Лондон
В мае по приглашению Евгения Чичваркина я побывал в Лондоне. Никакой деловой цели у этой поездки не было. После прочтения книги Евгений позвонил мне и предложил провести небольшую экскурсию по лондонскому ритейлу. Я с радостью принял приглашение. Евгений оказался искренним и открытым человеком. Общаться с ним было легко и весело. Эта короткое путешествие дало мне огромный заряд энергии и мотивации. Два дня гулял по Лондону, жадно впитывал новую информацию, фиксируя все на камеру моего iPhone. Конечно же, меня очень сильно интересовал лондонский массовый общепит. В этой заметке я расскажу о том, что мне показалось интересным, необычным и новым — о том, что я не видел в России. А в следующие раз будет заметка про лондонский ритейл и рекомендации Евгения о том, чем сегодня стоит торговать.
Я был только в центре Лондона. Обошел пешком Oxford Street, Soho и Bloomsbury, поэтому мои наблюдения касаются только этих районов британской столицы. Я люблю просто гулять, дышать городом, поглощать детали и тренды. А Лондон — прекрасное место для насыщения новыми идеями.Лондонский фаст-фудИнтернациональные фаст-фуд сети очень скромно представлены в деловом центре Лондона. За все время прогулки я встретил всего два ресторанаMcDonalds, в котором были в основном туристы и азиаты. Сами рестораны были очень маленькие — люди разве, что у друг друга на головах не сидели. Возможно, это связано не только с дефицитом площадей и очень высокими арендными ставками в центре, но и с подходом британцев к выбору арендаторов. Евгений Чичваркин рассказал, что для владельцев зданий в центре важна не столько цена, сколько доброе имя и солидность арендатора.
В одном из ресторанов McDonalds обнаружил русскоговорящих бродяг, который даже догнал на улице, чтобы узнать как они оказались в Британии. Они так и не удовлетворили мое любопытство.
Помимо McDonalds я встретил один совершенно пустой фуд-корт в торговом центре на Oxford Street. Фуд-Корт был настолько пустой, что я как-будто очутился в каком-нибудь районном ТЦ в Ясенево рано утром в будни. Из известных сетей на фуд-корте работалиSubway,Pizza HutиBurger King, по-видимому, в жесткий минус.Здоровый фаст-фуд для менеджеровСамая популярнаясетеваяконцепция в деловом центре Лондона — это английский «здоровый фаст-фуд», основным продуктом которого является готовый холодный сэндвич. Я встретил две крупные сети, работающие в данном формате —Pret-a-mangerиEAT. В отличии транснациональных сетей эти заведения имеют лучшие места и огромные площади. Встречаются на каждом углу в деловом районе, а внутри — всегда шумная толпа энергичных менеджеров в элегантных костюмах.
Что представляет из себя этот формат? Это симбиоз магазина самообслуживания готовой здоровой еды и кофейни. Напротив входа находится кассовая зона, где готовят кофе и продаются десерты. По краям помещения расположены открытые стеллажи, где каждый может выбрать свежие сэндвичи, рапы, салаты, суши, натуральные йогурты. Все в удобной индивидуальной упаковке. Весь ассортимент подчеркнуто свежий и натуральный.
Вот кассовая зона. Витрины-разделители формируют очереди за кофе. На полочках — печенье и прочие сладости в индивидуальной упаковке для импульсных покупок. Рядом с кассой — яблоки и бананы, которые продаются поштучно.
Этот формат — настоящая смесь ритейла и общественного питания как с точки зрения системы бизнеса, так и с точки зрения мерчандайзинга. На кассах не только оплачивают выбранные в зале самообслуживания продукты, но и готовят кофе.
Менеджеры стоят в очереди за кофе. Английский ответ**Starbucks.**Это уже сеть EAT — конкурент Pret-a-Manger. Как видно, планировка у них совершенно одинаковая. Как и ассортимент.
)
Два конкурента часто стоят «дверь в дверь».
Рядом со здоровым фаст-фудом — «здоровый» электрокар.
Работают в здоровом фаст-фуде так же как и везде в сфере обслуживания Лондона в основном выходцы из бывших британских колоний. Кассир очень улыбался, когда узнал, что из России.
Йогурты и холодные сэндивичи в коробочках.
Вода и суши.
Фруктовые салаты.
Горячие рапы — практически наши додстеры :)
Печеньки на кассе.
Свежая выпечка.
Круассаны.
Это я купил сэндвич в Preta-a-manger. Очень вкусно, легко и действительно все свежее.
Стикер на коробке: «Сделано сегодня — продано сегодня» (ни один сэндвич не оставляется живым на ночь! :) Свежесть — ключевой принцип данной концепции.
В России в подобном формате работает сеть «Prime Star» Аркадия Новикова, но не пользуется такой популярностью как в деловом центре Лондона.
Конкуренцию магазинам-кофейням составляет обычный продуктовый ритейл. Несколько огромных витрин в маленьком супермаркетеTesco expressсоставляют готовые сэндивичи и остальной здоровый перекус.
Огромный выбор готовых сэндвичей на любой вкус. Заметно дешевле, чем в кофейнях.
Салаты.
Фруктовые салаты.
Рапы и сэндивичи.
Вот так продаются пончики. Судя по витрине, пользуются большой популярностью. Обратите внимание на приспособления внизу витрины.
Очень аскетичный интерьер. Завтракают два лондонских денди.
Меню. Ламинированный лист А4 с табличками, сделанными в текстовом редакторе. Все говорит о том, что главное здесь — простая и свежая еда, а не полиграфия.
Это заведение мне чем-то напомнило кафе, где молодой Майкл Корлеоне застрелил продажного полицейского в первом «Крестном отце».
Незамысловатые приборы. Никаких излишеств.
Мне принесли огромную чашку каппучино.
За барной стойкой делают сэндвичи два пожилых мужчины. Один из них, как оказалось, владелец кафе.
Салаты. Мясо. Свежие ингредиенты для сбора сэндвичей.
Свежий хлеб и фото хозяина с Робертом Де Ниро.
Линия для сборки сэндвичей напоминает стол для изготовления суши.
А вот из чего делают настоящие английские и континентальные сэндвичи.
Салаты. Простые тарелки. Аскетизм)
А вот и мне принесли сэндвич. Все просто как 2х2.
Тарелка с зеленой каемочкой.
В завершение — кадры кафе и кофеен Лондона.Чайна-таун. Открытая кухня — обязательное условие. Кулинария как настоящее шоу.
Лапша — Noodle bars
Сэндвичи, кофе и газета
Кофе и город
В Лондоне нет бесплатного WiFi. Это не шутка. Зато там есть интернет-кафе, которые в Сыктывкаре закрылись в 20 веке.
Вкусные уличные (!) витрины или как надо привлекать покупателей.