей закончил стажировку, вернулся в Румынию, переехал из столичного Бухареста в Брашов, начал подготовительные работы, поиск помещения и переговоры с поставщиками.
В апреле Сергей нашел отличное помещение для будущей Dodo Pizza — на пересечении трех улиц, в центре крупного района, рядом с железнодорожным вокзалом и торговым центром.
Что сделано на текущий момент? Мы адаптировали меню, подготовили и перевели информационную систему Dodo IS, сайт, стандарты, создали решение для румынских фискальных регистраторов, нашли поставщиков оборудования и ингредиентов, организовали решение для румынского колл-центра, спроектировали кухню, разработали интерьер пиццерии и начали строительство. Сергей планирует открыть пиццерию уже в конце июля.
В Брашове мы проектировали кухню с учетом того, что пиццерия в будущем при росте сети будет выполнять функцию производственно-распределительного центра. Здесь будет изготавливаться тесто для пиццерий в Бухаресте.
Мы постарались сделать демократичный, стильный, при этом узнаваемый интерьер-конструктор. Все наши пиццерии должны быть похожи, но при этом разные. Каждая пиццерия будет иметь свое лицо. Как это будет работать? Мы будем делать разные «темы», как «скины» в Gmail. Например, в Брашове будет Pixel Art. В этом стиле будут оформлены фотообои и постеры на стенах. В каждой крупной пиццерии, в том числе и в Брашове, будет находиться интересный артефакт. Что будет в Румынии — пока сюрприз.
«Драфтовые» рендеры интерьера Dodo Pizza Brasov:
Неделю назад я побывал в Бухаресте и Брашове. Зачем? До этого Румыния и ее рынок были для меня виртуальными образами, составленными на основании доступной информации в Интернете, рассказов и писем Сергея. Я хотел «подышать воздухом» этой страны, посмотреть, как ведут себя потребители, побывать в местных пиццериях, фастфудах и ресторанах, почувствовать рынок. Мне важно было подкрепить свое видение и гипотезы, чтобы действовать более уверенно.
Когда я побывал на месте будущей пиццерии в Брашове, я понял, что Сергей нашел одно из лучших мест, которые я когда-либо встречал. Почему? Здесь прекрасно всё — и месторасположение, и цена, и планировка! Рядом находится железнодорожный вокзал, торговый центр, пересечение трех улиц, большой автомобильный и пешеходный трафик, открытая терраса, панорамные окна, рекламные щиты на крыше, стоянка для Клиентов на заднем дворе, отличный фасад, остановка автобуса напротив и пешеходный переход.
В следующей «румынской» заметке я расскажу о конкурентах, местном рынке и нашем позиционировании на нем.
В завершении — фотографии прекрасного города Брашов и его жителей из моего Instagram. Брашов средневековый, австро-венгерский, советский, деревенский и спальный…
Продолжение следует…
Ссылки:
- Бизнес-блог Сергея Болокана (на румынском)
- Таблица проекта Румыния
- Страница Dodo Pizza Brasov в Facebook
- История предпринимателя Серджиу Болокана
- Если вы хотите знать больше, подписывайтесь на мою страницу ВКонтакте — там много новостей о бизнесе «Додо Пицца».
- Новости франчайзинга Dodo Pizza
- Мой Instagram — красивые фотографии из поездок и не только
Инвестиции в Dodo PizzaМы продолжаем привлекать инвестиции от частных инвесторов. С нашим предложением можно ознакомиться здесь. Принять участие в развитии компании Dodo Pizza может любой, кто готов инвестировать сегодня в нашу компанию от 300 тысяч рублей.
В понедельник я расскажу о том, как обстоят дела, сколько денег мы привлекли от частных инвесторов по нашей программе. Также в понедельник я опубликую выручку и управленческую отчетность группы компаний за последние месяцы. С июня управленческая отчетность будет публиковаться в блоге регулярно — каждый месяц.
Инвестируйте в Dodo Pizza от 300 тыс. рублей: