Сила Ума Future
Все началось с идеи о любимом книжном магазине, где можно найти книги, которые нравятся мне и моим друзьям. Прошел год. Я прошел через реалии книжного бизнеса, но идея любимого книжного не пропала.
Я знаю, что мысли сходятся — об этом думают многие. Я думаю о селективном книжном магазине. Сможет ли стать эта идея новым форматом?
Я не буду держать её в себе. Она живёт в виде далёкого плана в моей голове уже год. Готов поделиться с вами и обсудить до деталей её жизнеспособность. Прямо сейчас.
Главная мысль
Всеядные супермаркеты
Современные книжные сети пытаются представить в своих магазинах наиболее широкий ассортимент. Больше книг, больше, ещё больше!
В год в России выходит до 100 000 наименований новых книг. Огромное количество информации давит и подавляет — как найти среди миллионов страниц то, что действительно заслуживает внимания? Я сам несколько лет назад бился о полки «Библиоглобуса», пытаясь найти лучшую книгу по брендингу, и не мог выбрать, потому что там был целый стеллаж подобных книг всевозможных авторов и издательств.
Магазин-фильтр
Новый формат — это книжный магазин-фильтр. Мы заявляем, что в нашем новом книжном продаются только те книги, которые мы считаем достойными. Мы отобрали лучшее для нашей аудитории. Кто мы? Эксперты, авторитеты и вы сами…
Когда идея начинает развиваться, у меня бывает бессонница. Просто ложишься спать и рисуешь будущее, а потом не можешь спать :)
Нарисую книжную сеть будущего с деталями. Немного футурологии.
Книжная сеть будущего
«Сила Ума Future» — небольшие специализированные книжные магазины интеллектуальной и деловой литературы площадью 70–150 кв. м в крупных городах России.
Уникальность формата в том, что здесь продаются только те книги, которые были отобраны экспертами, сообществом «Силы Ума». Мы предлагаем только то, что считаем лучшим. Мы изначально отказываемся от всеядства. Для того, чтобы попасть на полку «Силы Ума», книга должна быть действительно достойной. Это правило возводится в абсолют. Покупатели знают, что в «Силе Ума» пустых книг не бывает. Это основа бренда и нового формата.
А судьи кто?
Безусловно, возникает вопрос: кто будет фильтровать информационный поток? Ответ: наши эксперты и сами читатели.
Магазины «Сила Ума» существуют по всей России. Тиражность формата позволяет создать в центре штат авторитетных экспертов, книжных гурманов в разных областях, которые отбирают лучшее. Мы привлекаем к сотрудничеству журналы, журналистов, лидеров общественного мнения. И самое главное…
Книжный бизнес — очень сложная вещь. Огромный ассортимент трудно воспринять человеческим мозгом. «Топ-Книга» создаёт программы, SCM-системы, для автоматического управления ассортиментом, но при этом теряется творческий подход и что-то иррациональное, ведь это книги, а не бытовая химия… Это очень специфический товар, который нельзя измерить материальными параметрами.
Что мы делаем? Мы не отказываемся от статистических методов и анализа продаж на компьютере, но привлекаем к управлению ассортиментом читателей.
- Основа сети магазинов — сайт-сообщество, социальная сеть «Сила Ума». Каждый участник может рекомендовать, что необходимо привезти в магазин, который находится в его городе — и это становится реальным заказом.
- На сайте выстроена адекватная система авторитетности. Рекомендации от авторитетных пользователей, постоянных покупателей считаются приоритетными. Мы привлекаем читателей к созданию магазинов. Чего-то не хватает, что-то пропустили, не заметили — на всё это могут реально повлиять читатели.
- На основе мнений читателей построена и выкладка в магазинах: Топ-10 самых полезных книг по маркетингу… Лучшие детективы…
- Каждый постоянный покупатель имеет клубную карту «Сила Ума». Клубную карту можно получить в магазине бесплатно. Все карты имеют уникальные номера и связаны с уже созданным аккаунтом на сайте.
- Когда владелец карты делает покупку в магазине, чек привязывается к его карте. После этого он может зайти на сайт, и в его личном кабинете отразятся книги, которые он покупал — его книжная полка. Он может сделать свою «полку» публичной. Тогда другие пользователи будут видеть, что купил, что прочитал этот пользователь. Они смогут обменяться мнениями, найти единомышленников, просто спросить: стоит читать эту книгу?
- Владельцы карт и аккаунтов на сайте могут писать рецензии на книги, вести блоги. Если другие читатели высоко оценят эти рецензии, авторитетность пользователя будет расти. Параллельно участники Сообщества будут получать скидки и бонусы в самом магазине. Больше рецензий, больше участия — больше лояльности от магазина и меньшая цена на книги.
- В магазинах стоят информационные терминалы (экраны с touch-screen-ами). Покупатель может взять книгу, поднести её к считывателю штрихкода — и на терминале появятся мнения участников Сообщества об этой книге. Он может «пробежаться» по сайту, посмотреть рекомендации, новинки…
Безусловно, магазины не будут вмещать всю литературу, которая доступна на центральном складе в Москве или в базе издательств-партнёров. В ассортименте «Силы Ума» будут и очень редкие книги небольших издательств. Каждый читатель сможет заказать любую книгу из базы прямо в магазине. Заказ будет зафиксирован на номер его клубной карты, к которой заранее привязаны контактные данные. Когда заказанная книга придёт в магазин, умная система покажет, что она забронирована для конкретного покупателя, которому будет отправлено уведомление на SMS и e-mail. Также книги можно будет заказать в Интернете и забрать в магазине.
Сайт «Силы Ума» — это сайт-сообщество, а не Интернет-магазин. Мы сами формируем спрос с помощью сайта. Каждый день публикуются авторские рецензии, обзоры на интересные, но недооценённые книги. Сайт интересен сам по себе и должен стать знаковым. Мы привлекаем лучших авторов и создаём волны.
Все магазины оформлены в едином фирменном стиле. Всё очень красиво, уютно и современно. 80 % ассортимента — книги, 20 % — аудиокниги, медиа и другие сопутствующие товары. На полках — идеальный порядок. В магазине — удобная и подробная навигация. Специально для «Силы Ума» мы разработали новую мебель, учитывая разные форматы книг.
И, конечно, маленькие детали… Книги упаковываются в стильные пакеты. В каждую книгу вкладывается фирменная наклейка-экслибрис. Её можно наклеить на форзац книги и написать своё имя. Дизайн наклеек разный, их создают сами читатели. Некоторые даже начали их коллекционировать. На каждом экслибрисе надпись:
мы и наши читатели будем вам признательны, если вы напишете мнение об прочитанной книге на сайте www.sila-uma.ru.
Как это всё работает?
Идеальные магазины очень сложно (практически невозможно) тиражировать. Энергия разлетается по сети, и в конечных точках её практически не оказывается… Мне нужны самостоятельные источники энергии. «Сила Ума» будет развиваться по франчайзинговому пути. Большинство магазинов будут принадлежать партнёрам, которые будут видеть полки и знать продавцов в лицо.
Мы будем искать людей, которые любят книги и говорят с нами на одном языке. Франчайзёру будут переданы технологии, интернет-магазин, информационная система и цепочка поставок. Управление — «Силы Ума», атмосфера, эмоции, душа — партнёров в регионах.
Когда ко мне обращаются с идеями открыть «Силу Ума» по франшизе, мало кто понимает, что главные проблемы — не торговая марка и мерчандайзинг, а информационная система, управление ассортиментом и поставками.
Маленький книжный магазин не может существовать сам по себе. У него один путь — зависимость от крупного оптовика. Например, от «Топ-Книги» с усреднённым ассортиментом. Человек без опыта не сможет сразу управлять ассортиментом — у него не будет ни опыта, ни системы. Да, мы прошли через это… но какие были усилия вложены за этот год :)
«Сила Ума» создаст общую информационную систему. Консолидирует необходимый ассортимент, включая книги от небольших издательств. В Москве будет логистический центр, обеспечивающий сеть и интернет-магазин.
Формат «Сила Ума Future» не претендует на лидерство. Это нишевой проект для крупных городов и искушённой публики. Интернет, сообщество, клубная система — уникальность формата. Но магазин остаётся традиционным и удобным: полки, книги, навигация, доброжелательные консультанты.
Вот такая футурология, идея. Просто пока. Без системы. Многое упустил. Буду признателен за критические мнения. Отвечу на все вопросы — успел продумать уже все мелочи…