2008: no doubt
Сомнение — тихий враг бизнеса. Если решение принято — не надо смотреть назад и оглядываться по сторонам. Надо идти вперед.
В октября я понял, что обратной дороги нет. Остановить сделку и вернуть все назад было уже невозможно. Время — деньги. Я начал ремонт на нашем будущем складе. Мы начали инвестировать в помещение еще до его покупки и получения кредита. Последний мост был сожжен.
У нас сложилась интересная ситуация. Продавец и покупатель вдруг оказались в одной лодке и стали зависеть друг от друга. Если банк откажет нам в кредите или даст слишком мало денег, мы не сможем купить помещение и запустить проект. Сделка не состоится, но продавец не сможет нам вернуть предоплату. Он потратил деньги. Конечно кто-то скажет, можно выбивать деньги по суду или другими способами, но это путь в никуда.
Все понимали, что у нас есть только один выход — надо во что бы то ни стало запускать проект и делать его прибыльным.
Мы собрались втроем — я, мои партнеры и Алексей (продавец здания). Что будем делать, если банк не даст кредит? Алексей предложил принять его в состав учредителей в обмен на часть помещения. Таким образом, компания получала бы здание без привлечения банковского кредита — деньги на развитие было бы найти уже проще. Он говорил о трех учредителях с равными долями в размере 33,3%.
Но мои партнеры наотрез отказались обсуждать какой-либо вариант, где их доля составляла менее 50%. Я пытался всеми силами убедить и дать понять, что если нам сейчас не найти решение, то вообще делить будет нечего, все может рухнуть. Мои слова не были услышаны. Мне сложно найти этому уверенное объяснение.
Возможно, партнеры ждали решения банка и только в совсем безвыходной ситуации пошли бы на уменьшение своей доли. А ситуация не была безвыходной пока в компании был я, ведь мне есть, что терять.
Мы больше ни о чем не договорились, кроме как ждать решения банка. Думать обо всем этом было бессмысленно. Я уже принял решение.
Надо было заниматься множеством текущих проблем. Я знал и знаю, что нет безвыходных ситуаций. И вообще если с моей семьей, друзьями и близкими все хорошо, а я жив, все остальное — мелочи, которые можно решить. Если вам показалось по прошлой заметке, что у меня был в тот период «депрессняк» — это не так. Мне было очень интересно :)
Скучать не приходилось во всех смыслах. Я развозил на Toyota Camry учебники по сыктывкарским школам и прессу по магазинам «Ассорти». Работал на складе. Разгонял и набирал новых кладовщиков. Методично, одна за одной, погружался во все проблемы.
Почему мы справились?
Со мной были люди, на которых можно было положиться. Я знал, что если я сегодня решаю одну проблему, то на другом участке есть надежный человек, которому можно доверять и он не сломается. Мне очень помогла Наталья Одинцова, которая работает со мной с первого магазина. Я сказал ей, что надо «взять учебники» — сложный участок, в котором была куча бардака, сделанного другими людьми. Она взяла и сделала.
Кстати, завтра у Натальи — День рождения!
План действий был простой. Первое —срочноизбавится от всего, что работало на перспективу. Второе — сохранить и усилить то, что приносит прибыль сегодня.
В октябре было принято решение завершить эксперимент с прессой.
Мы вернули деньги библиотечной системе за подписку. Я попытался максимально сгладить конфликт. Договорился с профильной компанией «Урал-Пресс», чтобы они доставляли газеты в библиотеки, пока не будет найден новый официальный поставщик. Предложил в качестве моральной компенсации призы для библиотечных викторин, большие скидки на книги. Конфликт был улажен — в суд на нас не подали.
Мы отказались от контракта на поставку прессы в сеть «Ассорти». Это была фиксация убытков.
Вторым делом нам нужно было поддержать и усилить нашу книжную розницу. Именно она генерировала ресурсы. Мы планировали закрыть убыточную «Сенсацию!», оборудование отправить в Ухту, где открыть новый книжный магазин.
Тут появились новости от банка по нашему кредиту.
«Рисковики» (отдел риск-менеджмента) в Нижнем Новгороде приняли отрицательно решение. Это означало, что кредитный комитет по нашем делу пройдет не в Сыктывкаре, а в центральном филиале ВТБ24, в Москве.
Время шло — видение будущего не было.