Новая “Сила Ума”

комментариев 35

15 ноября 2006 года на 6 этаже бизнес-центра открылся книжный магазин “Сила Ума”. Еще до открытия магазина я начал вести блог, описывающий все этапы создания бизнеса. С начала июля количество информации, которую я публиковал на сайте, сильно уменьшилось. Связано это было в первую очередь с тактическими соображениями. Мне необходимо было завершить процессы, о которых я не мог писать пока они не были завершены до конца. И главное информация уже принадлежала не только мне. Я перестал быть единственным владельцем “Силы Ума”.

На данный момент мне принадлежит 50% бизнеса. Компания в обмен на долю получила инвестиции и возможность стремительно развиваться. Для меня это было трудное решение, но оно было единственно верным.

Слияния и поглощения в классическом понимании этих терминов в малом региональном бизнесе проходят не часто. Одна из причин — закрытость небольших компаний. Благодаря блогу “Сила Ума” стала открытой компанией, что привело к появлению внешних инвесторов.

За все время существования блога и “Силы Ума” я никогда не искал инвесторов, хотя я не отвергал эту мысль в будущем. Блог создавался с иной целью. Это был в перую очередь оригинальный инструмент продвижения в рознице. Я стремился развить бизнес, сделать его эффективным, прибыльным, хотя в первой же местной заметке о сайте журналист иронично написал: …открытие магазина запланировано на середину ноября, однако пока вложить деньги в новый проект не решился ни один инвестор”. Кто же вложит деньги, когда магазин еще не открылся :)))?

Решение о продаже доли в компании далось мне очень сложно. Впервую очередь с психологической точки зрения. Самым главным вопросом на первых переговорах был вопрос о размере доли, которую я готов был уступить. Я настаивал на контрольном пакете (не менее 51%). Инвестор — на равном распределении долей. Это была принципиальная позиция. Мне нужно было принять решение. Мне было сложно, потому что это был слишком мой бизнес. Тут дело не в деньгах, а в психологии. Но я принял это решение, потому что поставил развитие компании выше этой амбиции. 

Я советовался с разными людьми. Бывший мой коллега, исполнительный директор крупной розничной сети Урала, который как раз и занимается сейчас слияниями, рекомендовал не торопиться, подождать, поискать другие варианты, сравнить, а главное не отдавать так много, иначе в последствии привлечь в компанию других инвесторов будет сложно. 

Я подумал и сделал все наоборот. Я принял это решение, потому что, с моей точки зрения, оно было единственно верным. Я мог бы сидеть и ждать лучших предложений, но прыжок вверх нам нужен был именно сейчас. Если бы “Сила Ума” не открылась в конце 2006 года, то 2008 открыть такой книжный магазин в Сыктывкаре было бы уже невозможно — федеральные книжные сети не стоят на месте. Есть моменты, когда надо действовать стремительно. И еще. Я поверил в инвестора, так же как и он поверил в меня.

Есть кандалы малого бизнеса. Из них очень сложно вырваться. Основная часть компаний остается всю жизнь на одном и том же уровне, они просто поддерживают свое существование. Единицы — развиваются, выходят на городской уровень, еще меньшая часть — на региональный. Я и знаю только одну компанию из нашего города, которая попыталась выйти на российский рынок с оригинальным проектом (“Артезианский источник”). Вторую компанию вы тоже уже знаете, но об этом в другой раз :)

При небольшом начальном капитале компания обречена на медленное постепенное развитие. Нужна воля, усилия, благоприятная ситуация на рынке и время, чтобы прыгнуть дальше первого level’а. Если посмотреть на истории становления книготорговых компаний России, то все они формировались постепенно в начале и середине 90-х годов. Наиболее показательной является “Топ-Книга”, которая зародилась в начале 90-х годов — основатель компании Георгий Лямин начал возить из командировок книги из Москвы в Новосибирск. 

У “Силы Ума” не было столько времени. Нам нужно было прыгать сейчас, потом могло быть поздно. Я осозновал, что вложение в “Силу Ума” являются риском и понимал желание партнера, получить за риски 50% бизнеса. Более-менее крупные банковские кредиты были для меня в то время закрыты. Я согласился на предложение. 

