Фонды. Часть третья
Финал истории о том, я искал инвестиции в фондах. Начало – [здесь](https://sila-uma.ru/2014/02/03/business-plan/), [здесь](https://sila-uma.ru/2014/02/03/business-plan/) и [здесь](https://sila-uma.ru/2014/02/03/business-plan/).
В середине декабря 2013 года у меня еще не было понимания, куда двигаться дальше. Я еще не потерял энтузиазма по отношению к фондам, но и не имел никакого конкретного результата. В этом время интерес к нашему предложению проявил фонд Blue Wire Capital. Этот фонд базировался в Великобритании. Он был основан финансистами, выходцами из крупных компаний. Blue Wire Capital рассматривал инвестиции в совершенно разные бизнесы, технологичные и «традиционные», лейтмотивом которых является принцип «life changing solutions». Инвестиций в российские компании у фонда еще не было.
Подход Blue Wire Capital к работе разительно отличался от того, что я уже привык ожидать от венчурных фондов. Они были активны, делали все быстро и четко. Для меня это было удивительно. Они даже отвечали на почту в выходные. Переговоры вели управляющие партнеры фонда. Я выслал команде Blue Wire Capital основную информацию о проекте. Буквально через два дня мы уже договорились о скайп-колле. Все проходило очень динамично.
Предварительно я получил от Blue Wire Capital список вопросов. В нашем общении по скайпу участвовали все ключевые лица фонда — Андрей Третьяков, Беккожа Муслимов и Николай Третьяков. Я в очередной раз с самого начала рассказал о «Додо Пицце». Я отметил, что мы активно думаем над альтернативным вариантом привлечения инвестиций — инвестиционным краудфандингом, если не найдем понимания в фондах. Инвесторы выразили сомнение, что этот путь может быть эффективным вариантом финансирования развития бизнеса.
После скайп-колла Blue Wire Capital подтвердил свой интерес и попросили представить их фондам Genezis Capital и ru-Net, чтобы обсудить возможности соинвестирования (от Almaz Capital я в то время уже получил отказ). Как я понял, фонды любят выступать единым фронтом, чтобы снизить стоимость процедуры due diligence, которая всегда является самым большим «костом» в сделке.
Я сделал introduction. Фонды познакомились и провели переговоры в скайпе. Blue Wire Capital выступал драйвером всего процесса. Genezis Capital представлял Александр Журба. Переговоры фондов, конечно, проходили без моего участия. Все эти события происходили во второй половине декабря. 26 декабря я получил вот такое письмо от Blue Wire Capital:
Федор, приветствуем! Информирую, что мы, Blue Wire Capital, Genezis Capital и ru-Net, нашли общее понимание по вопросам возможного со-инвестирования. Как минимум, на данном этапе мы договорились о том, что проведем совместный анализ Dodo Pizza по всем направлениям и придём к какому-то консолидированному мнению / предложению. Мы предварительно договорились провести совместную встречу в середине января, после которой у нас будет более детальное понимание по дальнейшим шагам. До этого момента мы занимаемся изучением вопроса, поэтому по возможности прошу сформировать папку с материалами для анализа, если есть то, что не выложено в блоге. В любом случае смотреть упорядоченные материалы в папке (dropbox) было бы удобнее. Ключевые области для анализа: команда, рынок и конкуренция, IT-система, финансовые показатели, бизнес-экспансия, ключевые риски, а также прочая существенная информация, по мнению менеджмента, которая позволит глубже понять уникальность бизнеса и его специфику.
Федор, приветствуем!
Информирую, что мы, Blue Wire Capital, Genezis Capital и ru-Net, нашли общее понимание по вопросам возможного со-инвестирования.
Как минимум, на данном этапе мы договорились о том, что проведем совместный анализ Dodo Pizza по всем направлениям и придём к какому-то консолидированному мнению / предложению.
Мы предварительно договорились провести совместную встречу в середине января, после которой у нас будет более детальное понимание по дальнейшим шагам.
До этого момента мы занимаемся изучением вопроса, поэтому по возможности прошу сформировать папку с материалами для анализа, если есть то, что не выложено в блоге. В любом случае смотреть упорядоченные материалы в папке (dropbox) было бы удобнее. Ключевые области для анализа: команда, рынок и конкуренция, IT-система, финансовые показатели, бизнес-экспансия, ключевые риски, а также прочая существенная информация, по мнению менеджмента, которая позволит глубже понять уникальность бизнеса и его специфику.
