В классических учебниках по “Слияниям и поглощениям” (M&A) примеров из малого бизнеса нет. Тем не менее слияния в малом бизнесе происходят и имеют свою специфику.
Если малый бизнес уже существует в виде Общества с ограниченной ответственностью, логика процессов понятна, описана в законе об ООО и напоминает схемы из книг. Но что делать, когда бизнес оформлен на ИП? Как можно продать или купить 50% индивидуального предпринимателя?
Очень просто. Вот готовая схема.
Мой розничный бизнес до конца июня существовал в виде ИП. Естественно, что с появлением совладельца он должен был преобразоваться в юридическое лицо с несколькими собственниками, в нашем случае — в Общество с ограниченной ответственностью.
Суть схемы слияния. Создается новое юридическое лицо — ООО. Индивидуальный предприниматель делает вклад в уставной капитал этого Общества в виде имущества, а инвестор — в виде денег. Предварительно имущество предпринимателя (товары, торговое оборудование, техника) оцениваются сторонами. Инвестор вкладывает в уставной капитал сумму равную стоимости имущества ИП, если речь идет о схеме 50/50. Таким образом, уставной капитал нового Общества равен двойной стоимости активов ИП.
Теперь разберем эту схему детально… Здесь есть подводные камни. Во-первых для того, чтобы сделать вклад в капитал Общества имуществом нужен независимый оценщик. Во-вторых, бизнес ИП — это не только оборудование, это работающая розничная система, торговая марка, договоры с поставщиками, сложившейся коллектив, репутация на рынке, арендованное помещение… Как же это всё оценить?
Продолжение — в ближайшие дни… Пошаговая схема. Как сменить форму собственности магазина, не останавливая при этом ежедневную торговлю?
Именно по оценке, так сказать, интеллектуального капиталла большего всего вопросов у публики… Очень интересно: кто оценивал, какие критерии использовались, на каких моментах возникали принципиальные разногласия с инвестором? А со сменой собственности, не останавливая торговли: тот же ИП Забровский (в магазинах которого стоят твои стойки) делает это регулярно! Сегодня магазин работает на одном ИП, пришел назавтра — ИП уже другой. А ассортимент там… И штат людей… Так что это не большая проблема, я думаю.
Любопытно (как в прошлом оценщику) оценивали ли реально нематериальную составляющую, а ведь она тут явственно вырисовывается уже.
Как и любой живой организм — процедура поглащения это стресс для компании, будь то мелкой или большой. Если заранее не сделать “прививки” (финансовой документации, сотрудникам, может даже и покупателям?), то вся затея может хаотично двигаться не в том направлении, в котором ожидают партнеры. Самое главное в поглощении — разграничить ответственность и права инвестора и ИП ка в управлении так и в стратегическом планировании. Так же желательно привлечь на первых порах так называемого независимого консультанта, который бы выступал бы в роли тритейского судьи при принятии кординальных решений. Что касается кассы, вывески и тому подобное… лучший шаг со стороны маркетинга здесь это ребрендинг :) не надо усмешек… все таки вы в ресторан и в забегаловку в разных костюмах ходите… так и сдесь, поднимаясь на новый уровень вам придеть, даже не желая этого, сменить не только носки :) Удачи.