Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Blog must go on 13.09.2007

Новая «Сила Ума»

15 ноября 2006 года на 6 этаже бизнес-центра открылся книжный магазин «Сила Ума». Ещё до открытия магазина я начал вести блог, описывающий все этапы создания бизнеса. С начала июля количество информации, которую я публиковал на сайте, сильно уменьшилось. Связано это было в первую очередь с тактическими соображениями. Мне необходимо было завершить процессы, о которых я не мог писать, пока они не были завершены до конца. И главное — информация уже принадлежала не только мне.

Я перестал быть единственным владельцем «Силы Ума».

На данный момент мне принадлежит 50 % бизнеса. Компания в обмен на долю получила инвестиции и возможность стремительно развиваться. Для меня это было трудное решение, но оно было единственно верным.

Слияния и поглощения в классическом понимании этих терминов в малом региональном бизнесе проходят нечасто. Одна из причин — закрытость небольших компаний. Благодаря блогу «Сила Ума» стала открытой компанией, что привело к появлению внешних инвесторов.

За всё время существования блога и «Силы Ума» я никогда не искал инвесторов, хотя я не отвергал эту мысль в будущем. Блог создавался с иной целью. Это был в первую очередь оригинальный инструмент продвижения в рознице. Я стремился развить бизнес, сделать его эффективным, прибыльным, хотя в первой же местной заметке о сайте журналист иронично написал: «…открытие магазина запланировано на середину ноября, однако пока вложить деньги в новый проект не решился ни один инвестор». Кто же вложит деньги, когда магазин ещё не открылся :)))?

Решение о продаже доли в компании далось мне очень сложно — в первую очередь с психологической точки зрения. Самым главным вопросом на первых переговорах был вопрос о размере доли, которую я готов был уступить. Я настаивал на контрольном пакете (не менее 51 %). Инвестор — на равном распределении долей. Это была принципиальная позиция. Мне нужно было принять решение. Мне было сложно, потому что это был слишком мой бизнес. Тут дело не в деньгах, а в психологии. Но я принял это решение, потому что поставил развитие компании выше этой амбиции.

Я советовался с разными людьми. Бывший мой коллега, исполнительный директор крупной розничной сети Урала, который как раз и занимается сейчас слияниями, рекомендовал не торопиться, подождать, поискать другие варианты, сравнить — а главное, не отдавать так много, иначе впоследствии привлечь в компанию других инвесторов будет сложно.

Я подумал — и сделал всё наоборот. Я принял это решение, потому что, с моей точки зрения, оно было единственно верным. Я мог бы сидеть и ждать лучших предложений, но прыжок вверх нам нужен был именно сейчас. Если бы «Сила Ума» не открылась в конце 2006 года, то в 2008 открыть такой книжный магазин в Сыктывкаре было бы уже невозможно — федеральные книжные сети не стоят на месте. Есть моменты, когда надо действовать стремительно. И ещё — я поверил в инвестора, так же как и он поверил в меня.

Есть кандалы малого бизнеса. Из них очень сложно вырваться. Основная часть компаний остаётся всю жизнь на одном и том же уровне — они просто поддерживают своё существование. Единицы развиваются, выходят на городской уровень. Ещё меньшая часть — на региональный. Я и знаю только одну компанию из нашего города, которая попыталась выйти на российский рынок с оригинальным проектом — «Артезианский источник«. Вторую компанию вы тоже уже знаете — но об этом в другой раз :)

При небольшом начальном капитале компания обречена на медленное постепенное развитие. Нужны воля, усилия, благоприятная ситуация на рынке и время, чтобы прыгнуть дальше первого level’а. Если посмотреть на истории становления книготорговых компаний России, то все они формировались постепенно в начале и середине 90-х годов. Наиболее показательной является «Топ-Книга«, которая зародилась в начале 90-х годов: основатель компании Георгий Лямин начал возить из командировок книги из Москвы в Новосибирск.

У «Силы Ума» не было столько времени. Нам нужно было прыгать сейчас — потом могло быть поздно. Я осознавал, что вложения в «Силу Ума» являются риском, и понимал желание партнёра получить за риски 50 % бизнеса. Более-менее крупные банковские кредиты были для меня в то время закрыты. Я согласился на предложение. Капитал масштабирует силы и идеи. Если раньше идеи воплощались в одном магазине, то сейчас они могут масштабироваться на сеть! Мы совершили прыжок на новый level.

Безусловно, перед сделкой я собрал информацию об инвесторе, его бизнесе, репутации. Честно говоря, в нашем регионе не так много компаний, которые бы меня так устраивали, как мой инвестор — по многим параметрам. Я не буду писать о том, какая компания стала совладельцем «Силы Ума». Я знаю, что такие вопросы будут. Если моим партнёрам это потребуется, они сделают это сами.

В ближайшее время напишу о схеме покупки действующего розничного бизнеса. Только схема. Без конкретики. Ведь эти цифры теперь касаются не только меня.

Посты о методике расчёта ёмкости книжного рынка и контрафактных книгах переносятся на ближайшие посты (обещал написать сегодня).