Капитал масштабирует силы и идеи. Если раньше идеи воплощались в одном магазине, то сейчас они могут масштабироваться на сеть! Мы совершили прыжок на новый level.

Безусловно, перед сделкой я собрал информацию об инвесторе, его бизнесе, репутации. Честно говоря, в нашем регионе не так много компаний, которые бы меня так устраивали, как мой инвестор, по многим параметрам. Я не буду писать о том, какая компания стала совладельцем “Силы Ума”. Я знаю, что такие вопросы будут. Если мои партнерам это потребуется, они сделают это сами.

В ближайшее время напишу о схеме покупки действующего розничного бизнеса. Только схема. Без конкретики. Ведь эти цифры теперь касаются не только меня.

Посты о методике расчеты емкости книжного рынка и котрафактных книгах — переносится на ближайшее посты (обещал написать сегодня).

Комментарии (35)

  1. шаг , действительно, смелый! СВОЙ бизнес, созданный с нуля… все начиналось с 400 000,00руб. Сколько, интересно, составило 50% сейчас? :-)

  2. Федор, поздравляю. Я рад, что события развиваются. Хотя 50 на 50 — опасная схема, при которой надо доверять партнеру на все 100 и быть уверенным, что он не изменится со временем. Надеюсь, все будет ок.

    Спасибо, Максим.

  3. Это наиболее логичный и адекватный ход развития событий.

  4. Я ожидал несколько иного развития событий, но тоже связаных с развитием бизнеса.
    Сделать бренд и его продать — не худший варинат.

  5. Федор, а как это было оформлено документально? Изменения в устав ООО? Или ты же как ИП…

    Хотя 50/50 — сложная и патовая схема…

  6. 50/50 не патовая схема, а реальная возможность получить инвестиции. 

    51% и т.п. больше подходит для участия в крупных корпорациях или при акционировании.
    возможность в критический момент повлиять на вложенные деньги — психологически это важно для инвестора, даже при условии полного доверия.

  7. Как будут решаться споры в случае чего?

  8. Инвестор собирается принимать участие в управлении? Если да, то какое?

  9. “Здаётся мне это начало крепкой мужской дружбы” (с)Джармуш)

  10. Прощай, Сила Ума! Я был тебе предан, но ты изменила(сь).

  11. Да уж. Это больше похоже на конец, чем на новый этап. “Сила ума” для меня ассоциировалась раньше с идеей, экспериментом, а сейчас тупо бизнес, бабло, проценты. Не интересно. 

    Федор, если у тебя получается делать интересные проекты, может быть лучше этим и заниматься? Делаешь какой-то старт-ап, раскручиваешь его, продаешь дороже раз в 10–100, принимаешься за следующий. Я уверен, что идей у тебя куча, а продажа предыдущей компании будет хорошим подспорьем при создании следующего. Начал с 400 т.р., кто знает, может быть у тебя следующие проекты будут начинаться с 400 млн. р.? ;)

  12. АлександрС написал:
    17.09.2007 в 08:52

    шаг , действительно, смелый! СВОЙ бизнес, созданный с нуля… все начиналось с 400 000,00руб. Сколько, интересно, составило 50% сейчас? :-) 

    Больше, чем 400 000 руб. Но эту информацию я пока не могу раскрыть. Могу сказать только то, что была оценена фактическая стоимость 50% бизнеса.

  13. Сергей Изъюров написал: 
    17.09.2007 в 12:45

    Я ожидал несколько иного развития событий, но тоже связаных с развитием бизнеса.
    Сделать бренд и его продать — не худший варинат.

    Сергей, я не продал бизнес. Я получил инвестиции в обмен на 50% бизнеса для того, чтобы развиваться дальше. 

    Я просто получил домкрат для приложения нашей энергии развития. Бренд, кстати, еще не сделан. Если и сделан, то на уровне города. А зачем серьезному инвестору локальный магазин? Сети еще нет. Ничего нет еще. И не было бы, если бы не было инвестиций. 