Мы в «Додо Пицца» стали активно готовить информацию. Blue Wire Capital предложили встретиться в Москве 17 января, сначала в формате «додо + фонды», затем «фонды + фонды». Genezis Capital в лице Александра Журбы предложение принял, от ru-Net ответа не было. Blue Wire Capital написали несколько писем c просьбой подтвердить встречу, но от ru-Net не было никакой реакции. Я подумал, может у менеджеров фонда начались новогодние каникулы и они не проверяют почту, но ответа не было и после 10 января. Только 14 января я получил от Екатерины Зайцевой из ru-Net три вопроса, касательно наших финансовых показателей. Я ответил и больше ru-Net на связь не выходил. А 15 января пришло письмо-автоответчик от Александра Журбы:
Я более не являюсь членом команды Genezis Capital. По всем вопросам, относящимся к Genezis Capital, обращайтесь к Максиму Шеховцову. Это автоответчик, не нужно отвечать на это письмо.
Я более не являюсь членом команды Genezis Capital. По всем вопросам, относящимся к Genezis Capital, обращайтесь к Максиму Шеховцову. Это автоответчик, не нужно отвечать на это письмо.
У меня уже были куплены билеты на 17 января в Москву. Ru-Net не отвечал, а Журбу мы потеряли, но команда Blue Wire Capital подтвердила встречу. Мне нравился про-активный, предпринимательский, подход Blue Wire Capital, но я уже давно не рассчитывал только на фонды. Все январские праздники я думал над альтернативной схемой — возможно ли привлечь инвестиций от множества небольших частных инвесторов?
Встреча с инвесторами должны была состояться в пиццерии Bocconcino на Страстном бульваре. Утром 17 января я пил чай в «Шоколаднице» с Семеном Белоусовым, юристом нашей компании. Мы обсуждали главный вопрос — альтернативный вариант финансирования. У нас была одна рабочая схема, но она мне очень не нравилась. Там было много сложностей и подводных камней. Нужно было придумать что-то простое. Мы думали над этим последние четыре месяца, но так получилось, что за два часа до последней «живой» встречи с фондами, мы «родили» именно то, что было нужно — простую и работоспособную схему инвестиционного краудфандинга. В ресторан Bocconcino я шел в хорошем настроении, несмотря на то, что прошлые встречи с фондами не приносили ничего кроме разочарования.
Я пришел на встречу раньше времени. Вся команда Blue Wire Capital уже была на месте. Мы символически заказали пиццу. Затем подъехал Максим Шеховцов из Genezis. Андрей Третьяков (BWC) объявил, что к нашей встрече присоединятся представители инвестиционной группы «Спутник» — им также интересно послушать и «посмотреть» наш проект; возможно, подъедет и президент группы Борис Йордан.
Участие «Спутника» по приглашению Blue Wire Capital для меня было сюрпризом. Но еще больше удивился Максим Шеховцов, который переспросил: «Неужели Борис Йордан приедет лично?». Действительно через десять минут появился вице-президент группы «Спутник» Константин Черкасов, а затем к нам присоединился и сам Борис Йордан.
Встреча заняла около двух часов и, с моей точки зрения, прошла весьма хорошо. Меня удивило то, что Борис Йордан, президент инвестиционной группы «Спутник» и “Ренессанс Страхования«, был „в теме“ — он хорошо разбирался именно в логике фастфуд-бизнеса. Я подумал, что, возможно, это связано с американским происхождением Бориса, хорошим знанием американского бизнеса и рынка. Он вел себя очень просто и демократично. Я опять же подумал про американскую культуру.
Мы обсудили рынок, нашу модель, уникальность Dodo IS и планы компании. Я старался ответить на главный вопрос — за счет чего мы совершим прорыв? В конце встречи Андрей Третьяков из BWC попросил озвучить моя оценку «Додо Пиццы». Я сказал, что ничего не изменилось — мы предлагаем 10% компании за 3 млн. долларов инвестиций. Эти деньги нужны нам для разработки Dodo IS и создания инфраструктуры для масштабирования сети. Оценка строится на моей уверенности в том, что мы сможем реализовать наши большие планы. Это оценка не нашего настоящего, а нашего вероятного будущего. Чтобы оценить вероятность, я предложил глубже изучить нашу компанию — приехать в Сыктывкар, познакомиться с командой, культурой, производством, посмотреть на Dodo IS в действии, и, конечно, изучить наши финансовые отчеты.
Вечером у меня был самолет в Сыктывкар. В этот раз я уже был уверен, что встреча принесет какие-то конкретные результаты. Blue Wire Capital не заставили себя долго ждать, уже 20 января я получил ответ:
Федор, привет! Готовность к дальнейшему анализу инвестиционной возможности проявили Группа «Спутник» и Blue Wire Capital. Остальные участники отказались. Как мы видим дальнейшее взаимодействие:
- Нам требуется дополнительное время на более глубокую проработку всех вопросов (до конца января) на уровне desktop research. Далее мы выйдем с какой-либо позицией / предложением.
