Кто кого? 2007 против 2008
Ощущается ли кризис в розничной торговле книгами? Безусловно — да. Катастрофы нет. Но люди, под давлением масс-медиа, слухов и сокращений, стали гораздо менее охотно расставаться с деньгами. В декабре мы провели большую рекламную кампанию, но сильно роста продаж относительно 2007 года у нас нет. Если бы не было рекламы, результаты, безусловно, были бы хуже. У нас еще есть время. Будем бороться за поставленный план, который даже в не-кризисное время очень хорош. Возможно, в этому году другая «новогодняя» модель потребления и основные продажи будут на финише, когда мы «откусим» рынок у более дорогих вариантов подарков.
На графиках изображен нарастающий итог розничной выручки в 2007 и 2008 годах в одних и тех же магазинах (на 20 декабря). Результаты трех магазинов коренным образом отличаются друг от друга. И это, с моей точки зрения, никак не связано с кризисом.
Магазин на ул. Карла Маркса — наиболее показательный для понимания влияния кризиса на книжную розницу. Снижение на**3,39%**в 2008 году относительно 2007 года. Этот спад я могу объяснить только кризисной депрессией покупателей. Данные результаты необходимо оценивать, держа «в уме» рекламную кампанию в 2008 году. В декабре 2007 года никакой активной рекламы у нашей сети не было.
Магазин в Эжве на 20 декабря 2008 года показывает рост на**11,48%**относительно 2007 года. Этот подъем можно объяснить нашей рекламной кампанией, рекламой торгового центра, где находится наш магазин, а также изменением ситуации на рынке. В середине 2008 года закрылся наш основной конкурент, а «Книга за книгой» стала единственным крупным книжным магазином в Эжве.
Наибольшее падение относительно 2007 года показывает «Сила Ума» в Сыктывкаре на 6 этаже. Виной тому не финансовый кризис, а жизненный цикл розничного магазина. Год назад магазин был очень популярен. Покупатели ходили за книгами на 6 этаж. На данный момент покупательский поток значительно снизился. Мы открыли магазины в более доступных и удобных местах. Нам надо что-то менять, вносить новую жизнь в «Силу Ума» в Сыктывкаре. Но несмотря на падение, выручка «Силы Ума» все равно больше, чем в Эжве (при том, что площадь магазина в Эжве на 20% больше «Силы Ума»).
Самое мощное и депрессивное падение выручки наблюдается в Воркуте. Даже рекламная кампания, новогодний каталог, не смогли хоть как-то повлиять на ситуацию. Этот город в тундре за Полярным кругом полностью зависит от угольных шахт. Спрос на уголь создают металлурги, а у них сейчас не самые лучшие времена. В Воркуте сложная ситуация. В декабре у нас самый низкий показатель по среднедневной выручке завсё времяработы магазина! И это в сезон, и с рекламной поддержкой.
Ждем финала 2008 года. Только тогда можно будет делать окончательные выводы.