  14. AYA написал(а):
    17.09.2007 в 15:24

    Федор, а как это было оформлено документально? Изменения в устав ООО? Или ты же как ИП…

    Хотя 50/50 — сложная и патовая схема… 

    Про документальное оформление я обязательно скоро напишу. Там нет ничего секретного. Просто схема оформления на практике. Забегая вперед — схема — это ООО.

    Почему 50–50 — это пат? Это равновесие и неизбежность компромисса. Я докажу вам, что это стереотип.

  15. Максим написал:
    17.09.2007 в 17:25

    Как будут решаться споры в случае чего?
    Максим написал:
    17.09.2007 в 17:30

    Инвестор собирается принимать участие в управлении? Если да, то какое?

    1) В рабочем порядке. Любое решение должно приниматься единогласно, т.к. доли одинаковые, а еще точнее 50–50.

    2) Безусловно. В стратегическом управлении, в принятии ключевых решений (все решения принимаются единогласно — см. п.1). В любом случае (забегая вперед) есть устав ООО и там оговорен круг вопросов, которые решают учредители. Для решения текущих вопросов — есть генеральный директор (наемный рабочий).

  16. Vitaminych написал:
    18.09.2007 в 23:20 Редактировать

    Да уж. Это больше похоже на конец, чем на новый этап. “Сила ума” для меня ассоциировалась раньше с идеей, экспериментом, а сейчас тупо бизнес, бабло, проценты. Не интересно. 

    Федор, если у тебя получается делать интересные проекты, может быть лучше этим и заниматься? Делаешь какой-то старт-ап, раскручиваешь его, продаешь дороже раз в 10–100, принимаешься за следующий. Я уверен, что идей у тебя куча, а продажа предыдущей компании будет хорошим подспорьем при создании следующего. Начал с 400 т.р., кто знает, может быть у тебя следующие проекты будут начинаться с 400 млн. р.? ;)

    Но стартапа-то еще нет? Да, “Сила Ума” хорошо стартанула. Но она еще не сделана и на 40% того, что задумано. А как сделать? Оборота “Силы Ума” хватит только для очень медленного развития. Банки денег не дают (или очень-очень мало). А прибыли с небольшой “Силы Ума” не хватит, чтобы начать проект сайта-сообщества, интернет-магазина, собственной системы управления ассортиментом и много другого. Я, например, страсть как хочу ввести систему категорийного менеджмента у нас в компании, но пока обороты не позволяют содержать больше одного менеджера по ассортименту. Значит надо увеличивать оборот, открывать магазины, увеличивать прибыль и у меня появиться возможность увеличивать штат офиса, а значит и вводить новые технологии… 

    Все, наоборот, этот шаг сделан исключительно ради идеи, ради проекта “Силы Ума”. Может быть ты меня не понял. Я не продал часть бизнеса. Инвестор вложили сумму равную стоимости бизнеса “Силы Ума” в бизнес, удвоил деньги в бизнесе. Таким образом фактически мои 100% стали 50%, т.к. инвестор вложил сумму равную моим 100%.

  17. Это пи%%ец, честно говоря… Федор, готовься распроститься с бизнесом в не очень далеком времени. Жаль, что тебя не учили не давать больше 30% в бизнесе в обмен на инвестиции. Итог такой: 1. сейчас ты работаешь больше тех, кто дал деньги. 2. когда борзонометр инвестора начнет зашкаливать, он будет грозиться развалом компании — и тебе придется отдать ему еще большую долю. В итоге тебя смогут выдавить как надоедливый прыщ.

    Извини, конечно, но бизнес так не делается… Лучше бы под 15% годовых в ВТБ-24 взял большой кредит.

  18. А я вот потерял интерес к проекту раньше, в тот момент, когда Фёдор объявил, что не сможет войти на ухтинский рынок. :( Тоже считаю что схема 50на50 моложивучая и потенциально опасная. вкраткосрочном периоде обязательно будет всё гут, а как дальше, оч. много сомнений… Получается один учередитель крутиться, а другой только скирдует бабло:)

  19. Федор, я не до конца развил мысль по поводу “выдавливания прыща”… Делается это просто: инвестер в один “прекрасный” день заявляется к тебе и говорит: “ну, так и так — у меня немного поменялись планы на жизнь, мне нужны деньги — либо покупай у меня долю, либо давай распродавать все, что мы заработали, по частям”. Если у тебя к тому моменту будут деньги — нет проблем. А если не будет? Если все, что у тебя будет — это работающая компания с некоторым оборотом, приносящая стабильную ренту? Вот тут-то и проблемы начнутся.