- В кратчайшие сроки мы направим вопросники и ожидаем оперативного ответа с вашей стороны. В конце недели предлагаем провести совместный звонок в т. ч. с менеджментом Dodo.
Федор, привет!
Готовность к дальнейшему анализу инвестиционной возможности проявили Группа «Спутник» и Blue Wire Capital. Остальные участники отказались.
Как мы видим дальнейшее взаимодействие:
- Нам требуется дополнительное время на более глубокую проработку всех вопросов (до конца января) на уровне desktop research. Далее мы выйдем с какой-либо позицией / предложением.
- В кратчайшие сроки мы направим вопросники и ожидаем оперативного ответа с вашей стороны. В конце недели предлагаем провести совместный звонок в т. ч. с менеджментом Dodo.
В этот же день я получил список вопросов от фондов. Их было очень много. Например:
Я очень не люблю тормозить. Я уже планировал поставить жесткие «дедлайны» для себя и команды для подготовки отчетов, но тут во мне что-то переключилось. Год назад, получив похожие вопросы от Ольги Маслиховой, которая представляла венчурного капиталиста Сергея Белоусова, я в буквальном смысле слова бросался готовить ответы. Я делал максимальный приоритет, не ложился спать, пока не завершу работу, заставлял себя делать то, что даже считал бессмысленным. А в этот раз я чувствовал, что никак уже не могу себя заставить. Я понимал, что многие отчеты это бессмысленная трата времени, которое может быть потрачено на создание реальных ценностей. Казалось бы, история с фондами, на которую я потратил столько времени и сил, может получить успешный финал, фонды просто делают свою работу, но я не мог внутренне принять этого решения. Я представил будущее и для меня все стало очевидным. Вот такое письмо я написал Blue Wire Capital:
Николай, Андрей, Беккожа, Константин, господа! Спасибо за встречу и уделенное время! Личный интерес Бориса Йордана — большая честь для меня и нашей компании. Однако, взвесив все за и против я принял решение отказаться от работы с фондами на данном этапе. Мы пойдем новым путем — будем привлекать капитал у большого количества небольших частных инвесторов. Это более рискованный нестандартный путь, но у меня есть уверенность в том, что мы сможем найти таким образом необходимые нам деньги. Николай, Андрей, Беккожа, хочу сказать, что вы — отличные ребята, мне было очень приятно и легко с вами общаться. Возможно, кто-то из команды захочет участвовать в нашем проекте лично как частный инвестор. В двух словах схема будет выглядеть так… [далее идет описание нашей схемы инвестиционного краудфандинга] В качестве обратной связи от меня. Я бы не смог ответить на многие вопросы, которые получил (все, что у меня есть — есть в блоге). Например, сценарии развития, оценки маркетинговых расходов. Точнее я бы смог красиво придумать, но это был бы просто фантазия и трата времени. Ни один бизнес-план не работает) Любой бизнес-план можно развалить, получив деньги от инвесторов. Поэтому я уверен, что важны только конкретные люди, их цели и бизнес-идея. Успехов! С уважением, Федор
Николай, Андрей, Беккожа, Константин, господа!
Спасибо за встречу и уделенное время! Личный интерес Бориса Йордана — большая честь для меня и нашей компании. Однако, взвесив все за и против я принял решение отказаться от работы с фондами на данном этапе. Мы пойдем новым путем — будем привлекать капитал у большого количества небольших частных инвесторов. Это более рискованный нестандартный путь, но у меня есть уверенность в том, что мы сможем найти таким образом необходимые нам деньги.
Николай, Андрей, Беккожа, хочу сказать, что вы — отличные ребята, мне было очень приятно и легко с вами общаться. Возможно, кто-то из команды захочет участвовать в нашем проекте лично как частный инвестор.
В двух словах схема будет выглядеть так… [далее идет описание нашей схемы инвестиционного краудфандинга]
В качестве обратной связи от меня.
Я бы не смог ответить на многие вопросы, которые получил (все, что у меня есть — есть в блоге). Например, сценарии развития, оценки маркетинговых расходов. Точнее я бы смог красиво придумать, но это был бы просто фантазия и трата времени. Ни один бизнес-план не работает) Любой бизнес-план можно развалить, получив деньги от инвесторов. Поэтому я уверен, что важны только конкретные люди, их цели и бизнес-идея.
Успехов!
С уважением, Федор
Команда Blue Wire Capital была удивлена моим ответом. Может быть они и посчитали, что связались с бизнес-фриком, но удачи мне пожелали.
Итак, мы пойдем другим путем. Уже в понедельник я расскажу об изменении среднесрочной стратегии Компании, а в среду я опубликую схему, в рамках которой инвестором «Додо Пиццы» сможет стать любой, кто найдет наше предложение выгодным.
Продолжение следует.