В 8.45 я уже был на крыльце «американской» пиццерии. В дверях меня встретил сонный менеджер. Я представился. Сказал, что меня вчера приняли на работу. Менеджер повел меня в маленькую комнатку персонала и выдал грязную форму — заношенную фирменную кепку Papa Jonhs и рубашку поло, которую носило, по-видимому, несколько поколений пиццамейкеров. Еще по стандарту мне нужно было приобрести светлые брюки. Но пока я не прошел испытательный срок, мне разрешалось ходить в любимых бело-синих джинсах.
На стене висел инструкция о том, как правильно носить форму. Сразу я не рассмотрел, что поло надо было заправлять в брюки, за что в скором времени получил большой втык от менеджера, так как был не по стандарту. Пока я облачался в пиццамейкера подошел Михаил, парень лет 20, опытный работник пиццерии. Миша должен был стать моим первым учителем.
День в пиццерии начинался с расстановки инвентаря и учета остатков. Мы должны были разнести из мойки в нужные места посуду, гастроемкости, ножи и лопаты для пиццы и прочую утварь. В отличие от «Макдоналдса» в пиццерии персонала работает не так много, и все работники – универсальные «солдаты». Они не только работают с тестом, начиняют и выпекают пиццы, но и готовят ингредиенты, ведут учет остатков, моют и убирают свои рабочие места.
Далее мы должны были взвесить остатки продуктов. И мы направились в «преп», так назывался холодный цех, где готовились начинки для пиццы, салатов и пасты. Вообще в языке работников было много американизмов, привнесенных с родины «Папа Джонс». Например, слово «преп» происходило от английского prepare, то есть «подготавливать». А еще был «мейклайн» (makeline) — линия, где начинялась пицца. «Катэбл» (cut table) — стол, где разрезалась готовая пицца. Когда пицца выезжала из печки, пиццамейкерам по стандартам требовалось кричать: «Хот пай» (горячий пирог), что означало «Осторожно! Горячо! Можно обжечься». Многие работники не понимали происхождение слов и говорили «Катбл» вместо «Кат тейбл». А еще я слышал анекдот, о том, что одна девушка, въедливый менеджер, жестко насаждавшая стандарты, кричит «Хот пай» в момент наивысшего наслаждения в сексе.
Мы выкатили из большой холодильной камеры неиспользованные со вчерашнего дня продукты. Раньше я никогда не заходил в «холодильник» ногами. На следующий день я уже постоянно бегал в этот холодильник, так как работники пиццерии очень не любили это делать, это как раз была работа «молодого» стажера. А в холодильнике было не жарко (+4 по Цельсию). Однажды я зашел в холодильник и случайно закрыл за собой дверь. На несколько секунд у меня случилась паника, так как я не мог открыть дверь изнутри.
Миша взвешивал остатки продуктов и записывал данные в специальную ведомость. Первый день Миша много болтал со мной – рассказывал о себе и расспрашивал меня. На следующий день Миша стал подчеркнуто суровым, строгим и очень важным, так как, видимо, решил, что нельзя распускать новичка, а то чего доброго начнет общаться на короткой ноге и сломает субординацию. Я был не против.
Миша учился на пожарного и работал в пиццерии уже 2 года. Он получал 100 рублей в час и постоянно говорил, что его, наверное, уволят, так как слишком большая у него ставка. В месяц у Миши выходило по его словам более 20–25 тысяч рублей, но и работал он с 9 утра до 12 ночи. Я же был жалким стажером со ставкой 56 рублей (исправлено: 60 рублей) в час минус налоги. Мне светило только 14–15 тыс. рублей.
Я проявлял нездоровое рвение и любопытство. Все спрашивал и пытался запомнить. Мише это явно казалось ненормальным. Кто-кто, а Миша явно подозревал, что я какой-то шпион.
Я жадно поглощал информацию вокруг и фотографировал все глазами. Каждый вечер, приходя домой, открывал свой черный блокнот, и записывал итоги дня – рисовал расстановку оборудования, рецепты, производителей ингредиентов и все, что видел или слышал за день. Я с радостью шел на любую работу, особенно новую, будь то резка лука на американском слайсере, филигранная нарезка шампиньонов или «менеджмент» теста. Я выучил книгу по стандартам «Папа Джонс». Самое главное, я хотел научиться работать с тестом. Это настоящее искусство. Я смотрел на Мишу и других ловких пиццамейкеров, которые за минуту превращали круглые заготовки из теста в пиццу с красивыми ровными бортами. Мне казалось, что это какая-то магия, которой я никогда не смогу научиться. Но как оказалось, нужны были только желание, опыт и никакой магии.