    Это не голословные “выдумывания” — я знаю случай как одного человека “выдавили” из бизнеса: он в тот момент был слишком человечен, чтобы позволить развалить компанию (все же это много рабочих мест) — поэтому он взял из бизнеса меньше, чем ему законно полагалось. Т.е. кроме финансового очень немаловажным остается вопрос взаимоотношений. А что если твой партнер просто не захочет с тобой далее работать и понадеется на твою совестливость?

  20. Алексей В написал:
    19.09.2007 в 12:38

    Это пи%%ец, честно говоря… Федор, готовься распроститься с бизнесом в не очень далеком времени. Жаль, что тебя не учили не давать больше 30% в бизнесе в обмен на инвестиции. Итог такой: 1. сейчас ты работаешь больше тех, кто дал деньги. 2. когда борзонометр инвестора начнет зашкаливать, он будет грозиться развалом компании — и тебе придется отдать ему еще большую долю. В итоге тебя смогут выдавить как надоедливый прыщ.

    Извини, конечно, но бизнес так не делается… Лучше бы под 15% годовых в ВТБ-24 взял большой кредит.

    Алекс, не сгущай краски! С твоим подходом — любое слияние — это рейдерский захват :) Ты не веришь, что бывают цивилизованные нормальные инвесторы?

    Но проясним всё попорядку.

    1. сейчас ты работаешь больше тех, кто дал деньги.

    Да, конечно больше. И получаю заработную плату как наемный генеральный директор. Но! Помимо этого я еще являюсь совладельцем этой компании и получаю буду получать часть прибыли, соответствующую моей доле. 

    2. Когда борзонометр инвестора начнет зашкаливать, он будет грозиться развалом компании — и тебе придется отдать ему еще большую долю.

    Зачем ему разваливать компанию? Не понимаю!

  21. Attacher написал:
    19.09.2007 в 16:36

    А я вот потерял интерес к проекту раньше, в тот момент, когда Фёдор объявил, что не сможет войти на ухтинский рынок. :( Тоже считаю что схема 50на50 моложивучая и потенциально опасная. вкраткосрочном периоде обязательно будет всё гут, а как дальше, оч. много сомнений… Получается один учередитель крутиться, а другой только скирдует бабло:) 

    Вы еще поспорьте, кто потерял интерес к проекту раньше :) На ухтинский рынок мы обязательно выйдем. 50–50 — схема нормальная. В любой схеме есть минусы и плюсы. 

    А на счет скирдования бабла… еще раз поясняю: да, один из учредителей крутится — но и получает за это заработную плату, второй — получает только дивиденды, такие же дивиденды к зарплате получает и тот, кто крутится. Что-то вы недопонимаете схему :)

  22. Федор, я не до конца развил мысль по поводу “выдавливания прыща”… Делается это просто: инвестер в один “прекрасный” день заявляется к тебе и говорит: “ну, так и так — у меня немного поменялись планы на жизнь, мне нужны деньги — либо покупай у меня долю, либо давай распродавать все, что мы заработали, по частям”. Если у тебя к тому моменту будут деньги — нет проблем. А если не будет? Если все, что у тебя будет — это работающая компания с некоторым оборотом, приносящая стабильную ренту? Вот тут-то и проблемы начнутся.

    Все эти моменты продумывались и разбирались. То, что ты пишешь — это бред.

    Есть закон, который регулирует отношения в ООО. Помимо этого есть устав общества, который мы утверждали, есть учредительный договор. Все эти вещи защищают от таких действий. 

    Такой постановки вопроса вообще не может быть в ООО: либо принудительная покупка доли — либо распродажа. Если бы так было, то каждое второе ООО разваливалось. Рейдерство бы просто расцвело. 

