Зачем мы разрабатываем собственную информационную систему? Чем Dodo IS может быть лучше решений, которые уже есть на рынке? Какие реальные преимущества и новые возможности дает организация системы в виде веб-приложения? Какую выгоду все это может принести нашему бизнесу? Каким образом “айпады” поднимают прибыль пиццерии? Мне часто задают такие вопросы. Сегодня я расскажу о двух новых блоках Dodo IS. Мы только запустили их в тестовую работу — пока только в пиццериях в Сыктывкаре. На примере этих блоков очень хорошо видно, что мы хотим сделать.
Эффективность любого предприятия общественного питания напрямую зависит от двух статей – себестоимости ингредиентов, потраченных на изготовление продукции, и стоимости труда, с помощью которого была произведена продукция. В западном фастфуде они называются просто — food cost и labour cost. Сегодня я расскажу о том, как Dodo IS может увеличить прибыль, помогая эффективно контролировать, а значит снижать food cost и labour cost.
Учет | Ревизия
Какой бы «крутой» не была учетная система, если она оперирует неправильными данными, она — бесполезна. Совершенно не важно, что вы используете — SAP, iiko или R-keeper, если первоначальные данные в программу были введены неверно. При этом есть виды бизнеса или конкретные участки, где добиться ввода первичных данных в систему без ошибок практически невозможно по объективным причинам. К таким участкам относится процесс ревизии в общественном питании. Я это знаю на собственном опыте. Как, например, проходила ревизия ингредиентов в нашей пиццерии?
Мы проводим ревизию ежедневно, чтобы оперативно видеть остатки и выявлять потери. Представьте… 7 утра. Сонный пиццамейкер. Он должен обойти всю пиццерию — посчитать, взвесить ингредиенты, при этом ничего не забыть, внести данные от руки в специальный бланк и отдать менеджеру. После этого менеджер должен перенести данные с листочка в компьютер в учетную систему. На словах все кажется просто, но на деле добиться объективного результата практически невозможно. Почему? Процесс очень “хрупкий”, очень много возможностей сделать ошибку — забыть, не понять почерк, неправильно сложить, перепутать строчки. Специфика нашего бизнеса в том, что у нас всегда будут относительно высокая текучесть персонала. Ответственность низкая. Условия труда не самые комфортные. Мы не можем делать этот процесс дорогим. Мы не сможем тратить слишком много энергии на контроль, а сеть будет состоять из множества пиццерий. При этом ревизия — важнейший процесс, на котором основана достоверность всего Учета.
Мы начали разработку блока Учет именно с процесса ревизии. Мы поставили перед собой задачу сделать сам процесс более эффективным и менее зависимым от человеческого фактора. Как? Очень просто. Мы разложили весь процесс по полочкам, выявили места, где совершаются ошибки, а дальше стали изобретать и искать решения, которые бы решили выявленные проблемы. Наш инженер-изобретатель делает сам лично ревизию, чтобы максимально погрузиться в каждую деталь. В распоряжении аналитика — креативный мозг, доскональное знание бизнеса и новые возможности — мобильные устройства, Интернет, гибкие веб-интерфейсы. Он изобретает новый подход к ревизии и создает “юзабильный” интерфейс. В этом и есть вся суть “Додо Пиццы” и Dodo IS. Мы не просто делаем софт и отдельно занимаемся фастфуд-бизнесом. Мы совмещаем компетенции, изобретаем, используя новые возможности и создаем идеальное решение для конкретного бизнеса. Что нам это дает? Мы сможем не просто создать сверхэффективную пиццерию, но и тиражировать эту модель.
Как будет работать ревизия в Dodo IS, смотрите в этом “живом” видео. Мы только запустили в тестовом режиме этот блок в сыктывкарских пиццериях. В интерфейсах на видео кое-где “едет” верстка. Но я поспешил снять этот ролик, так как послезавтра в Москве встречаюсь с двумя инвестиционными фондами, которым необходимо понятно объяснить, что мы создаем.