В первый же день у меня случился культурный шок, от которого я долго не мог оправиться. Миша, несмотря на сложный характер, был хорошим учителем. Мой курс он начал с главного. С гигиены. Он подробно и с примерами показал, как и когда надо мыть руки, смазывать их специальной жидкостью – санитайзером. Про санитайзер ходила такая шутка. Запах этой жидкости напоминает спирт. Так вот, бывалые пиццамейкеры советовали с похмелья обильно поливать руки санитайзером, чтобы заглушить запах алкоголя. Я решил для себя, чтобы буду честно соблюдать все стандарты. Меня вообще очень сильно интересуют технологии исполнения стандартов (законов, правил) в нашей культуре. Мне было важно понять, что на себе испытать все стандарты – можно ли вообще их соблюдать на 100%.
Стандарты вообще – это святое в индустрии быстрого питания. И в «Папа Джонс» также.
В первый же день я полноценно работал на «препе», то есть чистил и резал овощи, подготавливал мясные ингредиенты. Я все ждал, что меня остановят и спросят про мою медцинскую книжку, ну хотя бы посмотрят на мои руки – может на них лишай и проказа? Но никто не спросил. Никто не посмотрел на мои руки. Ни в первый день, ни во все последующие. Но я был только рад – ведь я мог работать и не терять время просто так! И ведь, в конечном счете, у меня не было ни лишая, ни проказы.
После того, как я почистил овощи, нужно было сварить спагетти для пасты. Спагетти в ресторанах варятся в специальных устройствах «макароноварках», а не в кастрюлях. Когда спагетти были сварены, их нужно было промыть. Тут в «преп» зашел пиццамейкер (назовем его вымышленным именем Вася), еще один мой наставник, он уверенным движением засунул руку в макароны. Он шерудил в макаронах обеими руками — туда-сюда, туда-сюда. Нет, не специальным половником — руками! Но он даже забыл помыть руки. Более того, я четко видел, что Вася только что вышел из туалета, который был напротив. Мне стало дурно, но я сделал вид, что ничего не заметил. Моя неподготовленная к общепиту душа была еще слишком ранимой.
Но это были мелочи, это было только начало. Через несколько минут у нас упал на пол огурец, предназначенный для салата. Он упал и закатился под стол. Я застыл в ожидании действий. Вася спокойно поднял огурец, подул на него, стряхнул пыль и положил на место. Тут я не выдержал: «Может списать его?». Вася посмотрел на меня как на идиота и ответил: «Нормально, съедят!».
Вечером на станции Академическая я зашел в ресторанный дворик напротив метро. Постоял напротив точки с мексиканской кухней, подумал и пошел домой. Шел и думал – если там не контролируют, что происходит в обычных забегаловках (я проходил павильон с шаурмой)? И это было только начала близкого знакомства с общественным питанием.
Продолжение следует…
Данная заметка — это часть истории о моем погружении в общественное питание. В ноябре-декабре 2010 года я работал в нескольких ресторанах быстрого обслуживания в Санкт-Петербурге. Я хотел изучить бизнес-процессы и технологии изнутри, так как планирую заниматься общественным питанием. На данный момент я запускаю бизнес в данной сфере в г.Сыктывкар. Что из этого получится — читайте в этом блоге.
История о работе в фаст-фуде в хронологическом порядке (ноябрь-декабрь 2010):
Введение. Зачем мне все это?
Часть 1. Погружение
Часть 2. Первое собеседование
Часть 3. Если будешь хорошо работать…
Часть 4. Инициация
Читайте в следующей заметке:
— моя работа в «Папа Джонс»;
— стандарты и двойные стандарты;
— почему важна корпоративная культура?
— фаллос из теста…
А здесь мой Твиттер: twitter.com/silauma
Интересный пост, спасибо )
Кухня — это всегда так интересно!
На самом интересном месте остановились …
Пишите пишите! Заодно своими рассказами чуток подпридушите будущих конкурентов :)
Супер, Федор, а ты опять рассказываешь в прошедшем времени, т.е. я так понимаю это было несколько месяцев назад, ну т.е. когда это было?
Да, Кирилл, это было в ноябре-декабре 2010 года (сделал апдейт в заметке).
Хот пай)
А улыбка то, ехидная!
Федор, вам должно быть стыдно. Это очень неэтично по отношению к вашим работодателям вытаскивать грязное белье на потеху публике. Можно подумать, что в месте где вы работали было все так страшно. Не понимаю чего вы гордитесь? Вы прямо таки герой на словах, а посмотрим как будут у вас в заведении нормы соблюдатся.
