Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
Фёдор Овчинников
· Поворот. Будущее. Перспективы. 30.03.2007

28 дней: итоги февраля

В феврале оборот магазина «Сила Ума» составил 482 433 рублей 45 копеек. Рост продаж по отношению к январю превысил 63 %, по отношению к «праздничному» декабрю — 16 %, и это с учётом того, что в декабре мы работали 31 день, а в феврале всего 28. 

Продажи Сила Ума с начала работы

Пока мы растём быстрее сезона — февраль считается достаточно плохим месяцем для книжного бизнеса. Во всяком случае, об этом мне сказал один из московских поставщиков. В марте и апреле прогнозируется дальнейший спад продаж в розничной книготорговле. Как это отразится на наших продажах?

В начале января мы пошли ва-банк. Нам стали доверять поставщики — мы получили возможность брать книги в кредит. Благодаря этому «плечу» увеличили ассортимент практически в два раза, и нам было просто необходимо резко увеличить продажи. 

Нужно было найти самое эффективное решение для увеличения продаж и количества покупателей. Я сделал ставку на книжный каталог, и продажи выросли. Среднедневная выручка в феврале составила 17 229 рублей (в январе — 9685 рублей, в декабре — 13 411 рублей), а выручка с одного квадратного метра площади выросла до 12 796 рублей против 11 100 в декабре.

Почему в феврале мы выросли? Сколько я потратил денег в феврале на рекламу и стоило ли это того? Что нас ждёт дальше? Как мы будем готовиться к ожидаемому спаду продаж?

Реклама

В конце января я начал самую затратную рекламную кампанию в истории моего бизнеса. 

По почтовым ящикам Сыктывкара был распространён каталог книг «Сила Ума» тиражом 50 000 экземпляров (в Сыктывкаре 270 тысяч жителей и около 70 тысяч семей). Каталог был составлен таким образом, чтобы «зацепить» различные категории читающей аудитории — бизнесменов, любителей интеллектуальной литературы, программистов, родителей, женщин, дизайнеров… На самые хитовые позиции мы выставили лучшие цены в городе. Я искал самые интересные, яркие, актуальные книги для каталога. Я хотел «принести» магазин домой, чтобы человек выбрал книгу, сидя на диване, а потом пришёл к нам.

Каталог Сила Ума
…представил себя покупателем. Заставить меня прийти в магазин могут только конкретные книги, конкретное предложение. Например, я долго искал определённую книгу или много о ней слышал, но мне не удавалось её купить. Если я узнаю, что она продаётся в магазине N, возможно, я целенаправленно туда поеду…» Читать дальше.

Также я заключил долгосрочный договор с газетой «Вечерняя Пятница», которая каждую неделю бесплатно распространяется по почтовым ящикам столицы Коми тиражом 33 000 экземпляров. В каждом номере мы будем публиковать актуальные новинки магазина. В феврале вышло 2 номера с нашими книгами.

Общие затраты на рекламу в феврале составили:

  • Печать каталога «Сила Ума» — 34 500 рублей
  • Распространение каталога — 15 000 рублей
  • Реклама в «Вечерней Пятнице» — 6000 рублей

Итого: 55 500 рублей.

Это недопустимо большая цифра для оборота небольшого магазина «Сила Ума». Расходы на рекламу в феврале составили 11,5 % от оборота или 28 % от прибыли. Но для меня это прежде всего оправданные инвестиционные затраты. Я уже писал о том, что одной из главных целей февральской рекламной кампании являлось увеличение количества покупателей магазина, расширение круга людей, знающих о магазине. И конечно же — увеличение продаж! И кампания дала быстрые результаты. 

Была ли эта кампания слишком дорогая? Возможно. Но даже в новогоднем декабре были дни, когда выручка магазина составляла 6000 рублей, а в феврале меньше 11 000 рублей она не опускалась. Масштабной кампанией мы привлекли людей, которые никогда до этого не были в «Торговом Дворе», в Интернете, не слышали ничего о «Силе Ума», — создали критическую массу посетителей. В феврале я разговаривал с покупателями из Эжвы (район Сыктывкара), которые удивлялись, почему «они до сих пор ничего не знали о таком хорошем магазине…»

Сохранится ли достигнутый объём продаж или это краткосрочное явление — узнаем позже.

И ещё. Я до сих пор уверен в том, что мы ещё не достигли максимальной узнаваемости среди любителей книг. Необходимо идти дальше.

В марте рекламные расходы будут сокращены. Я запланировал потратить на рекламу не более 5 % от оборота. Масштабных кампаний не будет. Будем искать малобюджетные, но эффективные приёмы.

Что же повлияло на рост продаж?

С моей точки зрения — три фактора:

  1. Рекламный каталог (толчок для роста)
  2. Увеличение ассортимента (почва для роста)
  3. Распространение информации о магазине среди покупателей (среда для роста)

Важнейшим показателем эффективности каталога являются большие объёмы продаж книг из него. И это касается не только хитов, но и интересных позиций, ранее продававшихся достаточно посредственно. С другой стороны, я в очередной раз убедился в том, что купоны не оказывают магическое воздействие на наших покупателей. Я это понял, когда ещё работал в гипермаркете «Город Мастеров» — из тысяч купонов возвращались единицы.

В каталоге я разместил купон, который давал возможность при совершении покупки и предъявлении купона получить в подарок клубную карту «Сила Ума». Карта даёт постоянную скидку 5 %. За весь февраль «вернулось» всего 0,3 % купонов. Это всего лишь 161 купон из 50 000 газет! 

Продажи и купоны

На графике можно посмотреть динамику возврата купонов. Интересно, что пик по возвратам купонов был в будний день — через неделю после начала распространения газеты по городу. Кривая продаж и возврата купонов совершенно не имеют никакой зависимости, что говорит о том, что купоны никак не повлияли на продажи.

Вывод. Купоны использовать надо. Они необходимы хотя бы для того, чтобы вообще проследить обратную связь с покупателями. Но нельзя делать на них ставку. Например, публиковать в газете только купон. Эффект будет. Но минимальный. Под купонами я понимаю любые модули, которые надо вырезать и принести в магазин.

Или у вас другое мнение?

Расходы и доходы

Грязный доход «Силы Ума» в феврале составил 206 757 рублей, расходы — 161 119 рублей. Сумма расходов очень большая, изначально я планировал тратить не более 87 000 рублей, но в феврале были увеличены расходы на рекламу, мы покупали дополнительное оборудование (сейф, полки на склад, освещение).

Структура расходов в феврале:

  • Кредит — 12 000 рублей
  • Аренда — 32 045 рублей
  • Фонд оплаты труда — 29 495 рублей
  • Транспортные расходы — 16 303 рублей
  • Админ/хозрасходы — 3567,8 рублей
  • Реклама — 55 500 рублей
  • Торговое оборудование — 12 208 рублей

Итого расходы: 161 119,5 рублей.

Расходы Силы Ума

Должен признаться, что в декабре, январе, феврале я не составлял финансовый план на будущий месяц — кроме рекламных мероприятий. По сути, я не пытался контролировать текущие издержки. Безусловно, это неправильно. В марте особое внимание будет уделено финансовому планированию и сокращению расходов. Необходимо создать чёткую систему контроля издержек. О результатах обязательно напишу.

Чистая прибыль

в феврале составила 45 638 рублей, которую я оставил в обороте.