Слово и дело: история блога, который все изменил

Этот блог появился в 2006 году, когда Федор Овчинников решил стать предпринимателем и навсегда оставить в прошлом работу по найму. Он уволился, взял кредит в Сбербанке» и открыл в своем родном Сыктывкаре книжный магазин. Назвал его «Сила ума».

Магазин интеллектуальной литературы расположилась на шестом этаже торгового центра. Денег на рекламу не хватало. Чтобы привлечь внимание к «Силе ума», Федор решил откровенно рассказывать в одноименном блоге о том, как он развивает бизнес.

Многих поражала открытость предпринимателя: он рассказывал об ошибках и публиковал всю финансовую информацию — выручку, расходы, прибыль. Это было настоящее реалити-шоу о малом бизнесе. Число читателей быстро росло. О необычном книжном магазине стали писать даже столичные деловые издания.

История разворачивалась на глазах читателей. За несколько лет Федор открыл еще несколько магазинов, вышел в другие города и превратил свою компанию в лидера в республики Коми. Однако в кризис 2008 года на низкомаржинальном книжном рынке начались проблемы. Из-за разногласий с партнерами Овчинников в 2010 году вышел из бизнеса, ничего на нем не заработав.

И ботаники делают бизнес

Журналист Максим Котин, автор бестселлера «Чичваркин Е…гений», написал о Федоре книгу «И ботаники делают бизнес». В ней, основываясь на записях блога и интервью с предпринимателем и другими участниками событий, он подробно рассказал обо всем, что случилось с создателем «Силы ума».

Книгу выпустило известное деловое издательство «Манн, Иванов и Фербер». Евгений Чичваркин назвал ее «лучшей книгой о бизнесе по-русски». Она получила премию «Выбор рунета» интернет-магазина «Озон». На волне интереса к изданию Олег Тиньков пригласил Федора на свое деловое шоу «Бизнес-секреты».

К тому моменту Овчинников уже придумал новый бизнес — доставку пиццы под брендом «Додо Пицца». Он считал, что в России спрос на хорошую пиццу сильно превышает предложение. А бизнес по доставке пиццы не требовал больших инвестиций.

«Додо Пицца». Рождение бренда

Перед запуском Федор решил изучить рынок и поехал на месяц в Петербург, где устроился рядовым сотрудником в McDonald’s, Papa John’s, Sbarro и «Теремок». О том, как мыл полы и жарил картошку в этих сетях и какие сделал выводы на будущее, он рассказал в блоге.

В апреле 2011 года в Сыктывкаре начала работу первая «Додо Пицца». Денег хватило только на то, чтобы снять и оборудовать небольшое помещение в подвале. Федор, разумеется, продолжил делиться с читателями новостями, а также публиковать финансовые отчеты.

Пока читатели спорили, будет ли доставка пиццы успешна, когда в городе и так работает пара десятков пиццерий, предприниматель развивал бизнес. Всего через полгода выручка пиццерии превысила 1 миллион рублей, еще через полгода она удвоилась.

Пицца в облаках

Овчинников мечтал построить сеть пиццерий — и превзойти конкурентов прежде всего с помощью инновационного менеджмента и облачной информационной системы. Поэтому он практически сразу начал инвестировать в ее разработку.

Первая версия Додо ИС давала возможность отправить заказ на планшеты, установленные на кухне. Пиццамейкер отмечал на планшете, когда начинал готовить и когда заканчивал. Это позволяло избежать путаницы на кухне и подсчитывать время приготовления каждой пиццы.

Однако развитие системы требовало денег, и Федор объявил в блоге, что ищет инвестора. Многие сомневались в том, что информационная система может стать реальным конкурентным преимуществом. Да и будут ли серьезные инвесторы вкладывать деньги, прочитав какой-то пост в интернете?

Подарок от «Яндекса»

Такой человек все-таки нашелся. Им стал Василий Филиппов, один из совладельцев компании SPB Software, которую в 2011 году купил «Яндекс». Прочитав пост Федора в блоге, он решил вложить в «Додо Пицца» 5 миллионов рублей в виде займа, получив в обмен 5% компании.

Несмотря на предсказания скептиков, дела шли в гору. Уже в 2012 году Федор Овчинников открыл зал в первой пиццерии, вторую точку в Сыктывкаре и первую франчайзинговую «Додо Пицца» в городе Ухта, оборот которой уже на второй месяц превысил 1,3 млн рублей. В этом же году под бренд «Додо» перешла пиццерия «Торро Пицца» в Смоленске.

_

В конце 2012 года Федор продал еще 5% компании новому инвестору — уже за 10 миллионов рублей. К концу 2013 года сеть насчитывала уже 15 точек, и Овчинников объявил в блоге, что собирается привлечь стратегического инвестора и продать 10% компании для того, чтобы масштабировать бизнес.

Иду на грозу

Если прежние планы казались кому-то смелыми, то новые выглядели совершенно безумными. Предприниматель заявил, что построит к 2020 году сеть из 2500 пиццерий и выведет компанию на IPO. Кроме того, план подразумевал строительство глобальной компании, которая будет работать по всему миру.

