Магазины смертны. 19 апреля мы закрыли магазин в гипермаркете “Город Мастеров”, за открытие которого бились когда-то с “Топ-Книгой”.
Было (весна 2008):
Стало (30 августа 2009):
А теперь и “Топ-Книга” в минусе, и “Город Мастеров” не может сдать наше помещение.
Мы закрыли магазин, потому что арендодатель принципиально не пошел на ни на какие уступки. Ни одного шага навстречу. Вчера я был в “Городе Мастеров”. Помещение, где находился наш книжный, до сих пор не нашло арендатора. Часть помещения используется для распродажи бракованных товаров по сниженным ценам.
Мы арендовали помещение на 2-м этаже “Города Мастеров” по 1500 рублей за квадратный метр. Это очень высокая ставка для нашего города. В начале это был самый оборотистый книжный магазин нашей сети. Но осенью 2008 года продажи в магазине стали снижаться. Падение составило до 37%. Это был самый резкий спад продаж среди всех магазинов.
Мы пытались “раскачать” магазин с помощью маркетинга, рекламных акций, ассортимента, но потока гипермаркета уже явно не хватало для генерации нашей выручки. “Город Мастеров” находился на окраине города и специально за книгами в наш магазин не ездили. Мы жили на потоке торгового центра. Когда поток упал, магазин стал убыточным.
Закрывать магазин — дополнительный убыток, ведь в магазин вложены средства, которые уже не вернуть. Я разработал антикризисный план и предложил его “Городу Мастеров”. Собственник, Иван Владимирович Дегтярев, делегировал принятие решения экспату Нихату Дурсуну, этническому турку, бывшему топ-менеджеру Рамстора. Господин Нихат выбрал бескомпромиссную позицию — ни шагу навстречу арендатору. Возможно, “Город Мастеров” не хотел прецедента. Но практика показала, что выбранная стратегия была неправильная.
У меня был целый ряд вариантов — шагов навстречу. Когда я получал отказ в большом шаге навстречу, я предлагал следующий поменьше, но получил отказы по всем пунктам. Что я предлагал (в порядке уменьшения шагов)?
1. Снизить аренду до 800 руб., потом 1000 руб.кв.метр, потом до 1200 руб.
Отказ. Посчитали какие деньги теряются за год. Ответили: гораздо выгоднее самим торговать на этом месте, чем сдавать в аренду меньше 1500 руб. за квадратный метр. Проблемы с поиском арендаторов не будет. У нас очередь.
2. Ввести в ассортимент канцтовары, открытки, пазлы, игрушки.
Отказ: по договору мы имеем право продавать только книги. Если мы введем в ассортимент эти категории, то отберем выручку и “Города Мастеров”, который торгует ими.
3. Отказаться “Городу Мастеров” от продажи детских книг в детском отделе, которые отбирают у нас выручку.
Отказ: не выгодно, так как “Город Мастеров” зарабатывает на детских книгах.
Все мои доводы о том, что если “Город Мастеров” пойдет нам навстречу — мы вместе будем подымать его посещаемость, не повлияли на прагматичного экспата. Бизнес есть бизнес. Мы ударили по рукам и расторгли договор. Теперь в “Городе Мастеров” нет книжного магазина.
Это была последняя книжная ночь в “Городе Мастеров”:
В результате простоя помещения “Город Мастеров” уже потерял 675 000 рублей чистой арендной платы. Эти потери в разы превышают уступки, которые могли быть сделаны нам. И это потери только в деньгах…
Абсолютно верный шаг, хоть и травматичный. Но была вероятность неоперабельной ситуации. Так что “Бизнес есть бизнес.”.
Скажу банальную вещь — есть риск того, что такого рода оптимизация приведет к сворачиванию бизнеса как такового…
Я тут на блоге в 2008г как-то уже писал, что Город Мастеров стоит на пути к закрытию или по крайней мере убытков из-за ставки на арендаторов — вот оно и подтверждается. Совершенно недалекая позиция — продавать площади, исходя из своего *гипотетического* торгового успеха на этой же площади. Вы либо сами торгуйте, либо занимайтесь сдачей в аренду профессионально.
Интересно — вопрос об увольнении управляющего гипермаркета стоял? :-) Или Дегтярева убедили в разумности этого как его,видимо, убедили, что каркасно-щитовые дома стоят 25тыс за кв.м (тогда как они стоят 6тыс.)? Возможно, это неумение Дегтярева работать на падающем рынке. А капиталист должен уметь работать и вверх и вниз-иначе его экономика сливает.
“Навстречу” во всех случаях в этой заметке пишется слитно.
Недавно были в аналогичной ситуации (масштабами поменьше). В арендуемом помещении начались проблемы с сантехникой, бытовыми вещами и пр. На наши жалобы арендодатель говорил, что у них уволился слесарь, а платить на сторону за разовую работу они не хотят и аренду не снизят (такой же генеральный там уперся, хотя клерки нас понимали). Тянулось это несколько месяцев и мы просто съехали в другой офис подешевле, но с несравнимо лучшими условиями.
Вот так арендодатель зажался на пару тысяч для стороннего слесаря, а потерял многие тысячи нашей аренды. А помещение также стоит незанятым до сих пор. Причем, как я недавно узнал — мы там были едва ли не единственной платящей конторой. Все остальные — многомесячные должники. Чудно… право слово.
Алексей В
Конечно же не стоял вопрос об увольнении экспата. Уволили какого-нибудь менеджера по аренде (с зп в 8 тыс. р), который не смог найти арендатора, а экспат как всегда не причём :-)
А “экспат” — это то же, что и “гастарбайтер”? К чему такое звание управляющему?
Алексей В, вот тебе ссылка: http://www.⌘.ws/䝼
Был свидетелем подобной ситуации. Знакомые имели в аренде два соседних помещения от разных людей. В одном парикмахерская , в другом — солярий. Где-то в самый кризис 2008 хозяин “солярного” помещения решил поднять аренду.… и продержал помещение пустым 1.5 — 2 года. А люди “уплотнили” парикмахерскую, “подселив” к ней солярий, и продолжили работу :)
Вот сколько он, этот владелец, теперь будет “отбивать” потери ?