Персонал | Графики
Команда Dodo IS в данный момент состоит из четырех проектных групп, каждый из которых работает в определенном направлении:
О важнейшем блоке Dodo IS “Персонал” я подробно рассказывал здесь. В этом видео вы можете посмотреть, что мы запустили в тестовую работу в Сыктывкаре на это прошлой неделе.
К сожалению, на видео интерфейсы видно не очень хорошо, поэтому прикладываю “скринтпринты” из рабочей версии системы. А здесь можно почитать реальную инструкцию для сотрудников пиццерии о том, как работать в Личном кабинете, заполнять Карту возможностей и смотреть свой График.
Продолжение следует. Per aspera ad astra ;)
Интерфейс Менеджера офиса
Интерфейс Сотрудника пиццерии
До встречи завтра в Ульяновске.
Больше о Dodo IS:
Фёдор, если применять калькуляционные карты для изготавливаемых блюд. Проводить пересчет остатков ежедневно вроде как и не надо. Ведь учетная система может рассчитывать расход продуктов на основании калькуляционных (технологических) карт.
:) видно, что вы в общепите не работали)
А вот и не угадали. Работал и с iiko и rkeeper.
Понятно, что ревизии нужны, но делать их каждый день, да еще и на кухне, при хорошей учётной системе, это трата времени.
Рустам, работали с iiko и rkeeper и не понимаете базовых вещей. Ревизии — это фиксация фактических остатков. Калькуляционные карты — это идеальный рецепт продукта, по которому должны готовить продукты (у нас они тоже есть, куда без них). Но… кто в общепите знает, сколько реально ингредиентов потеряли, уронили, съели, унесли в процессе производства? Кто-то не доложил, кто-то переложил, особенно при скорости производства фастфуда. Реальный расход могут показать только данные ревизий. Расход ингредиентов учетный (по калькуляционным картам) показывает сколько должны в идеале израсходовать ингредиентов, ревизии показывают фактический расход. Сравнение фактического расхода и учетного (по калькуляционным картам) выявляет размер потерь (несоответствие реальности и идеала). То, что где-то ревизии проводятся редко или вообще не проводятся не говорит, что в них не нуждаются, просто там ассортимент ингредиентов настолько широкий, что процесс ревизии может быть очень сложным, долгим, и как я написал в заметке не дает объективного результата, поэтому от него отказываются. У нас матрица ингредиентов относительно небольшая, поэтому мы проводим ревизии каждый день, чтобы очень четко отслеживать эффективность, размер потерь у разных смен и так далее. Мы здесь Америку не открываем. Точно так же ежедневные ревизии проводятся во всех фастфудах — в Макдоналдсе, Папа Джонс, Доминос.
Еще сравнивать нас с рестораном нельзя. У нас не ресторанный бизнес)
Если я правильно помню, то в том же Макдоналдсе, ревизии отличаются друг от друга.
Есть ночная ревизия (где учитываются основные продукты, упаковки и пр.), есть утренняя, где проверяются основные ингредиенты и ежемесячная, где считается все вплоть до тряпочек.
Ну, у нас примерно также. Каждый месяц все считаем. Каждый день — ингредиенты по зонам. Схема ревизии может отличать в зависимости от размера пиццерии.
Ревизия, пересортица, недостача, излишки, взаимозаменяемость и т.д. мне очень знакомо, поэтому не соглашусь, что не знаю базовых вещей :-)
Из комментария я понял, что ассортимент ингредиентов у Вас не большой, что позволяет проводить ревизию очень быстро, особенно используя вашу учетную систему.
Поэтому вопрос о необходимости ежедневной ревизии закрыт :-)
Кстати, даже при большой товарной матрице ревизия (инвентаризация) обязательно делается. Только там уже используется другой подход — ABC анализ, периодическая сверка только определенных позиций (чтобы не блокировать производство) в один из дней, а других в другие дни и т.п.
Добрый вечер. Фёдор, а как быть если выяснилось что возникли расхождения, т.е. ингредиентов за прошедшую смену было израсходовано меньше или больше? Фактически за месяц разница может быть достаточно существенной.
Нужно подумать, как приспособить коптеры к ревизиям!
