Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Финансовые итоги октября 01.11.2011

Капитал

Примерно через года «Додо Пицца» будет привлекать частные инвестиции для дальнейшего развития. Мы планируем выставить на продажу 10% компании. 

Каждая золушка мечтает стать принцессой. Когда я создавал «Додо Пиццу», я сразу думал о будущем развитии. Тогда я только примерно представлял направление движения, понимая, что конкретная стратегия и тактика могут быть выбраны со временем в зависимости от реальных обстоятельств. Каждый день мы занимаемся текущими делами, работаем над деталями, но при этом нельзя забывать о стратегии и целях — куда мы идем и как мы будем развиваться дальше? У меня было два главных вопроса —франчайзингиинвестиции. На каком этапе стоит начинатьфранчайзинг? Когда и в какой форме искать капитал для развития? Сегодня я расскажу о том, какими будут ответы. 

Логика будет не понятна без небольшой предыстории. Изначально у меня не было достаточносвободныхденег для открытия пиццерии. Когда в конце 2010 года я вернулся из Санкт-Петербурга с идеей запуска «Додо Пиццы», у меня было всего около 400 тыс.свободныхсредств. Но при этом я был совладельцем действующего прибыльного бизнеса, журнала «Телесемь Коми». У меня было два рабочих варианта привлечения капитала — банковский кредит и продажа своей доли в журнале. Однако все сложилось по-другому. 

В начале года мне предложил инвестиции в пиццерию частный инвестор Алексей Ванеев. У Алексея был успешный софтерный бизнес и свободные средства. Алексей неоднократно кредитовал меня и ООО «Бук-Трейд» (книготорговую компанию), когда я занимался розничной торговлей. Как раз под Новый год я закрыл Алексею последний кредит, связанный с прошлым бизнесом. В тот момент я не был готов к партнерству во всем задуманном проекте, поэтому я предложил Алексею инвестиции в конкретный операционный бизнес — пиццерию в Сыктывкаре. У меня было много идей, я делал на этот бизнес большие ставки, при этом я был готов к долгому пути, именно поэтому не хотел привлекать партнеров в основной проект на начальном этапе, ведь это подразумевало достаточно серьезную долю для инвестора. Я оценивал перспективы проекта выше, чем это мог оценить тогда инвестор, ведь все еще было только в моей голове.

Что я предложил Алексею? Франчайзинг с самого начала. Мы разделяем проект локальной пиццерии и бизнес-системы «Додо Пицца». Пиццерию в Сыктывкаре открывается в партнерстве — 25 на 75. Я вкладываю 25% живых денег, 75% — Алексей. Инвестиции будут в виде займов на равноправных условиях. Но этот проект будет управляться моей компанией.Операционная компаниядолжна будет выплачивать 5% от выручкиуправляющей компании, при этом она сама не будет иметь управляющего штата. Бренд, стандарты, рецепты, маркетинговые решения, которые будут разработаны в процессе работы, будут принадлежатьуправляющей компании. Что получала при этом операционная пиццерия? Мои знания, идеи, бренд, рекламу, управление и мотивацию.Операционная компания, инвесторами которой выступали одновременно и я, и Алексей, вкладывалась только в оборудование и помещение. Все остальные инвестиции я брал на себя. Такая схема давала мне мотивацию развивать основной проект, развивая тем самым и операционную пиццерию. Я рассматривал эту сделку как win-win. Я вкладывал в совместный локальный проект с Алексеем все свои свободные средства. Все это с моей точки зрения дополнительно защищало инвестиции моего партнера. 

Алексей предлагал мне помощь в разработке информационной системы и участие в управляющей компании, но я отказался по причинам описанным выше. В итоге Алексей принял мое предложение и мы стартовали. 

23 апреля 2011 года заработала первая пиццерия «Додо Пицца». Уже весной я начал искать разработчиков для задуманной информационной системы. В мае мы договорились с Александром и Дмитрием, а в июне приступили к работе. Я планировал продать свою долю в журнале «Телесемь Коми», а полученный капитал пустить на развитие управляющей компании «Додо Пицца» и в первую очередь информационной системы. 

Но в июне произошло неожиданное для меня событие. Алексей, партнер по пиццерии, принял решение выйти из проекта. Это стало для меня большим сюрпризом. Тогда я, конечно, не знал, как будет развиваться бизнес, но катастрофы в любом случае не должно было случиться. Дело в том, что мы изначально проговорили и подписали «зеркальные» договора займа, по которым кредитор может потребовать от Общества возврата не более 10% от общей суммы займа в месяц вместе с процентами. Тогда я не знал сможет ли пиццерия самостоятельно вернуть за 10 месяцев 1 млн. 110 тыс. вместе процентами (ставка рефинансирования), поэтому я форсировал продажу 50% «Телесемь Коми». Алексей продал мне по номиналу свою долю в пиццерии и я стал 100% собственником операционного проекта. С точкой зрения Алексея можно ознакомиться здесь, а мое видение — здесь.