    Если второй учредитель не хочет выкупать долю, долю выкупает само общество по реальной стоимости активов в течении очень длительного времени. 

    Это не голословные “выдумывания” — я знаю случай как одного человека “выдавили” из бизнеса: он в тот момент был слишком человечен, чтобы позволить развалить компанию (все же это много рабочих мест) — поэтому он взял из бизнеса меньше, чем ему законно полагалось. Т.е. кроме финансового очень немаловажным остается вопрос взаимоотношений. А что если твой партнер просто не захочет с тобой далее работать и понадеется на твою совестливость?

    В первом случае ты пишешь про то, что кому-то предлагают купить долю, но нет денег. А во втором случае человек — продает, но дешево :) В чем логика? Если есть мозги, то таких случаев не произойдет. 50–50 и означает, что у обоих партнеров равные шансы. Устав и договор не может быть составлен в чьих-то интересах, т.к. условия равные!

    И самое главное: я реально верю в партнера. Есть 1000 позитивных примеров положительного сотрудничества. Есть моя интуиция и чутье!

    + Я ведь пошел на этот шаг не в слепую. Изучил партнера, условия, устав, договор… Статьи в Интернете по составлению правильных Уставов. Думал не один день. В ближайших постах я напишу о схеме и подводных камнях… Зачем ему захватывать / разваливать компанию, если она сильно персонифицирована, связана со мной и развивается? Зачем???!

    Кстати, был маленький магазин “Буквоед” в Питере. Часть компании купило издательство “ЭКСМО”, пошли инвестиции — сейчас “Буквоед” — крупная торговая сеть. Кто разваливает компанию? Кротов, основатель, до сих пор руководит и является совладельцем.

  23. 1. Почему я поддерживаю Федора в том, что он это сделал?
    Потому что он созда эту компанию и он ее развивает. И только ему отвечать за то что с ней будет дальше. Есть сотни примеров, когда подобные схемы работаю и есть еще 100 которые говорят что из этого ничего не получится. Бесполезно искать ответы в учебниках и Интернете, это только кейсы на основе которых можно учиться. Учеба и готовые решения это разное. От того что Сила Ума будет делать дальше зависит ее успех. и вполне возможно что и она, и ее покупатели поменяются.…..и это может быть другая Сила Ума.….все делается здесь и сейчас.….а по поводу взаимоотношения с инвестором.…..- это такой же Клиент, и с ним надо работать отдельно и ЭТО ЗАНИМАЕТ МНОГО ВРЕМЕНИ.…..

    2. почему этот пост получил так много откликов.
    Федор, помни, что создав и выбрав стратегию продвижения Силы Ума через блог, ты сделал людей, которые посещают этот блог частью компании — они давали советы, помогали тебе, поддерживали морально — это намного важнее денег!!!! и продав часть компании, ты продал не только часть СВОЕЙ КОМПАНИИ, ты продал часть ИХ компании.…..помни об этом.….информирую людей ты заработаешь МИЛЛИОНЫ ;-) вовлекая — МИЛЛИАРДЫ ;-)

    удачи! все получится! лучше сделать и сожалеть об этом, чем не сделать и переживать всю жизнь!

  24. Ладно, Федор, спорить не буду — надеюсь, что у тебя получится не так как поступили с моим знакомым (правда, он владел 4/9 долей компании).

    Рейдерство в ООО невозможно пока ты сам не пустишь в число владельцев рейдера, что ты уже сделал (надеюсь, у этого человека нет рейдерских планов).

    Я описал возможные сценарии — поэтому ты не логику у меня ищи, а возможный выход в будущем, если такое случится. В любом договоре главное — иметь возможность малозатратного отступления при любом исходе: ведь в жизни ситуации разные бывают. Например, смерть (тьфу-тьфу-тьфу) партнера. Тогда судьбой доли будут распоряжаться его наследники, которым могут быть по-барабану твои приватные договоренности.