Столько мелочей оказывается. Надо очень любить пиццу (или учет), чтобы это все считать. Интерфейс абсолютно неэмоциональный. Хоть бы фотки бутылок (фотки стеллажей) добавить ))) Или додо… А то все зоны на экране одинаковые…
Иван, зачем эмоции в рабочем интерфейсе? Он должен решать задачу и быть удобным. Фотки бутылок — это нагрузка на сервер и сеть и кто-то их должен грузить, а если соус поменялся. Все, что сейчас есть мы будем шлифовать и улучшать на практике, это первые версии. Кайдзен.
Эмоции позволяют отличать одно от другого. Ну не эмоции, но какие-то значки разные хоть… Вам же самому казалось удачным, когда в макдональдсе все друг друга эмоционально подбадривали ))
Федор, а не планируешь в будущем ставить роботов на производство пиццы? Думаю, были бы в тему вместе с коптерами. И проблема с текучкой персонала бы решилась. Роботы раскатали тесто, положили начинку, поставили печься, потом разрезали, упаковали, подлетает коптер, забирает и отвозит клиенту.
Ага, и клиент тоже робот… Съедает тупо пиццу, ставит галочку в своей программе…
Иван, клиент тоже может быть роботом, только личным, принадлежащим хозяину. И заказывает пиццу для него. Будущее!=)
А можно интересно в каждую емкость для ингредиентов вмонтировать датчик веса, с возможностью обмена с базой данных? Тогда бы в любой момент времени можно было отследить расход и остаток продуктов. Это конечно дорого, зато вложившись однажды может в будущем иметь постоянную экономию и более точный учет.
Как думаете это реально?
Федор, скажите пожалуйста, Dodo IS висит на облаке или собственных серверах?
Федор, можно побольше технической информации о Dodo IS.
На чем построена, какая БД используется, веб сервер.
Вы писали что был аудит системы, интересно чем он завершился.
Федор, почините уже СМС’ки на своём сайте, как месяц назад не работали, так и по сей день не приходят. Чем-то не тем ваши программисты занимаются!
hiend, DodoIS не может контролировать всю цепочку доставки сообщения клиенту. Если бы проблемf былf на нашей стороне, ее бы уже устранили. На данный момент ведутся работы, которые позволят уменьшить вероятность сбоя при отправке смс клиентам.
Я думаю статус SMS система в состоянии отслеживать, и при необходимости заново отправить сообщение
За SaaS решениями будущее, по крайней мере в России еще не паханное поле для них. Со временем при определенной упертости и планомерности они себя показывают лучше,чем коробочные решения.
Очень интересен оказался подход к использованию такой системы в общепите. Да и в целом нравятся идеи, которые вы закладываете в своё дело и на которых организуются все процессы. Нравятся наверно потому, что у меня схожее отношение к ведению дела, хотя я занимаюсь разработкой ( делаем saas-систему для интернет-магазинов — грешны =) ) но хорошие принципы от вида деятельности не зависят. Приходите в Новосибирск, не откажусь попробовать новую хорошую пиццу =)
Фёдору…
Прочитал почти весь блог… Честно, очень впечатлил прогресс “Додо пиццы”. Это немного напоминает фото девушек “до” и “после” приёма средств от похудения, когда из клухи получается принцесса. Ну или превращение из гадкого утёнка в лебедя. Единственное — в блоге много грамматических ошибок, что несколько смазывает весь положительный образ.
Чем дальше, тем больше пиццерия превращается в IT — компанию…))) Главное — не увлечься, а то при существующем количестве IT стартапов нас скоро ожидает кризис “доткомов”…
Федор, не обсуждая важности и реальной необходимости ежедневной ревизии, эффективность данного участка бизнес-процесса, вопрос: что Вы в повседневной деятельности ежедневно дальше делаете с результатом этой ревизии — просто изо дня в день расписываете на смену недостачу и наказываете за излишки? или просто агрегируете данные и потом “кнут” уже по итогам месяца? или что ? какой процент суммы недостачи и процент суммы излишком Вы смогли достичь, при этом если можно в динамике значение данного показателя- сколько сейчас/сколько было/какой целевой показатель? (заранее извиняюсь если вдруг есть ответы на эти вопросы в видео — пишу с телефона, почему-то не подхатывает просмотр видео)