Книги — уникальный товар. Ни одна категория не имеет такого разнообразного ассортимента. Поэтому хорошая навигация очень важна в книжном магазине.
Чем быстрее и проще покупатель найдет нужный ему раздел или книгу, тем больше шансов, что он уйдет из магазина с покупкой. Чем понятнее навигация, тем меньше требуется помощь продавцов, а значит у покупателя меньше шансов разочароваться в сервисе, ведь нет ничего более ненадежного, чем «человеческий фактор».
В нашей большой «Книге за книгой» навигация еще далека от моего идеала. Но что мы сделали, чтобы сделать навигация лучше?
1. Расположили книжные категории таким образом, чтобы близкие друг к другу разделы находились рядом. Сначала я нарисовал тематическую карту. Например, история близка к философии, а философия к эзотерике. Значит философия должна находится между эзотерикой и историей. В свою очередь к эзотерике и философии близка психология. Такие тематические цепочки накладываются на планограмму магазина и получается книжное пространство.
Задача идеального книжного пространства — предлагать покупателю книги, которые могут его потенциально заинтересовать. Например, вы пришли в раздел философия, значит вас может заинтересовать эзотерика или история, а они как раз находятся рядом. Примерно так же, как предлагают книги интернет-магазины, пытаясь угадать предпочтения покупателя («с этим товаром часто покупают»).
Безусловно, у нас не получилось идеально наложить тематическую карту (карту вкусов!) на планограмму. Для этого необходимо построить с нуля идеальный книжный магазин. Но в целом наша планограмма создавалась по этому принципу.
2. Наш книжный отдел напоминает лабиринт. Я хотел разместить как можно больше книг в книжном отделе, поэтому использовал только высокие стеллажи. Для того, чтобы человек не потерялся в книжном лабиринте, мы сделали выносную навигацию. Это наша маленькая эксклюзивная разработка. До этого я видел только «плоскую» навигацию в книжных магазинах. С помощью выносной навигации покупатель видит, что находится в каждом книжном ряду издалека из любой точки магазина. Дополнительно я выделил каждый книжный раздел отдельным цветом. Детективы — черный, любовный роман — красный, фантастика — зеленый и так далее…
3. Книги в некоторых разделах «художественной литературы» мы выложили по авторам, которых расставили по алфавиту. Каждую букву выделили большой яркой буквой-закладкой из пластика. Выкладка художественной литературы по сериям (исключая некоторые разделы, как-то: любовные романы, часть фантастики, детективы…) — это издевательство над покупателем. Если вам нужен Маркес, какая разница в какой серии выходила книга? Если книги выложены по авторам — можно найти Маркеса и спокойно выбрать издание, которое вам подходит.
Также выкладка по алфавиту страхует от некомпетентности продавцов. Если даже продавец не знает, кто такой Фрэнсис Скотт Фицджеральд, он сможет показать покупателю место (букву Ф в разделе «иностранная литература»), где можно найти нужную книгу.
4. Внутри книжных разделов мы разместили закладки-теги (метки) из картона. Границы и размер товарного запаса книжных подразделов очень непостоянны, поэтому эти закладки можно менять, переставлять, создавать новые.
5. А на торцах всех стеллажей находятся карты книжного лабиринта. Каждая карта уникальна — на ней указано место, где находится покупатель в данный момент.
Дополнительные фотографии по этой заметке смотрите здесь — silaumaflickr.
Мой твиттер здесь — twitter.com/silauma.