К этому моменту мы уже начали создание информационной системы — необходимо было продолжать вкладывать деньги. В тоже время я не мог предполагать, как будет расти выручка «Додо Пицца» (в мае выручка была 359 тыс. рублей). Сможем ли мы одновременно обслуживать дешевый, но очень короткий кредит и одновременно инвестировать в будущее? Удастся ли вовремя продать долю в «Телесемь Коми»? Но благодаря командной работе все удалось. Доля в «Телесемь» была успешно продана, а выручка и операционная прибыль пиццерии выросли июне и августе.

Сегодня у нас одна компания. Чистой прибыли пиццерии хватает для возврата займа Алексею, а также инвестиций в разработку информационной системы. На данный момент мы выплачиваем по кредиту около 120 тыс. рублей. К началу мая заем будет полностью возвращен и у нас появятся дополнительные ресурсы для развития. Также мы не исключаем привлечения небольшого банковского кредита для поддержки инвестиций в систему и сайт. 

Я изначально рассматривал пиццерию в Сыктывкаре как полигон для создания сетевого проекта. Я изначально планировал на определенном этапе привлекать частные инвестиции и развиваться с помощью франчайзинга. Итак, какой план развития мы приняли сегодня? *План развития «Додо Пицца»*На первом этапе нашего развития мы не будем думать о франчайзинге. Приоритетом будет строительство своей компании и своей розничной сети. Сначала мы доделаем проект в Сыктывкаре. Наша задача — к лету / осени 2012 года создать сильную бизнес-систему, где будут проработаны все основные детали. 

Пока мы не запустим основные блоки информационной системы, пока не пропишем все бизнес-процессы и не разработаем стандарты, пока мы не будем уверены в превосходстве наших продуктов, в стабильном сервисе и качестве, и главное — пока мы не соберем сильную розничную команду, мы не будем развиваться дальше Сыктывкара. Мы не пойдем дальше, пока не будем уверены в надежности нашего бизнеса и организации. 

Когда же мы будем уверены в своих силах, мы начнем привлекать капитал для постепенного масштабирования бизнеса. Скорее всего вторую пиццерию мы откроем на собственные и, возможно, кредитные банковские ресурсы. Вторая пиццерия будет другая, при ее создании мы учтем опыт нашей работы, наши изобретения и ошибки. Но это будет еще не сетевой проект. Это будет еще один тест наших идей. Это будет небольшая пиццерия с залом, но при этом ориентированная на доставку. 

И только после этого мы начнем активно привлекать средства частных инвесторов. Цель второго этапа — за 2–3 года создать небольшую сеть и накопить потенциал для дальнейшего развития и рывка в высшую лигу. 

Примерно через год мы выставим на продажу 10% нашей компании. ООО «Пицца Венчур», именно так сейчас называется юридическое лицо, которому принадлежит бизнес, будет преобразовано в закрытое акционерное общество «Додо Пицца». Сегодня у нас нет разделения на операционную и управляющую компанию. У нас одна компания. Уже сейчас мы ведем консультации с юридической фирмой по процедуре перехода из ООО в ЗАО, а также организации подписки на акции компании.

Мы планируем провести открытую подписку на 10% акций ЗАО «Додо Пицца». Любой желающий сможет сделать инвестиции в наш проект. В зависимости от размера вложений будут распределены акции между инвесторами в рамках 10%. Мы определим минимальный порог инвестирования, а также минимальную стоимость акции. Таким образом наша компания и ее перспективы будут оценены свободным рынком. На собранные средства будет осуществлено развитие розничной сети «Додо Пицца». Цель данного этапа — создание региональной сети примерно из 10 пиццерий в густонаселенной части России (не Республика Коми :). 

К моменту привлечения инвестиций мы должны создать сильный эффективный и прибыльный бизнес. Сегодня мы создаем собственную информационную систему. Сегодня это всего лишь проект, но с каждым месяцем он все ближе к реальности. Мы не будем говорить инвесторам: *посмотрите, как красиво все у нас будет.*Мы будем привлекать инвестиции только, когда сможем сказать: *посмотрите, у нас уже все работает — мы готовы масштабировать этот опыт.*И только после создания небольшой сети, после шлифовки нашего формата опытом, конкуренцией и различными рынками, мы начнем развивать франчайзинговый проект. И параллельно будем форсировать развитие собственной компании. Это будет уже второе привлечение частных инвестицией. Но об этом мы поговорим через 3 года :) Это будет уже новый шаг. 

Этой заметкой я фактически объявляю начало работы по поиску и привлечению частных инвестиций в проект «Додо Пицца». Открытая подписка на наши акции произойдет не ранее, чем через год, но уже сейчас я начинаю принимать контакты от потенциальных инвесторов. Если вам интересно наше развитие, отправьте наfedor@sila-uma.ruваши контакты, и когда придет время, вы получите наше предложение. 

В начале следующей недели я опубликую план развития «Додо Пицца» и наше видение рынка. Чем мы будем отличаться и какие пиццерии мы будем открывать? Фактически это будет наш первый инвестиционный меморандум. Оставайтесь на линии.О нашей информационной системе:Зачем мы ее делаем? Первый запуск Пиццерия как завод