Модель бизнеса в Excel
Инвестировано в проект на 21 октября 2006 года: 190 760 рублей.
Заработано на 21 октября 2006 года: 0 рублей.
Для того, чтобы наглядно представить свой будущий бизнес, я создал таблицу в программе Excel, где попытался смоделировать проект «Сила Ума». Такие показатели как торговая наценка, оборачиваемость товара, арендная плата, площадь магазина, расходы, заработная плата, я сделал переменными. Получился некий финансовый калькулятор.
Переменные в таблице можно менять. Это позволяет смоделировать работу небольшого магазина при различных показателях оборачиваемости товара, арендной плате, и найти оптимальные для бизнеса цифры. Кстати, вы можете скачать бизнес-калькулятор и попробовать «просчитать» ваш розничный бизнес, вашу идею…
Принцип работы бизнес-калькулятора очень прост. Вводите объём инвестиций, который вкладываете в проект, капитальные и ежемесячные расходы, прогнозируемую оборачиваемость товара, торговую наценку, а калькулятор считает — какую выручку и прибыль вы получите в последующие 6 месяцев.
Если при заданных вами показателях калькулятор считает в «минус» — меняете показатели, сокращаете ежемесячные расходы или увеличиваете торговую наценку до тех пор, пока не найдёте оптимальный «прибыльный» вариант. В калькуляторе заложен принцип — на протяжении всех 6 месяцев вы вкладываете всю прибыль в оборот.
Я считал для себя наиболее экстремальный вариант развития событий. Нужно было найти точку «выживания» и развития при пессимистических показателях, к которым, скорее всего, и будет приближена реальность.
Один из основных показателей в торговле — ликвидность или оборачиваемость товара. Я предположил, что в магазине будет продано 1/3 всех книг за 1 месяц. В таком случае оборачиваемость книги составляет 3 месяца. Близко к реальности, если учесть, что мы будем продавать специализированные издания? Оптимизм внушали данные по России в целом: средняя оборачиваемость книги — 1 месяц, но будем готовиться к худшему.
Торговую наценку в калькуляторе я увеличил до 70% (40% розничная наценка + 30% оптовая скидка, которую поставщики дают за предоплату более 100 000 рублей). Я специально провёл мониторинг цен у будущих конкурентов. Мои книги с 70% наценкой (от оптовой цены со скидкой за объём) в большинстве своём были ниже, чем в «Букинисте» или «Доме Книги»…
Вот, что получилось…
Средства на текущие расходы первого месяца (аренда, ФОТ) я сразу зарезервировал, поэтому из прибыли первого месяца расходы не вычитаются (71 283 руб.).
Вся прибыль первого месяца пускается в оборот. Во втором месяце ежемесячные расходы уже вычитаются из полученной прибыли. Именно поэтому её размер резко падает, но не уходит в «минус», продолжая очень медленно расти с каждым месяцем.
Главное, чтобы размер прибыли был больше или равен размеру ежемесячных расходов, тогда он сможет развиваться или хотя бы оставаться безубыточным.
В нашем случае ежемесячная прибыль должна быть не менее 87 000 рублей, то есть месячный оборот — не менее 213 000 рублей при 70% наценке. Это означает, что в день оборот магазина должен составлять не менее 7 100 рублей. Это 59 покупок по 120 рублей или 7 покупок в час.
Ресурсов для увеличения оборота и выручки я вижу три:
- Сокращение издержек (ежемесячных расходов), которые позволят получить больше прибыли и увеличить оборот.
- Увеличение оборачиваемости товара за счёт грамотного управления ассортиментом, маркетинга и рекламы.
- Увеличение торговой наценки (этот вариант нравится мне меньше всего).
Так, например, увеличение средней оборачиваемости книг с 3 месяцев до 2,5 увеличит чистую прибыль во второй месяц с 916 рублей до 28 000, а снижение аренды с 750 до 550 рублей — увеличит прибыль с 916 рублей до 11 000.
Теперь о точке безубыточности. Для того чтобы магазин был рентабельным, прибыль должна быть больше либо равна ежемесячным расходам — в нашем случае 87 000 рублей.
Составленный финансовый план заставил меня отказаться от многих вещей. Не будем забывать, что в моём распоряжении всего 558 000 рублей. Я сократил все возможные капитальные затраты для того, чтобы больше денег осталось на оборотные средства. Я решил отказаться от антикражевой системы (которой, кстати, нет ни в одном книжном магазине Сыктывкара). Мне не остаётся ничего другого, как искать оригинальные, малобюджетные, но эффективные решения в рекламе.
Что из этого получится? Вы скоро узнаете.