Я думаю, что работодатели могут на вас и в суд подать за разглошение коммерческой тайны.
Стыдно должно быть работодателям, которые позволяют своим сотрудникам столь халатно относиться к санитарным нормам. Онищенко бы дать этот пост почитать!
Спасибо, Федор, у меня пропало желание посещать общепит минимум на неделю.
:)))
Нина Александровна, я думаю, что работодатели должны наоборот сказать “спасибо”, что я бесплатно провел для них операцию “тайный покупатель” (точнее “тайный пиццамейкер”). Не соблюдение правил — это глобальная проблема (в следующем посте я напишу свои мысли об этом). В общепите все это очень сильно заостряется, так как люди напрямую работают с продуктами, и контролировать их достаточно сложно (но можно!). Что касается моего будущего бизнеса… я как раз и поехал работать, чтобы посмотреть изнутри на все и понять (подумать), как сделать правильно, как сделать лучше. Мне это все очень помогло, мысли есть. Уверяю вас у меня будет чисто — буду жестко работать над этим и приглашать в гости всякие проверки!
Еще о честности к работодателям — я честно без халявы работал для них какое-то время ;)
Представляю как обосрутся сейчас в Папа джонс, ведь я направил письмо со ссылкой на пост в роспотребнадзор питера и федеральный с просьбой разобратся :) сейчас начнут медкнижки делать))))
Нина Александровна, вот уж за разглашение коммерческой тайны не подадут точно. Здесь нет коммерческой тайны, как я понимаю :) должен быть установлен режим коммерческой тайны, о чем говорится в ФЗ.
Нина Александровна, не несите чуши.
Информация о правонарушении не может быть в принципе коммерческой тайной — смотрите ФЗ “О коммерческой тайне” — смотрите п. 7 ст. 5.
Другой вопрос, что теоретически возможен иск и защите деловой репутации (см. ст. 152 ГК РФ).
Ko4evnik, думаю Папа Джонс не дурачки, чтобы иском заострять на этом внимание — тем более, что перспективы иска призрачные — у Федора как минимум нет заинтересованности в клевете. По-тихому разберутся. Это как с иском по фразе “Путин — пи***ас”, который замяли. Хотя не исключено что отсутствие требований мед.книжки — способ шантажировать персонал, что тоже довольно тухло.
Ну Федор всегда был большой скандалист. Все это большой пиар. Бизнес то надо как-то раскрутить, вот и придумывает ужастики — они людям нравятся. Такие люди мутят воду в пустом чане. Некрасиво. Так и бизнес предыдущий профукал.
В целом, согласен, если пицца подаст в суд, Федор только выиграет и распиарится :)
Нина Александровна порадовала своей неуклюжей попыткой внушить Федору чувство стыда: “Я там не работала, но можно подумать в месте где работал Федор было прям так страшно…” :)
Пока есть такие люди, как Нина Федоровна, все у нас будет как в байках системного интегратора: https://oldmann.livejournal.com/125252.html
Федор, поздравляю с заменой “Сколько будет 2x2?” на “Сколько будет 2x5?”… :)
Если я тебя поймаю, тебе пизда сука!
@Нина Александровна, с каких это пор мытьё рук в макаронах после туалета, антисанитария и отсутствие медкнижек стало коммерческой тайной?
Ого-го-го! Антон это ты чтоли руки в макароны засовывал? Тебя уволили уже?
Антон, Вы бы выбирали выражения, что ли… Управление “К” МВД по РК не дремлет.
Да, у нас отдел “К”, хотя мне его методы резко не нравятся, соплежуями не назовешь. Тамошний Огородников еще ФИДО шерстил — да и роль “плохого полицейского” играть умеет.
Да, Савва Терентьев, паска сафроноф
ну вот опять Федор пропал, а обещал чаще писать…
Предполагаю, что приснопамятный Антон всё-таки нашёл Фёдора со всеми вытекающими…
Такие истории не редкость во многих заведениях, вы просто не задумывались и не заглядывали :) И хлеб, поднятый с липкого пола, и чихающие-сопливящие над тарелками повара, и бульончик на тухлом мясе (главное специй побольше!) — надо же его куда-то девать… Вы еще в супермаркеты зайдите, там тоже много чего интересного.
Проблема и в самих людях, и в том, что ответственность, чаще всего, коллективная. То есть виноваты все понемногу, а значит никто. Не страшно и не стыдно, все же так желают.
Если система не работает с самой верхушки, то чего требовать от подчиненных :)
Ваши тексты, Фёдор,- просто “бальзам на душу”. Очень интересно. Отдельное спасибо за слог, грамматику и орфографию.