Новая «Сила Ума»
15 ноября 2006 года на 6 этаже бизнес-центра открылся книжный магазин «Сила Ума». Ещё до открытия магазина я начал вести блог, описывающий все этапы создания бизнеса. С начала июля количество информации, которую я публиковал на сайте, сильно уменьшилось. Связано это было в первую очередь с тактическими соображениями. Мне необходимо было завершить процессы, о которых я не мог писать, пока они не были завершены до конца. И главное — информация уже принадлежала не только мне.
Я перестал быть единственным владельцем «Силы Ума».
На данный момент мне принадлежит 50 % бизнеса. Компания в обмен на долю получила инвестиции и возможность стремительно развиваться. Для меня это было трудное решение, но оно было единственно верным.
Слияния и поглощения в классическом понимании этих терминов в малом региональном бизнесе проходят нечасто. Одна из причин — закрытость небольших компаний. Благодаря блогу «Сила Ума» стала открытой компанией, что привело к появлению внешних инвесторов.
За всё время существования блога и «Силы Ума» я никогда не искал инвесторов, хотя я не отвергал эту мысль в будущем. Блог создавался с иной целью. Это был в первую очередь оригинальный инструмент продвижения в рознице. Я стремился развить бизнес, сделать его эффективным, прибыльным, хотя в первой же местной заметке о сайте журналист иронично написал: «…открытие магазина запланировано на середину ноября, однако пока вложить деньги в новый проект не решился ни один инвестор». Кто же вложит деньги, когда магазин ещё не открылся :)))?
Решение о продаже доли в компании далось мне очень сложно — в первую очередь с психологической точки зрения. Самым главным вопросом на первых переговорах был вопрос о размере доли, которую я готов был уступить. Я настаивал на контрольном пакете (не менее 51 %). Инвестор — на равном распределении долей. Это была принципиальная позиция. Мне нужно было принять решение. Мне было сложно, потому что это был слишком мой бизнес. Тут дело не в деньгах, а в психологии. Но я принял это решение, потому что поставил развитие компании выше этой амбиции.
Я советовался с разными людьми. Бывший мой коллега, исполнительный директор крупной розничной сети Урала, который как раз и занимается сейчас слияниями, рекомендовал не торопиться, подождать, поискать другие варианты, сравнить — а главное, не отдавать так много, иначе впоследствии привлечь в компанию других инвесторов будет сложно.
Я подумал — и сделал всё наоборот. Я принял это решение, потому что, с моей точки зрения, оно было единственно верным. Я мог бы сидеть и ждать лучших предложений, но прыжок вверх нам нужен был именно сейчас. Если бы «Сила Ума» не открылась в конце 2006 года, то в 2008 открыть такой книжный магазин в Сыктывкаре было бы уже невозможно — федеральные книжные сети не стоят на месте. Есть моменты, когда надо действовать стремительно. И ещё — я поверил в инвестора, так же как и он поверил в меня.
Есть кандалы малого бизнеса. Из них очень сложно вырваться. Основная часть компаний остаётся всю жизнь на одном и том же уровне — они просто поддерживают своё существование. Единицы развиваются, выходят на городской уровень. Ещё меньшая часть — на региональный. Я и знаю только одну компанию из нашего города, которая попыталась выйти на российский рынок с оригинальным проектом — «Артезианский источник«. Вторую компанию вы тоже уже знаете — но об этом в другой раз :)
При небольшом начальном капитале компания обречена на медленное постепенное развитие. Нужны воля, усилия, благоприятная ситуация на рынке и время, чтобы прыгнуть дальше первого level’а. Если посмотреть на истории становления книготорговых компаний России, то все они формировались постепенно в начале и середине 90-х годов. Наиболее показательной является «Топ-Книга«, которая зародилась в начале 90-х годов: основатель компании Георгий Лямин начал возить из командировок книги из Москвы в Новосибирск.
У «Силы Ума» не было столько времени. Нам нужно было прыгать сейчас — потом могло быть поздно. Я осознавал, что вложения в «Силу Ума» являются риском, и понимал желание партнёра получить за риски 50 % бизнеса. Более-менее крупные банковские кредиты были для меня в то время закрыты. Я согласился на предложение. Капитал масштабирует силы и идеи. Если раньше идеи воплощались в одном магазине, то сейчас они могут масштабироваться на сеть! Мы совершили прыжок на новый level.
Безусловно, перед сделкой я собрал информацию об инвесторе, его бизнесе, репутации. Честно говоря, в нашем регионе не так много компаний, которые бы меня так устраивали, как мой инвестор — по многим параметрам. Я не буду писать о том, какая компания стала совладельцем «Силы Ума». Я знаю, что такие вопросы будут. Если моим партнёрам это потребуется, они сделают это сами.
В ближайшее время напишу о схеме покупки действующего розничного бизнеса. Только схема. Без конкретики. Ведь эти цифры теперь касаются не только меня.
Посты о методике расчёта ёмкости книжного рынка и контрафактных книгах переносятся на ближайшие посты (обещал написать сегодня).