Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Мысли понедельника 30.07.2012

Бизнес в России: страшно, аж жуть — или просто паранойя?

Только когда открываешь свое дело, начинаешь понимать, что в России все всего боятся. И больше всех всего боятся предприниматели: мало кто может сравниться по количеству фобий с российским коммерсантом.

Пять лет назад я начал вести блог о своем бизнесе. И с самого начала это считалось в лучшем случае чудачеством. В худшем люди крутили пальцем у виска, когда узнавали, что я пишу там свою выручку и прибыль.

Кто-то боялся бандитов, – таким людям казалось, что нельзя публиковать в интернете цифры, – бандиты интернет почитают и наедут. Кто-то боялся конкурентов. Поэтому меня предостерегали от того, чтобы рассказывать в блоге о своих планах и делиться какими-то ноу-хау. Кто-то просто боялся неудач. Ведь так неприятно потом признавать поражения, и мне не стоило, по мнению собеседников, объявлять о своих планах.

Несмотря на это, я выручку публиковал, о ноу-хау рассказывал, о планах объявлял. И в моем случае все опасности оказались по большей части воображаемыми.

За пять лет я столкнулся с «бандитами» только один раз, да и то в несколько комической вариации. В наш книжный магазин в Воркуте пришли люди и, ни слова не говоря, нарисовали на бумажке крышу. Они ретировались, узнав о нашем охранном агентстве.

Конкуренты? В наших краях так и не появился сильный соперник, который научился бы вести бизнес по моему блогу. Более того, сейчас мы берем на работу в пиццерию стажеров из других городов, которые хотят открыть свою пиццерию. Фактически – обучаем будущих конкурентов.

Почему? Я убежден, что хороший бизнес – это система, построить такую – тяжелая работа, и ее нельзя скопировать, прочитав статью в интернете и даже поработав несколько дней в компании. При этом я надеюсь, что в будущем «стажеры» станут партнерами нашей программы франчайзинга (которая, к слову, только запускается).

О фрачайзинге я мечтал несколько лет назад, когда еще развивал не доставку пиццы, а книжную сеть. Писал о планах завоевания России, но они так и не были реализованы… Я вышел из бизнеса, развитие компании остановилось. Пострадала ли моя репутация? Не знаю.

Что-то мне удалось, многое не получилось. Но я уверен, что честность, открытость и искренность в блоге в результате принесли мне огромную пользу. Я привлек внимание к своим проектам, благодаря чему находил покупателей, менеджеров, подрядчиков и даже партнеров.

За эти пять лет я сделал наблюдение: что бы я ни придумывал, люди как правило принимали идеи в штыки, потому что чего-то боялись. Такое ощущение, что у нас в России все считают, что кругом враги. Никто никому не верит. Все ждут от других людей подвоха, второго дна, камня за пазухой. Поразительно при этом, что реальный опыт часто не имеет к этим фобиям никакого отношения.

Например, все боятся чиновников, проверок, бюрократии. Конечно, все зависит от региона, размера бизнеса и сферы, в которой вы работаете. Но лично я за пять лет розничного бизнеса не заплатил ни одной взятки. Более того, не было даже случая, чтобы мне намекали, что ее надо дать.

Предприниматели при этом в России боятся даже своих сотрудников и покупателей, как это ни странно прозвучит. Вот мы ввели принцип «доставим за 60 минут или бесплатно»: если мы опоздали, клиент получает заказ даром. Похожий принцип есть у мировой сети доставки пиццы Domino’s, то есть это не новость в нашем бизнесе. Но когда я его вводил, мне все говорили, что сотрудники и клиенты объединятся и будут нас как-то обманывать.

На деле мы отдаем бесплатно несколько пицц в неделю – ничтожную долю процента. Я считаю, это небольшая плата за настоящую славу, которую принесло нам правило 60-ти минут. Ведь каждый, кто получает пиццу бесплатно, рассказывает об этом всем своим знакомым. Многие клиенты искренне переживают за нас и радуются, когда курьер влетает на 59 минуте: «Успели, молодцы»!

Если у клиента день рождения, мы дарим подарок. Но не проверяем паспорт! Все построено на доверии. Когда я рассказал об этом знакомым предпринимателям, у них был шок. Они снова говорили, что люди будут нас обманывать.

Может быть, кто-то и правда обманывает. Но мы можем следить за ними по базе и потери от их жульничества в разы меньше, чем преимущества, которые мы получаем, установив доверительные отношения с честными покупателями. Верить людям хорошо, потому что это выгодно. Согласитесь, если мы поверим вам слово, есть большая вероятность, что вы станете сверхлояльным клиентом нашей компании.

Безусловно, в России много проблем с коррупцией, бюрократией, криминалом и мошенниками – страхи не берутся из ниоткуда. Но, чтобы развиваться, предпринимателю нужна реальная оценка рисков, а страх не должен превращаться в фобию. Особенно если эта фобия мешает создавать классный сервис, придумывать что-то новое или вообще заниматься своим бизнесом.

Вот этого действительно стоит бояться. До паранойи.