    Компания персонализирована когда у тебя один-два магазина. А когда у тебя будет двадцать магазинов, всем будет по-барабану кто владеет этой сетью. Ты же ее не “Офchинникофф” назвал, а “Сила Ума” — т.е. неперсонализировано.

    Все же я считаю, что 3–5 млн. руб. (это мои прикидки) нужных тебе денег ты мог взять в кредит на 3–5 лет — сумма процентов была бы меньше, чем через те же 3–5 лет сумма (в случае успешного развития) выплачиваемой ренты (чистой прибыли) совладельцу. Т.е. ты просто не взял риск — впрочем, тут я тебя понимаю: семья, квартира, дети — это всегда ограничивало деловой маневр у мужчин.

    (ты, кстати, так на пиво меня и не позвал)

  25. Вообще, конечно, я прошу прощения… не хотел давать повод подозревать партнера — но я его и не знаю, поэтому мои комментарии лучше воспринимать теоретическими.

  26. Алексей,

    1) Совладелец “Силы Ума”- юридическое лицо :)

    2) Кредит мне никто дать не мог — у меня нет ничего, что я могу отдать в обеспечение кредита — торговое оборудование банки берут с огромным дисконтом, а книги вообще не берут, так как считают неликвидным товаром + у меня еще не погашен кредит в Сбербанке. 

    Какой же банк даст мне просто так денег? А сумма 3–5 млн. — через банк вообще в тот момент была нереальна! Это только сказки есть, что банки дают деньги под бизнес-планы и проекты… никто не откликнулся… ВТБ — предлагал 300 000 руб. + обеспечения этого кредита в виде залога имущества на эту сумму :))) А что такое 300 000? Когда ты мал банки говорят с тобой высокомерно, когда ты вырос — предлагают кофе и поставляют под тебя стул :)

    3) Про пиво — написал на почту :)

  27. Неужели ВТБ-24 нагло врет, всучивая рекламные листы, где обещает дать “под бизнес” до 3 млн либо даже больше? Возможно, когда ты привлекал совладельца, таких предложений не было…

    Насчет юр.лица-совладельца: разницы нет. У этого юр.лица свои совладельцы есть, которые тоже люди. В любом случае, все упрется в “других” людей, которые не в ответе за текущие договоренности, и которым деньги могут быть важнее бизнес-идеи.

  28. Никто, ни сейчас, ни два месяца назад, не дает 3 млн. просто так! Везде нужно — обеспечение кредита в виде недвижимости, имущества, оборудования, поручительство.

  29. Ладно, понятно. Возможно, у тебя не было выбора, принимая во внимание потребность в росте компании… Но думаю, в такой ситуации тебе лучше все же иметь в виду изложенные мной варианты. Деньги из людей делают зверей. :) (не всегда, но частенько — да ты и сам мне такую историю рассказывал, уж извини)

  30. Жаль, опоздал к продаже. Был готов сам обратиться, но в начале 2008 года.

  31. занимательно читать блог с начала, прочитав пред этим последние записи за год-полтора.
    Прогнозы Алексея В полностью сбылись…

  32. Удивительно, почему инвестор оплатил только 50% стоимости компании???

    Это же не верная математическая формула!

    Ведь после получения денег, Фёдор согласно своим планам и задачам по развитию, вложил эти деньги в развитие компании.
    И вот что получается:

    К примеру компанию оценили в 100$, тогда половина стоит 50$.
    Полученные деньги вложены в компанию, и теперь её оценка уже 150$, при этом инвестор владеет 50% компании, стоимость которой уже равна 75$! Ошибочка!

    Я даже не беру ещё тот фактор, что кто будет дальше заниматься развитием компании? Хотя это тоже нужно оценивать!

    Вот более менее правильный вариант:

    Инвестор вкладывает в компанию 100$, после чего её стоимость уже 200$.
    Его доля 50% равна 100$, которые он и вложил)

    А если инвестор только деньги вкладывает, а не труд, тогда нужно было обсудить стоимость управления и развития компании активным партнёром — Фёдором.
    Обычно это от 10% до 30%.

    Идеально если инвестор вкладывает в компанию 120–150% её стоимости!

    Тогда и честно, и справедливо, и есть капитал для роста и развития!