Скептики утверждали, что маленькой компании из Сыктывкара нечего противопоставить лидерам рынка, таким как Papa John’s, Domino’s или Pizza Hut. Да и вообще, русские сети могут быть успешны только в России — или в странах СНГ. Не больше.

Предприниматель в освою очередь верил, что Додо ИС позволит компании успешно конкурировать с мировыми лидерами рынка. За эти годы она стала мощной, но гибкой системой, которая позволяла контролировать весь бизнес в режиме онлайн, поскольку по сути представляла собой веб-сервис, работающий через браузер на любом устройстве, подключенном к интернету.

Система давала колоссальные преимущества в управлении бизнесом. При этом создать такую же лидеры рынка не могли, потому что для этого им бы пришлось менять принципы работы тысяч пиццерий.

Фонды и люди

Предприниматель начал переговоры с венчурными фондами и инвесторами. Довольно скоро он понял, что они в принципе не понимали его идею совмещения традиционного бизнеса и IT.

Инвесторы, которые интересовались реальным сектором экономики, считали «Додо Пицца» IT-компанией, потому что она делала ставку на софт. Венчурные фонды в свою очередь считали «Додо» традиционным бизнесом, потому что это все-таки была сеть пиццерий.

Хотя Федор Овчинников получил несколько предложений от фондов, он решил остановить переговоры и найти необходимые средства с помощью краудинвестинга — привлечь капитал частных лиц, продавая инвестиционные лоты от 300 тысяч рублей.

Всю свою компанию, которую он начал с 1 миллиона рублей вложений, предприниматель оценил уже в 28,7 миллионов долларов. Узнав об этом, венчурный инвестор Александр Журба заявил, что затея это гиблая и «Додо Пицца» не привлечет и пары миллионов рублей из нужных восьмидесяти. Федор предложил пари — в случае проигрыша Журба должен был бы день проработать в «Додо» кассиром.

Инвестор-кассир

В 2014 году «Додо Пицца» совместно с компанией Copter Express организовала первую в мире коммерческую доставку пиццы с помощью коптеров. Новость об этом попала на страницы не только всех ведущих российских СМИ, но и десятков зарубежных сайтов.

Screen Shot 2015-10-31 at 17.58.15

Не каждый день небольшая российская компания удостаивается упоминания таких изданий, как Wired, The Washington Post, Business Insider, Le Monde и FOX News. Японский телеканал даже прислал в Сыктывкар корреспондента, которому доставили пиццу с помощью коптера в прямом эфире.

К тому же в конце 2014 года открылась первая зарубежная Dodo Pizza — в румынском городе Брашов. Началась международная экспансия. В следующем году компания объявила, что нашла партнера-франчайзи в Китае, а также во многих странах СНГ. Федор снова поразил читателей, когда объявил, что собирается уже в текущем году выходить на рынок США и построить там сеть из 400 точек.

В результате 26 мая 2015 года инвестор Александр Журба провел в подмосковных Химках — отрабатывал смену на кассе «Додо Пицца», потому что проиграл пари. Сеть привлекла даже больше запланированного — на тот момент 94 миллиона рублей (а всего — 106,5).

Спасибо за ролик Ривелти групп

Чего можно добиться?

План 2013 года предполагал, что в 2015-ом у «Додо Пицца» будет 61 пиццерия. И это казалось тогда смелым утверждением. Уже осенью у компании было 68 пиццерий.

«Сила ума» изменила все в жизни многих. Благодаря блогу Федор Овчинников сумел создать успешный бизнес, найти инвесторов, собрать команду энтузиастов — и вдохновить многих других на то, чтобы начать свое дело. Благодаря этому блогу изменилась жизнь тысяч людей, которые стали постоянными клиентами «Додо Пицца».

Честное и бескомпромиссное реалити-шоу о предпринимательстве, запущенное почти десять лет назад, продолжается. Сегодня блог ведет уже не только Федор, но и его единомышленники.

Здесь можно прочитать заметки Максима Котина о последних новостях компании и реальные истории неординарных предпринимателей — франчайзи «Додо Пицца».  Здесь публикуются регулярные отчеты о ходе разработки информационной системы Додо ИС. Предприниматели и топ-менеджеры компании делятся здесь своим опытом — и своими ошибками.

У компании есть большая цель — не только построить успешную глобальную компанию, но и реформировать принципы управления бизнесом, используя новые технологии. Доказать на деле, чего можно добиться в традиционном бизнесе, если разделить веру в способность новых технологий менять жизнь. Пожалуй, эта цель — главное, что объединяет сотрудников и инвесторов компании — и читателей этого блога.

История продолжается. Никто не знает, что будет. Но точно известно, что не будет скучно.

Полезные ссылки

Выручка сети «Додо Пицца» за 2015 онлайн
Выручка всех пиццерий
P&L собственной сети «Додо Пицца»
Dodo Pizza Story (блог на английском)
Сайт для франчайзи «Додо Пицца»
Сайт «Додо Пицца и кофе»
Страницы Федора Овчинникова в соцсетях: Фейсбук, Вконтакте, Инстаграмм
Книга «И ботаники делают бизнес»